Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
КОРНЕЛЮК Игорь ЕвгеньевичКОРНЕЛЮК Игорь Евгеньевич
Городилов Виктор Андреевич
БРЖЕСКИЙ Николай Корнильевич
ПЬЯНКОВА Наталья
МАШКОВСКИЙ Степан ФилипповичМАШКОВСКИЙ Степан Филиппович
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович

(архитектор)

Комментарии для ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович
Биография ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович
Как бы ни развивались события в художественной жизни, имя Жолтовского, его деятельность, его произведения всегда окружены ореолом несомненной культуры, высокопрофессионального мастерства, безукоризненного чувства стиля.

Я помню, как на юбилейном вечере 27 ноября 1947 года, посвященном 80-летию Ивана Владиславовича, академик Щусев вспоминал свои студенческие годы, когда вокруг старшекурсника Жолтовского собирались студенты Академии художеств в Петербурге и разговаривали об искусстве. Это уже было зарождение школы Жолтовского. Стремление к осмыслению искусства, к ответам на вопрос: "Почему, почему это прекрасно?" - характерная черта Жолтовского. Она, естественно, приводила его к построению системы мышления - науке о композиции прекрасного. Он искал в совершенных, несомненных произведениях искусства (и не только архитектуры) не различия, а общее, то, что их объединяет и делает прекрасными. Такой подход, такие поиски неизменно становились педагогическими по существу.

Проект здания редакции газеты "Известия" на Бережковской
набережной в Москве, вариант 1939 г.

Он рассказывал, как почитаемый им профессор Гедике дал урок, запомнившийся ему на всю жизнь. Студент многократно приносил композицию здания, а Гедике только посмотрит - и неизменно заметит: "А почему вы не хотите сделать богато?" Студент уходил и продолжал насыщать стену различными рельефами, другими "богатствами". В конце концов профессор Гедике спросил изможденного студента: "А что богаче - много осей или реже оси?" Вот, оказывается, где надо было искать богатство! Сделать чаще оси окон. И вовсе не в декоре дело. Это были запомнившиеся Ивану Владиславовичу уроки. А далее он сам углублялся в построение системы композиции прекрасного.

Как войти в окружение? Подчиниться или подчинить? Как строить пропорции сооружения? Чему учит история архитектуры? Жолтовский, постепенно постигая философию искусства, приходит к совершенно неожиданному, своеобразному пониманию классики и эклектики. Для него классика - вовсе не все построенное в Греции и Риме - нет, он видит классику в самых разных исторических стилях, а также в народном творчестве. Статика, динамика, тектоника, природа, собственно строительное мастерство - эти вопросы волнуют его. Он постоянно ищет, неутомимо изучает памятники. Жолтовский становится одним из самых авторитетных знатоков архитектуры Андреа Палладио, который оказал исключительное влияние на всю русскую архитектуру эпохи классицизма и ампира. В 1918 году Жолтовский делает перевод четырех книг об архитектуре Палладио. В своей практике он создает многочисленные интерпретации "в духе Палладио". Он становится признанным авторитетом, выдающимся палладианцем своего времени. Но его творческие поиски не ограничиваются палладианскими мотивами. Особо он занимается вопросами гармонизации в природе и искусстве, пропорциями. Изучая пропорции в произведениях архитектуры, он часто подчеркивает, что пропорции - могучее средство в руках архитектора в создании образа. В пропорциях золотого сечения (618:382) он находит производную, широко применявшуюся в архитектуре (и существующую в природе), функцию золотого сечения (528:472), которая вошла в теорию пропорции как "функция Жолтовского". Он первый обратил внимание на это отношение нижней и верхней частей дворца Дожей. И в то же время, настаивая на гармонизации художественного произведения путем подчинения целого и частей единой системе пропорций, сверки "алгеброй" интуиции, он никогда не сводил и не выводил вопросы образа только из этого.

Непосредственно после революции 1917 года Жолтовский руководит работами по генеральному плану развития Москвы, а в 1923 году по его генеральному плану осуществляются планировка и постройка Всероссийской выставки - одной из первых и замечательных работ в новой столице России. А еще через несколько лет - победа на конкурсе Дворца Советов: решение сложной, уникальной градостроительной проблемы - создание нового правительственного центра рядом с Кремлем. Естественно, что все эти работы выполнялись в коллективе, в "школе", которая всегда создавалась вокруг Жолтовского и воспитанием которой в процессе проектирования и строительства всегда взволнованно и целеустремленно занимался Иван Владиславович.

Уже в первых своих постройках он привлекает к разработке и исполнению работ по интерьерам художников-монументалистов - это И. Нивинский, Е. Лансере, М. Добужинский, одновременно преподает в Строгановском училище.

После революции - ВХУТЕМАС. Все двадцатые годы вокруг Жолтовского - выдающиеся в будущем архитекторы Г. Гольц, М. Парусников, И. Соболев, С. Кожин, В. Кокорин, скульпторы И. Шадр, С. Коненков, С. Меркуров. А в начале 30-х годов во вновь организованной Первой мастерской Моссовета под руководством И.В. Жолтовского работают А. Власов, М. Барщ, М. Синявский, Г. Зундблат, Е. Иохелес, К. Афанасьев, В. Колбин, П. Ревякин, Н. Рининский. С ним консультируются молодые архитекторы - аспиранты Академии архитектуры Ю. Шевердяев, М. Оленев, Г. Захаров, 3. Чернышева, Б. Мезенцев, Л. Павлов, Г. Али-Заде, а аспирантурой руководит Г. Гольц. Там же работают А. Буров. Б. Блохин, А. Зальцман. Круг "школы Жолтовского" уже значительно шире. Мастерские Горстройпроект, Военпроект приглашают Жолтовского консультантом. Выполняются большие проекты - Институт литературы на Котельнической набережной, второй Дом Советов в Зарядье, комбинат "Известий" на Бережковской набережной, реконструкция Большого театра, планировка Театральной площади.

В издательстве Академии архитектуры выходят четыре книги об архитектуре А. Палладио в переводе И.В. Жолтовского. В журналах и газетах публикуются "Беседы мастера с учеником" (в записи А. Габричевского), статьи Д. Аркина, А. Зальцмана, Н. Былинкина о "теории композиции" И.В. Жолтовского.

В 1940 году Жолтовский становится художественным руководителем Московского архитектурного института. С ним в институт приходят на преподавательскую работу его ближайшие помощники. Уже до войны были проведены такие нововведения, как проект на одну программу для всех старших курсов ("Лодочная станция"), изменения в программе "Введение в архитектуру" (первое задание - "Пейзаж", второе - "Архитектура в пейзаже"). Жолтовский ратовал как за приоритет собственно проектной учебы, так и за лучшую постановку обучения строительному мастерству, ссылался обычно и на опыт такой учебы в Академии художеств, и на собственный опыт. Сам он был блестящим мастером, досконально владеющим всеми секретами строительного дела.

В 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны, постановлением правительства была создана архитектурная мастерская-школа академика архитектуры И.В. Жолтовского. Одной из первых ее работ стало преображение поселка барачного типа Железнодорожный под Москвой в благоустроенный красивый поселок. Другой важной работой явилась пристройка зала приемов и конференц-зала к особняку МИДа на Спиридоновке (архитекторы М. Барщ, Г. Захаров, Ю. Шевердяев). Они же выполняют три варианта Дома Советов в Сталинграде, планировку и застройку Центральной площади в Калуге, проект генерального плана и застройки города Сочи. Одновременно шли проектирование и строительство дачного поселка в Крюкове под Москвой, создание типовых проектов для строительства горсоветов, клубов, малых домов для села, типовых зданий городских судов, областных библиотек. Шло проектирование малых форм (фонтаны, люстры, мебель, дорожные знаки), институтов (библиотечный институт в Москве, Институт коневодства в Голицыне, Строгановское училище и Институт электрификации сельского хозяйства, Зооветеринарный институт во Львове, санатории, пионерские лагеря под Москвой). Завершались начатые до войны жилые дома па Смоленской пощади и Ленинском проспекте, строился жилой дом на Ярославском шоссе. Коллектив мастерской принимал участие во всех этих работах (В. Воскресенский, П. Скокан, Б. Лазарев, М. Круглов, Г. Лебедев, В. Васильева, Г. Михайловская, Н. Сукоян, А. Овчинников, С. Никулин, А. Самсонов и другие). Одновременно при консультации И.В. Жолтовского выполняется проект и осуществляется строительство района Перово в Москве (Г. Малян, Н. Лисициан).

С 1950 по 1955 год основной работой стала реконструкция Московского Государственного Ипподрома. В полную силу над этим проектом работал сам Иван Владиславович, уделяя ему исключительное внимание. Одновременно он вел целый ряд построек, консультировал другие проектные институты - Академпроект (здание Горного института - архитекторы Ю. Шевердяев, Ш. Айрапетов), Гипротеатр и Гиирокино (архитекторы М. Барщ, Н. Куренной, Е. Хомутов, А. Максимов, П. Кухтенков, Л. Тарасенко), Гинровуз (архитекторы И. Гомелипа, Е. Калашникова), Аэропроект (архитекторы Г. Крюков, Г. Елькин), Военпроект (архитекторы Н. Гайгаров, И. Телятников). Нет возможности перечислить всех архитекторов, консультировавших свои проекты у И. Жолтовского. Среди них были и приезжавшие из других городов и республик.

В конце 40-х годов для мастерской-школы Жолтовского наступили тяжелые времена. Общее наступление на искусство, начатое с достопамятного выступления А. Жданова о журналах "Звезда" и "Ленинград", коснулось и школы Жолтовского. Услужливые партийные борзописцы набросились на Жолтовского и его последователей, как на "безродных космополитов", "буржуазных идеалистов". Из института были изгнаны М. Барщ, Г. Захаров, гонения коснулись и А. Габричевского, в своих творческих работах исследовавшего систему Жолтовского. Мастерская-школа практически дышала на ладан, уже был издан приказ о ее ликвидации. Но в начале 1950 года И. Жолтовскому, Г. Захарову и 3. Чернышевой присуждается высшая государственная премия за жилой дом на Калужской улице (Ленинский проспект) и за метро "Курская-кольцевая". Сразу те же борзописцы поверну-лись на 180 градусов и стали безудержно возносить Жолтовского и его школу. Тогда же изгнанный из Архитектурного института М. Барщ осуществляет в Минске вместе с М. Парусниковым главную столичную магистраль. Им также присуждается Госпремия Белоруссии и присваивается звание "Почетный гражданин г. Минска". В эти же годы А. Власов руководит проектными работами по восстановлению Киева и его главной магистрали - Крещатика.

В 50-е годы в мастерской-школе выполняются все конкурсные работы, которые проводились в Москве: Бородинская панорама, Пантеон великих людей, Дворец пионеров, Дворец труда, Дворец Советов и многое другое. Параллельно шло строительство ипподрома, кинотеатров, жилых домов, институтов, крупнопанельного холодильника. Началось проектирование Государственной картинной галереи и выставочного здания на Крымской набережной. Но, пожалуй, самым значительным и последним по времени вкладом Жолтовского в практику современного строительства было создание серии проектов крупнопанельных жилых домов. Именно на этом проекте сказались те непреходящие принципы, которые и являются историческим преимуществом системы Жолтовского, привлекавшей к нему и вчерашних видных конструктивистов 20-х годов, и высоко ценивших его мастеров авангарда.

Проблема крупнопанельного строительства - это проблема индустриализации строительства. Жолтовский предлагает разделить серийное производства панелей "на склад" и индивидуальные верх и низ здания. Панели - крупные - на одно или два окна. Швы - открытые. Ансамбли образуются из разных домов и объемов. Несмотря на заводское изготовление, прочь однообразие, "единство в разнообразии" - не устает он декларировать. Все здесь было ново, неожиданно. Это была победа творческого духа выдающегося мастера архитектуры. Впервые предложенные Жолтовским "панели на комнату", "открытый шов", "безвыносной карниз", "ажурное декоративное венчание", магазины, вынесенные из первых этажей жилых домов, - все это прочно вошло в современную практику. Но многие из тех идей Жолтовского еще ждут своего воплощения.

Мы входим в XXI век, обогащенные практикой и теорией, творчеством замечательных деятелей зодчества XX столетия. Выдающееся место среди них занимают Иван Владиславович Жолтовский и его школа.






Биографии


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович
Зубарев Виктор Владиславович
Зубарев Виктор Владиславович
Семёнов Владимир Владиславович
Семёнов Владимир Владиславович

Новости по темеЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович:
ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович, фото, биография
ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович, фото, биография ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович архитектор, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь