ЦУЗМЕР Ревекка Моисеевна(Художник)
Комментарии для ЦУЗМЕР Ревекка Моисеевна
Биография ЦУЗМЕР Ревекка Моисеевна
Родилась в 1918 году в Одессе. Окончила Московский институт декоративно-прикладного искусства (существовал до 1953 года) в 1949 году. В 1953 году начала свою выставочную деятельность, награждена дипломом на выставке керамики в Гданьске. В 1986 году было присвоено звание Заслуженной художницы России. В 1990 году была присуждена Государственная премия России. В каких собраниях работы Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном Историческом музее, Государственном музее керамики и усадьбе "Кусково" XVIII в., Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Музее истории и реконструкции города Москвы, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Сергиев-Посадском государственном историко- художественном музее-заповеднике, Музее-заповеднике А.С.Пушкина в Михайловском. Участие в выставках, аукционах 1973 31-й международный конкурс керамики. Фаэнца. Италия; 1977 Персональная выставка. Москва; 1979 Персональная выставка. Ленинград; 1983 Персональная выставка. Ярославль. Россия; 1984 Персональная выставка. Кострома. Россия; 1990 Персональная выставка. Центральный Дом художника. Москва. Автор о себе Мир представляется мне вибрирующей структурой, излучающей свет. Из потоков света, омывающих все в природе, рождаются мои импровизации - особое состояние радостной легкости, когда глаза с удивлением, как бы со стороны следят за движением кисти, и возникает странный и незнакомый мир, так похожий на окружающий, но только мой. Потом легкость исчезает, как мираж, и наступает долгая работа. Человек с его раздумьями и сомнениями, природа, город, карнавал, театр - это темы моих живописных и графических листов. Занятия живописью и графикой стали для меня необходимостью. Рисунки шариковой ручкой со слегка тонированной акварелью поверхности листа отражают мои настроения, впечатления, мечты. Рисую без карандаша, стараюсь сразу закомпоновать рисунок в листе. Такая форма работы расковывает и одновременно дисциплинирует. Так же свободно стараюсь работать в фаянсе и шамоте. Керамика, подобно фуге, полифонична. В ней слились три голоса: скульптура, живопись, графика. Лишь при гармоническом их слиянии она звучит ясно и чисто. Глина не терпит насилия над собою и подчинена законам, заложенным в ней самой природой. Таинственный мир двух стихий - огня и воды, соединяясь с землей, образует чудо керамики. Как часто этот внешне "смирный" материал становится грозным и капризным. Но иногда керамика дарует неожиданную радость. Когда по прихоти укрощенного огня, разбуженные к жизни сплавы красок создают гармонию цвета, многослойную, глубинную, сияющую. Эта особенность материала делает работу непредсказуемой, побуждающей к эксперименту, которому нет конца. Критика Работа в архитектуре привнесла в творчество Рены Цузмер развитое чувство ансамблевости. По-прежнему определяющей остается живописная интерпретация темы, для которой форма нередко служит лишь фоном. Но наряду с этим все большую ценность приобретают скульптурные и архитектурные элементы - колонны, капители, пласты. Появляется стремление ввести наглядные моменты, раскрывающие суть работы керамиста, - демонстрация материала, его структуры, особенно в шамоте, как бы неоконченные края скульптуры - классический принцип, показывающий "технологию" манипулирования с глиной. Но эта демонстрация "сделанности", рукотворности идет параллельно с углублением все более проникновенного одухотворенного общего содержания, проявляющегося как в живописном декоре, так и в форме. Возникает новый синтез, часто построенный на контрасте и приобретающий от этого особую остроту и пронзительность. Живописные работы Ревекки Моисеевны необычны и завораживающи... Все они порождают неясные ассоциации, воспоминания, переносят зрителя в страну чистых и чуть грустных сказок, где горят свечи, где стоит старая, милая сердцу мебель, и мир отражается в волшебных потускневших зеркалах, оправленных в резные рамы.
Н. Воронов Библиография Каталог персональной выставки Р.М. Цузмер, 1977, Москва; Буклет "Ревекка Моисеевна Цузмер", 1979, Москва; Каталог групповой выставки произведений московских художников, 1982, Москва; Буклет "Рена Цузмер", 1983, Ярославль; Н.Воронов "Керамика Рены Цузмер", журнал "Декоративное искусство СССР", N4, 1975; Н.Сказина "Многогранность дарования", журнал "Художник", N4, 1978; Е.Павлова "Линия поиска", журнал "Работница", N12, 1979; Л.Георгиева "Керамисты на станковой выставке", журнал "Декоративное искусство СССР", N3, 1983; В.Кодик "Окно в мир", газета "Юность", 16 августа 1983, Ярославль; Каталог персональной выставки Ревекки Цузмер "Керамика, живопись, графика", 1990, Москва.
Комментарии пользователей
|
|
|