Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
ВИН (Wien), Вильгельм
Матросов АлександрМатросов Александр
АБРАМОВИЧ Роман АркадьевичАБРАМОВИЧ Роман Аркадьевич
СУРИКОВ Василий Иванович
Савицкая Светлана ЕвгеньевнаСавицкая Светлана Евгеньевна
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

САД Донасьен Альфонс Франсуа де

(Писатель)

Комментарии для САД Донасьен Альфонс Франсуа де
Биография САД Донасьен Альфонс Франсуа де
(1740-1814)
Тихий полдень 3 апреля 1768 года в одном из парижских предместий был нарушен истошными воплями - по улице бежала полуодетая, избитая и перепуганная женщина, вовсю проклиная распутников-аристократов. Виновника ее потрясения обнаружить было нетрудно - уже известный и в светских гостиных, и в полицейских участках развратный маркиз де Сад, который и в это священное для христиан утро праздника Пасхи остановил на площади Виктуар Розу Келлер, даму неопределенных занятий, отвез ее в фиакре на свою виллу и там, удовлетворяя жестокие и странные желания, избил женщину плеткой-семихвосткой с узелками на конце, а затем запер ее, так что лишь чудом удалось несчастной выпрыгнуть из окна... Не первая и, увы, не последняя подобная история, приключившаяся с этим зловещим маркизом, чье имя дало название одному из стойких извращений человеческой психики - садизму, ощущению удовольствия от страданий, которые причиняешь другому, - и чьи судьба и творчество (ибо маркиз де Сад был не только 'практиком', но и теоретиком, писателем и философом, обосновавшим свою модель поведения) по сей день заставляют размышлять о многом.

Он родился в Париже в семье графа де Сада, бывшего, между прочим, некоторое время послом в России, и фрейлины принцессы де Конде. Есть сведения о том, что в детстве и ранней юности он немало испытал от высокомерия своего сверстника - наследного принца, что им владела глубокая, непримиримая ненависть к матери. В 14 лет мы видим его уже воспитанником кавалерийского училища, в 15 лет - младшим лейтенантом Королевского пехотного полка, а в 1756-1763 годах - активным участником Семилетней войны, получившим в 1759 году звание капитана кавалерии. Выйдя в 1763 году в отставку, Сад, с благословения самого Людовика XV и всей королевской фамилии, женится на мадемуазель де Монтрей - старшей дочери президента налоговой палаты. Однако менее чем через полгода после свадьбы знатного молодожена на 15 суток заключают в башню замка Венсен за скандальное поведение в доме свиданий.

Вскоре де Сад занимает в бургундском парламенте место королевского генерального наместника в провинциях Брессе, Бюже и других, принадлежавшее ранее его отцу, а после смерти родителя вступает в сениориальное владение различными землями.

После случая с Розой Келлер маркиза снова лишают свободы, но проходит чуть более месяца, и де Сад получает помилование от короля, отделываясь лишь 100 луидорами штрафа. В 1770 году маркиз возвращается на военную службу, однако вскоре в чине полковника окончательно уходит в отставку, и вот уже 15 января 1772 года рассылает приглашения местным дворянам прибыть в его родовое поместье Лакост на премьеру собственной комедии...

Но столь трогательно-благопристойное времяпрепровождение, - несмотря на самую искреннюю и постоянную привязанность к театральным зрелищам, - никак не могло удовлетворить неудержимую натуру маркиза, в которой трудно было отделить распущенность, свойственную французской аристократии предреволюционных лет (см.очерк 'Опасные связи' - роман о нравах французской аристократии'), от прогрессирующей патологии психики.

Двадцать седьмого июня того же года в Марселе в 10 часов утра маркиз де Сад, 'человек, - следуя описаниям полицейского протокола, - прекрасно сложенный, с решительным выражением лица, одетый в серо-голубой фрак, жилет и розовые панталоны, со шпагой, охотничьим ножом и тростью в руке', вместе со своим лакеем Латуром посетил на дому трех девиц легкого поведения и предался с ними 'активной и пассивной флагелляции' (бичеванию), извращенному сексу и угощал девиц возбуждающими конфетами. На следующий день подобный визит был нанесен еще одной проститутке, а 1 июля все четыре красотки, испытывая боли в желудке, подали жалобу на отравление и на половую агрессию де Сада и его слуги.

Последствия 'марсельского дела' оказались самыми громкими. Именно тогда, по-видимому, пошли разговоры не только о сексуальных причудах маркиза, но и об убийствах, о костях, зарытых в садах его роскошных замков, даже - о людоедстве этого нового Дракулы. Решением королевского прокурора в Марселе маркиз де Сад и его слуга Латур присуждены к публичному покаянию на паперти кафедрального собора, за чем в приговоре следовало: 'отрубить де Саду голову на эшафоте, а помянутого Латура повесить на виселице'. Но поскольку обвиняемые за несколько дней до суда предусмотрительно исчезли, приговор был объявлен заочно, и после символической казни чучела обоих преступников сожгли на глазах у народа, ликующего при зрелище справедливого возмездия.

Однако безумства маркиза не прекращаются. Он похищает девушек, соблазняет горничных, заводит любовниц среди актрис и добропорядочных дам. В феврале 1777 года его снова по-мещают в Венсенский замок (смертный приговор был отменен), а в 1782-м переводят в Бастилию. Здесь, как и в Венсенском замке, он много и быстро пишет (так, в 1785 году за 37 дней заканчивает роман '120 дней Содома, или Школа разврата', - рулон бумаги длиною в 20 метров; в 1787 году за 15 дней - повесть 'Несчастная судьба добродетели'; в 1788-м за неделю - новеллу 'Эжени де Франваль').

Второго июля 1789 года он кричит из окна своей тюрьмы, что в Бастилии убивают заключенных, немало содействуя этим росту народного возмущения. А через два дня де Сада переводят в психиатрическую лечебницу Шарпантон.

Революция освобождает де Сада. В 1791 году он публикует роман 'Жюстина, или Несчастная судьба добродетели' (2-я редакция), осенью того же года в 'Театре Мольера' ставится его драма 'Граф Окстиерн, или Последствия распутства', с восторгом встреченная публикой, - ведь речь идет о развращенности высших слоев общества, ненавидимых и презираемых революционным народом. Гражданин Сад (а как же иначе! В духе времени он уже отказался от титула) продолжает выступать с чтением или постановками своих пьес, публикацией повестей, романов, сказок, разоблачающих аморализм аристократов. Самый аморальный из них выступает в роли обличителя! Более того, с конца 1790 года он состоит в якобинской секции Пик (Вандомская площадь), назначается сначала комиссаром по формированию кавалерии, затем - членом административной Больничной ассамблеи, проверяющей состояние медицинских стационаров, пишет политические труды (отчеты, предложения, доклады). Наконец, 13 апреля 1793 года Сад становится присяжным революционного трибунала, а затем председателем секции Пик - и есть свидетельства о том, что ему претила жестокость робеспьеровского террора.

В декабре 1793 года он снова попадает в заключение. Вот беспристрастный словесный портрет Сада это-го времени, запечатленный в строках тюремного протокола: '...рост 5 футов 2 дюйма, нос средних размеров, рот небольшой, подбородок круглый, волосы пепельные, лицо овальное, глаза светло-голубые'.

Термидорианский переворот вернул ему свободу, возможность печататься (в 1795 году выходит его сборник эссе 'Философия в будуаре', в 1797 - 'Новая Жюстина, или Несчастная судьба добродетели, с Приложением истории Жюльетты, ее сестры', 3-я редакция). Конец 1790-х годов он проводит в жестокой нужде, распродавая имущество, живет со своей последней подругой чуть ли не на чердаках, участвует в театральных представлениях, получая по 40 су за день - и тем не менее в июле 1800 го-да дерзает выпустить памфлет, направленный против Жозефины Богарне, Бонапарта и его окружения. И до того враждебно относившийся к творчеству и философии Сада Наполеон приказывает взять писателя под негласный надзор, и в 1801 году его арестуют как автора 3-ей редакции 'Жюстины' - 'самого ужасного из всех непристойных романов'. Через два года Сада переводят в Шарпантон, в уже знакомую ему клинику для душевнобольных, где он проявляет себя активным режиссером, автором, постановщиком, актером, а если надо, то и суфлером многочисленных больничных спектаклей (благо директор учреждения считал их целебными) - и в то же время самым беспокойным пациентом, 'циником и пьяницей', 'предметом всеобщего презрения', как писал в своем донесении главный врач больницы, умоляя и требуя перевода де Сада в тюрьму, под стражу, уверяя со всей ответственностью: 'Он не сумасшедший. Его единственная болезнь - порок'.

Умер Сад вечером 2 декабря 1814 го-да внезапно, - судя по медицинскому заключению, от астматического приступа, - и был предан земле по католическому обряду, неоднократно им осмеянному, на парижском кладбище Сан-Морис. Сам же маркиз в глубочайшем порыве предсмертного самоуничижения завещал зарыть свое тело в лесу так, чтобы 'следы могилы вскоре исчезли совершенно', отрекаясь от самых одиозных своих творений и заключая: 'Я льщу себя надеждой также, что и имя мое изгладится из памяти людей'.

Но маркиза де Сада помнят и по сей день. Его страшные книжки, долгое время находившиеся под запретом, выходят в престижнейшей французской серии 'Библиотека 'Плеяды', переводятся, читаются и изучаются во всем мире, и множество течений в философии, социологии, психологии, медицине, искусстве признают этого великого грешника одним из своих 'отцов'.

Современный читатель находит в романах, повестях, эссе, трактатах, пье-сах Сада прежде всего самую яростную критику просветительских идей. Доводя до крайней точки мысли К.А.Гель-веция о 'собственном, личном интересе' как 'перводвижителе человеческого поведения', насмехаясь над гуманистически-прекраснодушными представлениями об изначальной до-бродетельности человеческой натуры 'незадачливого философа' Ш.Л. Монтескье и других просветителей, Сад утверждал не только наличие, но и необходимость торжества зла во имя наслаждения жизнью наиболее сильных, прекрасных и безжалостных представителей людской породы. Истинной причиной такой 'войны всех против всех' Сад называет то обстоятельство, что в определенных местах иногда скапливается 'слишком много народу', а одна из его героинь уточняет, что на свете слишком много бедных людей, и природа будет только благодарна, если время от времени 'пропалывать' этот 'сад божий'. И в результате романы Сада, в которых так тяжеловесно, болезненно, причудливо и неправдоподобно смешались кровь, ужас, эротические фантазии, предсмертные стоны, человеческие экскременты и сладострастие, превратились в своеобразную антиутопию господства 'сильных' людей, презирающих условности человеческого общежития, жалость и сострадание, объединенных в новую расу - 'Общество друзей преступления'.

Трудно не заметить при этом, что все злодеи Сада - люди богатые или властные: денежные мешки, дорогие проститутки, церковные иерархи, вельможи, монархи.

Вселенский бунт маркиза де Сада потряс немало действительно ложных кумиров и новых, просветительских предрассудков, показав сложность и неоднозначность человеческой натуры, относительность добра и зла - и в то же время дал нам важные предостережения. Прежде всего от жизни без нравственного абсолюта - назовем ли мы его богом, категорическим императивом или этическим кодексом цивилизованного человека, от преувеличения роли биологического начала, от опасности тотального нигилизма, от жизни без соизмерения себя с 'другими', жизни с позиции силы, делящей по своему усмотрению людей на 'нужных' и 'лишних'. Впрочем, результаты следования подобным принципам, с такой сокрушительной силой обнаруженные в середине ХХ века расцветом и крахом фашизма, уже в XVIII столетии достаточно убедительно показала трагическая и безумная жизнь самого маркиза де Сада.

Чудовищно гротескные образы Сада имели, однако, источником не только порочную фантазию их автора, но и вполне реальные, легко узнаваемые и даже изысканные прототипы в аристократическом обществе Франции конца XVIII столетия, о чем убедительно и ярко рассказал один из трезвейших умов века Просвещения, старший современник и соотечественник Сада - Шодерло де Лакло.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
  • Dionis для САД Донасьен Альфонс Франсуа де
  • После прочтения Жульеты могу сказать только одно -"Не читайте эту гадость" Меня тошнило два дня :)
    Написать комментарий
    Ссылки по теме:
    АЛЬФОНС ХII (Alfonso XII)
    САД Маркиз де (Sade Marquis de)
    ТОМОН Жан Франсуа Тома де

    Новости по темеСАД Донасьен Альфонс Франсуа де:
    САД Донасьен Альфонс Франсуа де, фото, биография
    САД Донасьен Альфонс Франсуа де, фото, биография САД Донасьен Альфонс Франсуа де Писатель, фото, биография
    RIN.ru - Российская Информационная Сеть
    СМИ

    Криминал

    Мода

    ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

    Политика

    Театр

    Герои

    Государство

    Искусство

    Музыка

    Спорт

    Бизнес

    Культура

    Кино

    Медицина

    Фотомодели

    Исторические личности

    Наука

    Общество

    Люди на монетах

    Бизнес

    Литература


     

     

     

     
    Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь