Александр Гарриевич Гордон родился 20 февраля 1964 в поселке Белоусово Калужской области. Отец - поэт,
писатель и
художник Гарри
Гордон, родом из Одессы, однако
Александр мог носить совсем другую фамилию.
Он мог быть
Александром Стригой (такова девичья фамилия его мамы), мог быть Чичининым (такова фамилия его матери после второго замужества). Но вышло так, что этот человек несет по жизни яркую фамилию
Гордон.
Вот что рассказал
Александр Гариевич по этому поводу: "На том, чтоб моя фамилия была
Гордон, настояла бабушка по маме - Воробьева Марина Михайловна. Она из крестьянской семьи, прожила нелегкую жизнь.
Работала билетером в клубе в поселке Белоусово, в этом же
здании жила их семья. Случился пожар, и все их пожитки сгорели. Бабушку хватил удар. Было ей тогда тридцать семь лет. С того времени она осталась полупарализованной. Но какая была сила воли у этого человека! Родители, как
водится, были заняты, и большую часть времени с ней проводил я. Она вырастила и воспитала меня. Это - я уверен - моя Арина Родионовна. Бабушка не рада была тому, что отец с мамой расстались. От нее-то я и узнал об отце. Бабушка настояла на том, чтобы мне сохранили фамилию
Гордон."
Вообще, о детстве
Александра Гордона известно мало. В одном из интервью он рассказывал, что учась в школе, дал с приятелем шуточное объявление о продаже вертолета, где указал свой телефон, за что был вызван повесткой в КГБ.
После окончания школы Саша
Гордон поступил в Московский институт культуры, но учиться в нем не стал. Он жил тогда в Чертанове, а институт был не близко - на Левобережье. И ехать далеко, и
девушки "библиотекарского типа" - страшненькие. Словом, никакого стимула учиться у него не было.
Но и в
армию Саше не хотелось. От
работников военкомата скрывался в психиатрической больнице им. П. П. Кащенко с диагнозом 'психопатия со склонностью к сутяжничеству'.
И все же линия судьбы вела его к искусству. По предложению школьного друга, известного клипмейкера Григория Константинопольского, он поступил в Ярославское
театральное училище ("Там недобрали двух пацанов" - сообщил ему Константинопольский). Но
Александр Гордон недолго баловал это славное учебное заведение своим присутствием - уже в конце первого семестра был издан приказ: "В процессе учебы студент
Гордон проявил явное нежелание учиться, систематически пропуская занятия, допуская нарушения дисциплины, что несовместимо с правилами, диктуемыми студентам и этическими нормами поведения. На днях студент сам подал заявление об отчислении. На основании вышеизложенного приказываю: отчислить..."
Александр подал заявление потому, что ничего другого не оставалось. Все, чему его обучали на первом курсе в Ярославле, он знал за 6 лет до того, обучаясь в
театральной студии, которую вели выпускники ГИТИСа. Да и вся учеба в Ярославле превратилась для него в студенческую пьянку.
Возвратясь в
Москву, он пошел
работать монтировщиком сцены в Театр на Малой Бронной. В то время там еще служил великий русский режиссер Анатолий Васильевич Эфрос.
Александр в течение года каждый день после
работы сидел на
репетициях у Эфроса. И это были его первые настоящие
театральные университеты. Год был 1982-й. В том же году он поступил в
Театральное училище имени Щукина и сразу же познакомился со своим отцом.
В 1987 году
Александр успешно окончил Щукинское училище и год проработал в Театре-студии им. Рубена Симонова, также преподавал
актерское мастерство в детском кружке. А в 1989 году с женой и годовалой дочерью уехал в США, где первое время устанавливал кондиционеры, готовил и доставлял пиццу.
Сегодня причинами своей эмиграции
Александр считает возраст и тягу к перемене мест. В двадцать пять лет
актером он уже не хотел быть ни при каких обстоятельствах. Да и материальная сторона дела побуждала его уехать из СССР. В США в то время уже жили его двоюродные сестры, приемные братья. Поддержала
Александра в вопросе эмиграции и Мария Вердникова - его первая жена. Она окончила Литературный институт и в США стала
работать на первом русском телевидении RTN. Располагалось оно тогда в подвале какого-то особняка. Там проводились монтажные
работы, озвучка. Готовые кассеты отвозили в Манхеттен, откуда шел эфир. Это оказалось для
Александра неоценимой школой. В ту пору он еще не представлял себе, что такое телевидение, а пришлось делать сразу все: от съемок до монтажа и присутствия в кадре, до написания и редактуры сценариев. Все: просто от и до. Эти два с половиной года
работы в Нью-Йорке пошли на пользу - он получил начальное телевизионное образование.
Потом
Александр поссорился с хозяином и ушел на другое телевидение - WMNB, которое держали мафиозные итальянцы - семья Морро. Но и там он задержался ненадолго. В 1993 году создал компанию 'Wostok Entertainment'. А потом в его жизни появился Гарик Антимони, друг Севы Абдулова и Володи Высоцкого. Он и стал первым продюсером
программы "Нью-Йорк, Нью-Йорк", с которой
Александр начинал в
России на телеканале 'ТВ-6'.
Программа эта была воспринята
россиянами с неожиданным интересом, что дало
Александру шанс через 2 года после начала ее показа вернуться в
Россию.
В 1997 году вернулся в
Россию. С 1997 - корреспондент публицистической
программы Игоря Воеводина 'Частный случай'. С марта по декабрь 1997 - автор и ведущий этой
программы.
Александр делал "Частный случай", руководствуясь довольно циничными мотивами: он не был в
России 8 лет, ему было интересно, чем живет страна. За полгода он в полной мере узнал это и даже стал экспертом.
Также с 1997 начал вести на радиостанции 'Серебряный дождь'
программу 'Хмурое утро', которая с 2001 года выходила также и на телевидении (на канале М1).
20 апреля 1998 созвал I (учредительный) съезд Партии общественного цинизма (ПОЦ). В этот же день был избран генеральным секретарем ПОЦ. Заявил о своем намерении баллотироваться на пост Президента
России в 2000 году. В партии состояло больше трех тысяч членов. В 2005 партия была продана
Гордоном за 3 доллара неизвестному лицу.
С января 1998 - автор и ведущий публицистической
программы "Собрание заблуждений" на телеканале ОРТ. Выступает в роли "Хранителя".
В период с 1998 по 2000 - автор и ведущий публицистической телевизионной
программы 'Собрание заблуждений', а также соведущий (в паре с Владимиром Соловьевым) в телепрограмме 'Процесс', которые выходили на телеканале ОРТ. Сам
Александр считал
работу в
программе 'Процесс' шагом назад в своей биографии.
Вот как он отзывался об этом: "
Программа эксплуатирует самое дурное в людях - тягу к политике. Наши разговоры о политике не могут решить и сотой доли проблем, это своеобразная прачечная, где перестирывается грязное политическое белье. Я думаю, необходимость в этой передаче - и для общества, и, главное, для тех, кто заказывает политическую
музыку, - вскорости отпадет. Я могу ошибаться, в этом случае я обречен на существование в этой
программе еще какое-то время."
Несмотря на это,
программа была нужна
Гордону, чтобы его стали узнавать.
Александр как раз собирался снять художественный фильм, на который ему нужно было собрать большую сумму. Он с трудом представлял, как это можно сделать, просто придя с улицы.
В 2002 снял художественный фильм 'Пастух своих коров' по сценарию своего отца - Гарри
Гордона.
Картина получила приз жюри IX
Российского кинофестиваля 'Литература и кино', 'Лучший режиссерский дебют'.
С 2001 по 2003 год на НТВ вел
программу '
Гордон'.
В марте 2004 года на сцене 'Школы современной пьесы' состоялась премьера спектакля 'Одержимые' (по роману Достоевского 'Бесы') в постановке
Александра Гордона.
С сентября 2004 года - ведущий
программы 'Стресс' на НТВ. С начала октября 2005 - ведущий телевизионной передачи '
Гордон 2030' на Первом канале.
Также, с 2005 года А.
Гордон - секретарь и идеолог Межрегионального Общественного Движения 'Образ Будущего', занимающегося поддержкой социальных проектов в регионах
России.
С 2006 до осени 2007 года снова вел передачу 'Хмурое утро. Десять лет спустя' на радио 'Серебряный Дождь'. Как ни странно,
программа выходила вечером в среду.
Основывает 'ПИ' - 'Партию интеллектуалов', основная идея которой - всероссийское
интернет-голосование. Слоган партии - 'ПИ здесь'.
С 2007 года ведет передачу 'Закрытый показ', где активно обсуждаются премьеры на ОРТ. В августе-сентябре снял материал для нового фильма снова по повести отца 'Огни притона', где рассказывается
история последней любви 40-летней 'проститутки в отставке' Любы на фоне колоритной Одессы 58-го года. Фильм находится в стадии монтажа.
С 2008 ведет
программу "
Гордон Кихот" на Первом канале и '
Гордон Жуан' на радиостанции "Серебряный дождь".
С 2009 - ведущий
программы '
Гордон в засаде' телеканала 'Охота и рыбалка'.
Родственники
С отцом
Александр Гариевич познакомился в девятнадцать лет. Когда родители расстались, он был не в состоянии запомнить имя, фамилию и даже внешность отца.
Александра вырастил отчим, настоящий человек, богатырь и умелец - так говорит о нем сам пасынок. Мама и отчим
Александра ныне живут в США, а отец-еврей - в
Москве. Ирония судьбы.
Гари Борисович - достаточно известный в
Москве поэт. Когда он уехал из Одессы, многие литераторы обрадовались: там, в Одессе, в начале 70-х он считался первым поэтом. А на эту должность, как вы понимаете, претендовали многие. Гари Борисович писал стихи, а сейчас пишет прозу. Он автор романа "Поздно. Темно. Далеко", повести "Пастух своих коров", по которой был снят фильм, серии одесских рассказов под общим названием "Золотое дно". А недавно завершил
работу над повестью "Комментарий к безвозвратному глаголу".
Личная жизнь
С первой женой, Марией Вердниковой,
Александр познакомился в
России. Через год после рождения дочери, они всей семьей эмигрировали в США, где Мария
работала вместе с мужем на
российском телевидении. Однако через некотрое время супруги решили разойтись и дочь осталась с Марией (официально бумаги о разводе были подписаны только в 2000 году).
Однажды в Нью-Йорк привезли чудотворную икону - список с Иверской Богоматери. На толстовской ферме организовали службу, и
Александр приехал туда со съемочной группой московского канала ТВ-6. Он давно мечтал встретиться с Толстыми, но те с опаской относились к выходцам из Советского Союза. А там вся семья была в сборе и вполне доступна.
Вместе с Татьяной Толстой в той церкви присутствовала актриса Нана Кикнадзе. Позже
Александр рассказывал, что увидел Нану в церкви со спины и сказал: 'Боже, это Она'. Подошел к ней, оглядел: точно - Она. А Нана, в свою очередь, увидев его с журналистами, представилась и предложила обсудить свои телевизионные сюжеты. Они им понравились и так она стала корреспондентом передачи 'Нью-Йорк, Нью-Йорк'.
Постепенно профессиональные
отношения переросли в бурную связь с не менее бурными ссорами - встретились двое независимых, самодостаточных человека и никто не желал подчиняться... Однажды после серьезной ссоры, когда Нана решила окончательно разорвать их
отношения,
Александр на полной скорости разбил машину и чудом остался жив. Правда, в этот момент Нана тоже сидела в этой машине...
Александр и Нана прожили вместе семь лет. Споры, почти переходившие в драки, сублимировались в великолепные сюжеты передачи 'Нью-Йорк, Нью-Йорк'. Она выходила каждую неделю в течение двух лет. После чего обоим предложили интересные ТВ-проекты в
Москве.
Дальше был 'Частный случай':
Александр стал ведущим, а Нана выбирала темы и делала репортажи. Через полгода появилось 'Собрание заблуждений' на канале ОРТ: Нана - 'агент',
Александр - 'хранитель'. Они вместе искали темы, придумывали сценарии. Постоянные перелеты, съемки. Так что можно сказать они не столько прожили, сколько проработали вместе все эти годы. К тому же, несмотря на столь значительный срок Нана отказалась взять фамилию
Гордон.
Вот что говорит об этом сама актриса: "Во-первых, Кикнадзе - древний княжеский род, известный еще со времен царицы Тамары. Я очень дорожу своей фамилией. И потом... Была ли я женой
Гордона? Мы были друзьями, единомышленниками,
любовниками. Слово жена или муж вряд ли подходило для наших
отношений. К тому же мы и не собирались оформлять их официально. Что это дает, кроме штампа в паспорте?
Гордон был для меня, как говорят в Америке, бойфренд. Несколько раз он делал мне предложение, но я отказалась. Наверно, я подсознательно понимала, что когда-то это все
закончится... Мы жили долго и счастливо и расстались с ним в один и тот же день..."
В 2000 году
Александр встретился с Катей. Ей было двадцать, она сидела в кафе с приятелем за соседним столиком. Узнав
Александра,
девушка подошла к нему со своей книгой в руках и сказала: "
Александр Гарьевич, не могли бы вы передать эту книгу вашему батюшке? Мне очень интересно узнать его мнение". Потом написала свой номер телефона и продолжила пить кофе с товарищем. Когда она уходила из кафе,
Александр все еще сидел, уже начал читать и на прощание сказал Кате, что написанное ею - очень наблюдательно и очень про него, хотя это нельзя назвать литературой.
Девушка его поблагодарила, а позже, когда у него возникла идея делать со своим отцом телевизионные мастер-классы с поэтами, он ей позвонил и они стали общаться.
Александр пригласил Катю на съемочную площадку своего фильма, и как-то так, постепенно, они сблизились. По мировосприятию они оказались действительно очень близкими друг другу людьми, несмотря на семнадцатилетнюю разницу в возрасте. Уже на третий день знакомства
Александр в шутку позвал Катю замуж, хотя никаких личных
отношений у них тогда еще не было - они достаточно долго просто общались как единомышленники и не были обуреваемы никакими страстями.
После того, как Маша - первая официальная жена
Александра, с которой Катя была в очень хороших
отношениях, - приехав из Америки, подписала все бумаги о разводе, пара отправилась в ЗАГС. Пышной
свадьбы не было - они пришли в джинсах, расписались и ушли.
Прожив в браке 6 лет, в 2006 году супруги решили развестись. Официальная причина развода - разные идеологические взгляды.