КУБРИК Стэнли (Kubrick Stanley)(Режиссер)
Комментарии для КУБРИК Стэнли (Kubrick Stanley)
Биография КУБРИК Стэнли (Kubrick Stanley)
(р. 26. 07. 1928) Детское увлечение фотографией уже к 17 годам привело Кубрика в ряды фотографов-профессионалов и в штат журнала 'Лук'. В 1950 Кубрик уходит из журнала, чтобы осуществить мечту детства и снять свой первый - документальный - фильм 'День боя' (Day Of The Fight, 1951). В 1953 дебютирует художественным фильмом 'Страх и желание' (Fear And Desire), снятым для фирмы РКО на деньги, взятые взаймы у друзей. В 1954 вместе с продюсером Джеймсом Б. Харрисом организовал собственную производственную кинокомпанию и через год выпустил малобюджетный фильм 'Поцелуй убийцы', где снова выступал в качестве продюсера, сценариста, оператора и монтажера. Криминальная драма 'Убийство' (The Killing, 1956), первая работа Кубрика, где он не был стеснен бюджетом, впервые привлекла к нему внимание критики. Его следующий фильм, антивоенная драма 'Пути славы' (Paths Of Glory, 1957) стал событием благодаря остроте и сарказму, с какими воссоздавался суд над солдатами, обвиненными в срыве французского наступления в годы Первой мировой войны, и привел к фактическому запрету на показ картины в Европе. В течение двух лет Кубрик не имел работы, и в 1960 был вынужден заканчивать начатый Э. Манном монументальный фильм 'Спартак' (Spartacus) по сценарию Г. Фаста. Несмотря на успех в прокате, высокий профессиональный уровень постановки и не свойственную большинству 'супер-колоссов' глубину психологических характеристик, Кубрик в 1961 переезжает в Англию, чтобы избежать конфликтов с голливудским 'истеблишментом' и студийной системой, раздраженными его независимостью и стремлением быть автором своих работ в полном смысле слова. В 1962 режиссер выступает с экранизацией нашумевшего романа В. Набокова 'Лолита' (Lolita). Неизбежная из-за цензурных соображений корректировка образа главной героини смягчила акценты и интонации Набокова, и критика, обвинявшая прежде в цинизме, заговорила о склонности Кубрика к 'черному юмору'. Как показал следующий фильм режиссера 'Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу' (Dr. Strangelove Or: How I Learned To Stop Worrying And Love The Bomb, 1964), правильнее было бы говорить о трагическом видении мира, продиктовавшем обращение к трагифарсу как наиболее адекватному современной реальности жанру. Политическая сатира в форме 'черной комедии', 'Доктор Стрейнджлав' высмеивал фанатизм и тупость 'ястребов' по обе стороны 'железного занавеса', нисколько не преувеличивая реальной опасности курса на 'сдерживание' и показывая ядерный Апокалипсис как естественный итог той глупой эксцентриады, в которую обратилась политика великих держав. Следующая картина Кубрика, грандиозная фантастическая эпопея 'Космическая Одиссея, 2001' (2001: A Space Odyssey, 1968, по А. Кларку) завоевала премию 'Оскар' за использование спецэффектов и комбинированные съемки и стала эталоном научно-фантастического фильма. Завораживающая красота и мощь изображения мира, открывающегося человеку эпохи выхода в открытый космос, и техники, созданной им и бросающей ему вызов, не снимает обвинения в двойственности идеи картины, утверждавшей верховенство космического разума и ограниченность человеческого познания и возможностей. Наиболее значительная работа Кубрика 'Механический апельсин' (A Clockwork Orange, 1971, по Э. Берджесу) подводит итог авторским размышлениям о современной цивилизации, человеческой морали и социальных перспективах общества. Невероятная в своей абсурдной жестокости 'одиссея' молодого садиста Алекса позволяет соединить в одном фильме стилистику 'черной' комедии и драмы, превращая героя из палача в жертву и наоборот. Трагическая концепция неистребимости заложенного в человеке зла, которое обретает все больше свободы в рамках технически высокоразвитого, но духовно вырождающегося общества, и пессимистическое отношение к перспективам насильственного уничтожения зла благодаря новым технологиям предопределили обвинения в цинизме и даже в фашизме, однако безвыходность ситуации, в которой оказываются и герой, и общество мотивирована безупречно. В 70-е годы Кубрик обращается к жанру экранизации ('Барри Линдон', Barry Lyndon, 1975, по У. Теккерею) и фильмов-ужасов ('Сияние', The Shining, 1980, по С. Кингу), добиваясь все большего пластического совершенства в изображении внутреннего мира человека и его подсознания. 'Цельнометаллическая оболочка' (Full Metal Jacket, 1987) посвящена теме войны во Вьетнаме и осуждению милитаризма. После долгого перерыва в 1997 поставил мрачную семейную драму 'С широко закрытыми глазами' (Eyes Wide Shut). Владимир Утилов 1951 ДЕНЬ БОЯ / DAY OF THE FIGHT режиссер, монтажер, оператор, звук 1951 FLYING PADRE режиссер, монтажер, оператор, звук 1952 THE SEAFARERS режиссер, оператор 1953 СТРАХ И ЖЕЛАНИЕ / FEAR AND DESIRE продюсер, режиссер, соавтор сценария, монтажер, оператор 1955 KILLER'S KISS продюсер, режиссер, соавтор сценария, сюжет, монтажер, оператор 1956 УБИЙСТВО / THE KILLING режиссер, сценарист 1957 ПУТИ СЛАВЫ / PATHS OF GLORY режиссер, сценарист 1960 СПАРТАК / SPARTACUS режиссер 1962 ЛОЛИТА / LOLITA режиссер 1964 ДОКТОР СТРЕЙНДЖЛАВ, ИЛИ КАК Я ПЕРЕСТАЛ БОЯТЬСЯ И ПОЛЮБИЛ АТОМНУЮ БОМБУ / DR. STRANGELOVE OR: HOW I LEARNED TO STOP WORRYING AND LOVE THE BOMB продюсер, режиссер, сценарист 1968 2001 ГОД: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ / 2001: A SPACE ODYSSEY продюсер, режиссер, сценарист, спецэффекты 1971 ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН / A CLOCKWORK ORANGE продюсер, режиссер, сценарист, досъемки 1975 БЭРРИ ЛИНДОН / BARRY LYNDON продюсер, режиссер, сценарист 1980 СИЯНИЕ / THE SHINING продюсер, режиссер, соавтор сценария 1987 ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА / FULL METAL JACKET продюсер, режиссер, сценарист Премия 'Оскар' в номинации 'Спецэффекты' за 1968 год
Комментарии пользователей
|
|
|