ЛАГЕРКВИСТ Пер (Lagerkvist Par)(Шведский романист, поэт и драматург Нобелевская премия по литературе, 1951 г.)
Комментарии для ЛАГЕРКВИСТ Пер (Lagerkvist Par)
Биография ЛАГЕРКВИСТ Пер (Lagerkvist Par)
23 мая 1891 г. - 11 июля 1974 г. Шведский романист, поэт и драматург Пер Фабиан Лагерквист родился в маленьком городе Вексье в Южной Швеции. Он был младшим из семерых детей Иоганны (Блад) Лагерквист и Андерса Йогана Лагерквиста. Его отец сначала работал на ферме, а затем стал путевым обходчиком на железной дороге. Будучи школьником, Пер читал 'Происхождение видов' Чарлза Дарвина и другие работы, которые формировали у него представления, сильно отличавшиеся от консервативных взглядов его лютеранской семьи. После окончания школы в 1910 г. он в течение двух лет изучал искусство и литературу в Упсальском университете. Литературный дебют Л. состоялся в 1912 г., когда он опубликовал несколько пылких стихотворений и повесть 'Люди' ('Manniskor'). В 1913 г. писатель едет в Париж, где большое влияние на него оказывает современная живопись; особенно восхищался Л. дерзкой энергией фовистов и интеллектуальной упорядоченностью кубистов. В этом же году он опубликовал эссе 'Искусство слова и изобразительное искусство' ('Ordkonst och bildkonst'), в котором отвергал натурализм, противопоставляя ему скандинавский и греческий эпос. Это критическое эссе оказалось первой работой, которая привлекла внимание к Л., и вскоре он воплотил собственные теории в сборнике поэзии и прозы 'Мотивы' ('Motiv'), который вышел в 1914 г., а также в сборнике новелл 'Железо и люди' ('Jam och manniskor' 1915). В 1916 г. Л. добился признания, опубликовав поэтический сборник 'Тоска' ('Angest'), который считается первым шведским экспрессионистским произведением. Яркая образность этой книги, ее рваный стиль отразили интерес Л. к фовизму и кубизму. В 'Тоске' также выразились боль и отчаяние, вызванные бедствиями первой мировой войны. Американский поэт и критик Кеннет Рексрот писал в 'Американском поэтическом обозрении', что 'Тоска' говорит не только об утрате политических иллюзий, но и о душевной раздвоенности писателя. Почти всю первую мировую войну Л. прожил в нейтральной Дании. В это время он много писал для театра. Его первая опубликованная пьеса 'Последний человек' ('Den sista manniskan', 1917) изображает глубокие страдания последнего оставшегося на земле человека и продолжает тему отчаяния, вызванного войной. В эссе из сборника 'Театр' ('Teater', 1918) Л. выступает против натуралистической драмы и восхищается поздними символическими пьесами Августа Стриндберга. Именно влиянием Стриндберга объясняется связь между драматическим творчеством Л. и немецким экспрессионизмом. В 1919 г., работая театральным критиком в стокгольмской газете 'Свенска дагбладет' ('Svenska Dagbladet'), Л. опубликовал поэтический сборник 'Хаос' ('Kaos') и пьесу 'Небесная тайна' ('Himlens hemlighet'), наиболее удачную из его ранних пьес, в которой выражается глубокий пессимизм Л., его убежденность в том, что если жизнь кажется человечеству высшей ценностью, то это следствие полного безразличия к Богу. Эту же тему писатель развивает в повести 'Вечная улыбка' ('Det eviga leendet', 1920). В этой повести герои разговаривают с Богом, спрашивая Его, для чего Он их создал. Бог отвечает, что у Него не было определенной цели, но он сделал все наилучшим образом. Этот ответ оставляет людей в растерянности. Они не нашли той духовной поддержки, в которой нуждались. И это заставляет их искать духовную опору не в божественной силе, а внутри себя. В 20-е гг. Л. много путешествует, посещает Францию и Италию, и пессимизм его в эти годы начинает смягчаться, а стиль становится более конкретным и не таким манерным. Поэзия этого периода - сборники 'Путь счастливого человека' ('Den lyckliges vag', 1921) и 'Песни сердца' ('Hjartats sanger'. 1926) - наполнена простотой и оптимизмом, которые отсутствуют в его ранних произведениях. Помимо сборника коротких рассказов 'Злые саги' ('Onda sagor', 1924), Л. написал две книги, которые многие критики сочли самыми личными произведениями Л.: 'Гость действительности' ('Cast hos verkligheten', 1925) и 'Завоеванная жизнь' ('Det besegrade livet'. 1927). В книге 'Гость действительности' рассказывается о детстве писателя, о том, как его с ранних лет преследовала идея смерти. 'Завоеванная жизнь' - это сборник философских размышлений, в котором излагаются взгляды автора на собственное творчество и на мир. По мнению американского критика Альрика Густафсона, эти произведения утверждают веру Л. в 'нерушимый дух человека' и 'конечную победу добра над злом'. Кроме того, обе книги демонстрируют высокую повествовательную технику Л., который пишет простым языком, ясно и на редкость целенаправленно. К драматургическим произведениям Л. относится также пьеса 'Человек, который прожил жизнь' ('Han som fick leva от sitt liv.' 1928). Эта и другие пьесы, написанные в 30-е гг., отличаются большим правдоподобием, использованием повседневного языка. По мере того как в 30-е гг. росла угроза фашизма, творчество Л. становилось все более гуманистическим по духу, писатель подчеркивал необходимость бороться со злом. Хотя Л. объявил о своей гуманистической программе в поэтическом сборнике 'У костра' ('Vid lagerelden', 1932) и в пьесе 'Король' ('Konungen', 1932), самый суровый приговор тирании он вынес в 'Палаче' ('Bodeln'). Эта повесть, написанная в 1933 г. и переработанная в пьесу под тем же названием в 1934-м, строится на сопоставлении средневековья и нашего времени, подтверждая известную мысль о неистребимости зла. Политические и социальные проблемы, возникающие в предвоенной Европе, продолжают доминировать в творчестве Л. на протяжении 30-х гг. В драме 'Человек без души' ('Mannen utan sjal' 1936) автор показывает, как перерождается, влюбившись, политический террорист, который служил злу, а начинает служить добру. В 'Победе во тьме' ('Seger i morker'. 1939) выведены два брата-близнеца, один - государственный деятель, демократ, другой - продажный демагог. Вторжением Германии в Данию и Норвегию навеяны многие стихи Л. из сборника 'Поэзия и бой' ('Sang och strid'. 1940), опубликованного в год избрания писателя в члены Шведской академии. Л. продолжает писать стихи и пьесы, однако самой значительной работой этого периода является аллегорический роман 'Карлик' ('Dvargen', 1944) - история жизни злобного карлика, жившего во времена итальянского Возрождения, которая, по сути, содержит острую критику фашизма, а также человеческой жадности, лицемерия и злобы. В драме 'Дайте людям жить' ['Lat manniskan leva', 1949) перед нами проходят судьбы тех, кто стал жертвой нетерпимости, среди них есть и вымышленные персонажи, и исторические личности, включая Сократа, Христа, Жанну д'Арк. Роман 'Варавва' ('Barabbas') был опубликован в 1950 г. и сразу же привлек внимание критиков и писателей, в том числе Андре Жида, который назвал этот роман 'замечательной книгой'. Рассказывая историю жестокого разбойника, которого, в отличие от Христа, освободили от распятия, писатель говорит о попытке человека обрести Бога, о необходимости иметь веру. Анализируя роман 'Варавва' в 'Атлантик Мансли' ('Atlantic Monthly'), Чарлз Роло называет его 'настоящим шедевром'. Многие критики также сошлись на том, что никогда еще евангельская история не была рассказана с такой достоверностью и духовной силой. Переведенный на 9 языков, 'Варавва' нашел самый широкий отклик у критиков и является самой популярной книгой писателя. В 1952 г. по этому роману был снят фильм. В 1951 г. Л. была присуждена Нобелевская премия по литературе 'за художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который пытался в своем творчестве найти ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством'. Член Шведской академии Андерс Эстерлинг сказал, что 'Л. принадлежит к тем писателям, которые смело и открыто обращались к самым насущным вопросам человечества, фундаментальным проблемам нашего существования'. Л., человек стеснительный и замкнутый, от ответной речи отказался. Вместо этого после нескольких слов благодарности за награду он прочитал отрывок из книги 'Миф человечества' ('Myten on manniskorna'), написанной за 30 лет до того и неопубликованной. В последующие годы Л. продолжал плодотворно трудиться; закончил девятый сборник стихов 'Вечерняя земля' ('Aftonland', 1953), написал еще пять романов: 'Сибилла' ('Sibyllan', 1956), 'Смерть Агасфера' ('Ahasverus dod' 1960), 'Паломник в море' ('Pilgrim pa havet', 1962), 'Священная земля' ('Det heliga landet', 1964) и 'Мариамна' ('Маriamne', 1967). Все эти романы тесно между собой связаны, в них поднимается тема любви, которая решается в духе контрастной символики. Будучи чрезвычайно замкнутым человеком, Л. отделял личную жизнь от профессиональной. В 1918 г. он женился на Карен Дагмар Иоганне Серенсон. В 1925 г. они развелись, и в том же году писатель женился на Элен Хальберг, вдове шведского художника Йеста Сандельса. Л. умер 11 июля 1974 г. от паралича в стокгольмской больнице в возрасте 83 лет. 'Чувство отчужденности - главная тема литературы XX в., и в этом смысле Л. близок таким писателям, как Франц Кафка и Альбер Камю, - писал в 1971 г. шведский критик Гункель Мальм-стрем. - Л. из тех, кого борьба против дегуманизации человечества привела к поиску скрытого Бога, решению метафизических загадок жизни'.
Комментарии пользователей
|
|
|