Стаут (Stout) Георг Фредерик(английский философ-идеалист, психолог)
Комментарии для Стаут (Stout) Георг Фредерик
Биография Стаут (Stout) Георг Фредерик
(6.1.1860, Саут Шилдс, Дарем - 1944) - английский философ-идеалист, психолог, ученик Дж. Уорда и последователь Ф. Брентано. После окончания частной школы учился с 1879 г. в Колледже Св. Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882, магистр, 1885), здесь специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. С 1884 г. работал научным сотрудником и преподавателем психологии Колледжа Св. Иоана, в 1891 г. сменил К. Робертсона в качестве редактора 'Mind' (до 1920), с 1994 г. он - преподаватель моральных наук в Кембридже, с 1896 г. по 1898 г. - преподаватель сравнительной психологии в Абердинском университете, с 1898 г. по 1903 г. - внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском университете. Участник программного сборника 'Personal Idealism', L., 1902. С 1903 г. до своей отставки в 1936 г. он - профессор логики и метафизики в университете Св. Эндрю, здесь создал лабораторию экспериментальной психологии. В 1939 г. переехал к своему сыну Алану в Австралию, где занял кафедру моральной и политической философии в Сиднейском университете. Здесь много сил отдал на подготовку молодых философов. Научная деятельность Стаута завершает этап развития философии, основанной на наблюдении, рефлексии и интроспекции: Стаут был последователь метода интроспекции в том виде как его обосновал Р. Авенариус ('Analytic Psychology', V. 1-2, L., N.Y., 1896, в рус. пер. 'Аналитическая психология', т. 1 , Пг., 1923). Выступал решительным противником естественно научных основ ассоцианизма. Это было основано на том, что Стаут отвергал узко аналитический подход к процессам восприятия, утверждая мысль о том, что все элементы даны во взаимосвязи друг с другом, которую нельзя не учитывать. В частности, по его мнению, в подобном единстве, когда одно включает в себя другое, находятся разум и тело, и экспериментальное исследование не может изолировано выделить ни то, ни другое. В след за своим учителем Дж. Уордом, считал, что единство сознания предполагает когнитивный, аффективный и волевой модусы. Развивал психологические представления Ф. Брентано о принципе активности субъекта. В процессе своего научного развития Стаут перешел с позиций прагматизма к реализму и, затем, к религиозной философии. В 1930-х г.г. выступал решительным противником эмерджентной эволюции. Литература.
Комментарии пользователей
|
|
|