ФРОБЕНИУС (Frobenius) Лео(Немецкий этнограф, африканист)
Комментарии для ФРОБЕНИУС (Frobenius) Лео
Биография ФРОБЕНИУС (Frobenius) Лео
(1873-1938) - нем. этнограф, африканист. Работая научно-техн. работником Бремен, музея, заинтересовался культурами народов Африки, неск. лет изучал их по музейным коллекциям и лит-ре; издал кн. 'Происхождение афр. культур' (1898), сразу поставившую его в ряд крупнейших африканистов. В 1904 ему удалось, собрав средства, совершить свою первую экспедицию в Африку (в бассейн р. Касаи и Нижнего Конго). За ней последовало 11 экспедиций большого масштаба, в ходе к-рых был собран огромный материал по археологии, культуре и истории народов Африки. С 1925 Ф. обосновался во Франкфурте-на-Майне; создал там Исследоват. ин-т по морфологии культуры (в 1946 переименован в Ин-т Фробениуса). Ф. - талантливый организатор науки, поднявший африканистику на новую, более высокую ступень развития. Уже в 'Происхождении афр. культур' Ф. впервые в этногр. практике ввел в широком масштабе и строго систематически метод картографирования явлений культуры. Серия карт, приложенная к книге, до сих пор представляет несомненную научную ценность. Ф. в этой работе предпринял попытку выявить в пределах Африки культурные провинции-('круги'), каждая из к-рых характеризовалась наличием ряда признаков, гл. обр. из сферы материальной культуры. Наряду с Ратцелем Ф. был основоположником концепции культурных кругов, к-рая в дальнейшем была подхвачена Ф. Гребнером, Б. Анкерманом и получила широкое распространение. Но в отличие от последних Ф. понимал культурный круг не как простой набор явлений культуры, а как целостный комплекс. Выделив 'зап.-афр. культурный круг', Ф. обратил внимание на поразит, сходство многих его черт с культурой Новой Гвинеи и др. областей Меланезии. Приписывая этой культуре происхождение из Юго-Вост. Азии, он назвал ее 'малайско-нигритской'. По Ф., в Африке было еще две 'азиат.' культуры: более ранняя 'индийская', оказавшая большое влияние на Сев. и Сев.-Вост. Африку, и более поздняя 'семитическая', в какой-то степени сказавшаяся на Сев. Африке. Под всеми этими 'чужеземными' культурами скрывалась сохранившаяся лишь в обломках древнейшая 'нигритская' культура, общая с культурой Австралии и самыми древними слоями океанийских культур. Из смешения этой культуры с 'малайско-нигритской' и 'азиатской' родилась принципиально новая, специфичная только для данного континента 'афр. культура'.
Т. о., Ф. создал новый, противостоящий эволюционизму, подход к этногр. материалу, к-рый получил название диффузионизма. Согласно этому взгляду, вся история человечества сводилась к явлениям контакта, столкновения, заимствования, переноса культур. Новые культуры возникают в рез-те соприкосновения, взаимодействия и смешения культур, а не их эволюции.
Развивая идею целостности культур, Ф. пришел к выводу, что каждая из них представляет собой особое органич. существо. 'Я утверждаю, - писал он, - что каждая культура развивается как живые организмы, она, следовательно, переживает рождение, детство, зрелый возраст и старость и, наконец, умирает'. Понятие об-ва в концепции Ф. отсутствует. Поэтому культура никак не может выступать у него как продукт об-ва, она не создается ни людьми, ни народами. Не культура - продукт людей, а, скорее, наоборот, люди суть продукты культуры. 'Весь процесс развития культуры проявляется в своей истинной независимости от человека... Культура растет сама по себе, без человека, без народа'. Люди - всего лишь носители, точнее, носильщики культур, не более. У Ф. нет какой-либо опр. концепции всемирной истории, базирующейся на понятии локальной культуры. Но несомненно влияние изложенных выше взглядов Ф. на истор. построения Шпенглера.
Развивая свою 'морфологию культуры', Ф. выделяет в ней 'анатомию культуры' и 'физиологию культуры', наделяет культуры полом, а затем и особого рода душой, к-рую он именует 'пайдеума'. Применение этих новых концептуальных построений к анализу конкр. культур, прежде всего Африки, ведет к тому, что его схемы все больше расходятся с действительностью. В Африке он выделяет 'теллурич.' и 'хтонич.' культуры: первая как бы стремится вверх, а второй присуще стремление зарыться в землю и т. п.
Работам Ф. присущи явные противоречия. Хотя его концепция исключала признание стадий развития, единых для всего человечества, он то и дело пытается создать общую периодизацию мировой истории. Согласно одной из них, в истории человечества выделяются четыре стадии: детство, для к-рого характерны демонология и мифол. культуры; юность - эпоха возникновения великих религий (зороастризма, буддизма и т. п.); зрелость - время возникновения философии, разрушившей гармонию между человеком и миром; старость - эпоха науки и техники, время материализма индустриальных об-в.
В кн. 'Власть судьбы' Ф. развивает идеи, созвучные с нацистскими. Во втором издании книги (1938) он приветствует 'нем. революцию' (т. е. гитлеровский переворот), положившую начало 'обновлению' Германии.
Комментарии пользователей
|
|
|