(1685-1759)
Немецкий композитор. Обнаружил в раннем возрасте незаурядные
музыкальные способности. С 9-летнего возраста брал уроки композиции и
игры на органе у Ф. В. Цахау в Галле, с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы. В 1702 изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора. С 1703 г. - 2-й скрипач, затем клавесинист и композитор Гамбургской оперы. В Гамбурге был написан ряд сочинений , в том числе опера 'Альмира, королева Кастильская' (1705). В 1706-10 совершенствовался в Италии, где выступал как виртуоз на клавесине и органе (предположительно состязался с Д.Скарлатти). Широкую известность Генделю принесла постановка оперы 'Агриппина' (1709, Венеция). В 1710-16 придворный капельмейстер в Ганновере, с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы 'Ринальдо' (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Он участвовал в оперных предприятиях (т. н. академиях), ставил свои оперы, а также произведения других композиторов; особенно успешной для Генделя была
работа в 'Королевской академии
музыки' в Лондоне.
Гендель создавал по нескольку опер в год. Независимый характер композитора осложнял его
отношения с определенными кругами аристократии, кроме того, жанр оперы-сериа , в котором
Гендель работал, был чужд английской буржуазно-демократической публике (об этом свидетельствовала поставленная в 1728 сатирическая 'Опера нищего' Дж. Гея и И.К.Пепуша ). В 1730-е гг. композитор ищет новые пути в
музыкальном театре - усиливает роль хора и балета в операх ('Ариодант', 'Альчина', обе-1735). В 1737
Гендель тяжело заболел (паралич). По выздоровлении возвратился к творчеству и организаторской деятельности. После провала оперы 'Дейдамия' (1741)
Гендель отказался от сочинения и постановки опер. Центром его творчества стала оратория, которой он посвятил последнее десятилетие активной творческой
работы. Среди популярнейших сочинений Генделя - оратории 'Израиль в Египте' (1739), 'Мессия' (1742), которая после успешной премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства. Успеху поздних ораторий, в том числе 'Иуды Маккавея' (1747), способствовало участие Генделя в борьбе против попытки реставрации династии Стюартов. Песня 'Гимн добровольцев', призывавшая к борьбе с нашествием
армии Стюартов, способствовала признанию Генделя как английского композитора. Во время
работы над последней ораторией 'Иевфай' (1752) у Генделя резко ухудшилось зрение, он ослеп ; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.
На материале библейских сказаний и их преломления в английской поэзии
Гендель раскрыл
картины народных бедствий и страданий, величие борьбы народа против гнета поработителей.
Гендель явился создателем нового типа
вокально-инструментальных произведений , которые сочетают в себе масштабность (мощные хоры) и строгую архитектоничность. Произведениям Генделя свойственны монументально-
героический стиль, оптимистичность, жизнеутверждающее начало, объединяющее в единое гармоническое целое
героику, эпику, лирику, трагедийность, пасторальность. Впитав и творчески переосмыслив влияние итальянской, французской , английской
музыки,
Гендель оставался по истокам творчества и образу мышления немецким
музыкантом. Формирование его эстетических взглядов проходило под воздействием И. Маттезона. На оперное творчество Генделя оказала влияние
музыкальная драматургия Р. Кайзера.
Художник Просвещения,
Гендель обобщил достижения
музыкального барокко и проложил пути к
музыкальному классицизму. Выдающийся
драматург,
Гендель стремился к созданию
музыкальной драмы в рамках оперы и оратории. Не порывая окончательно с канонами оперы-сериа , путем контрастного сопоставления
драматургических пластов
Гендель добивался напряженного развития действия. Наряду с высокой
героикой в операх Генделя появляются комедийные, пародийно-сатирические элементы (опера 'Дейдамия'- один из ранних образцов т. н. dramma giocosa). В оратории, не связанной жесткими жанровыми ограничениями,
Гендель продолжил искания в области
музыкальной драмы, в сюжетном и композиционных планах, ориентируясь на классическую французскую
драматургию П. Корнеля и Ж. Расина, а также обобщил свои достижения в области оперы-сериа, кантаты, немецких пассионов, английских антемов, инструментального и концертного стиля. На протяжении всего творческого пути
Гендель работал и в инструментальных жанрах ; наибольшее значение имеют его concerti grossi. Мотивная разработка, особенно в оркестровых произведениях гомофонно-гармонический стиль преобладают у Генделя над полифоническим развитием материала, мелодика отличается протяженностью, интонационной и ритмической энергией , четкостью рисунка. Творчество Генделя оказало значительное влияние на И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинку. Оратории Генделя послужили образцами для реформаторских опер К. В. Глюка. В различных странах основаны Генделевские общества. В 1986 в Карлсруэ создана Международная Генделевская академия.
Текст взят из мультимедийной энциклопедии
"Классическая
музыка"