Библиография
2.15/11.1906 - 30.3.1959
Общая информация Сын писателя Л.Н.
Андреева. Окончил Высшие литературные курсы (в конце 20-х гг.). Участник Великой Отечественной войны. В 1947 арестован и осужден на 25 лет за антисоветскую деятельность. Провел в заключении 10 лет. Главные идеи развил в "Розе Мира", они получили поэтическое переложение в "Русских богах" и "Железной мистерии". А. - сторонник религиозного спиритуализма, самобытный представитель мифологической ветви русского космизма со своеобразным "символичеким языком". В центре воззрений А. - устройство Вселенной, жизнь которой наполнена борьбой Сил Света с Силами Зла, получающих свою персонификацию. История - отражение взаимоотношения неземныйх Сущностей. А. использовал античное понятие эона (века жизни )для обозначения мировых периодов. Мистерия первого эона завершается гибелью Антихриста и спасением немногих, во втором эоне произойдет спасение всех без исключения и прекращение излучения злобы. В третьем - свершится искупление самого Демона.
Характеристика воззрений
Андреев непосредственно продолжал традиции философии всеединства Соловьева, развивая их на основе сложного соотношения принципов толстовства и классического славянофильства. (Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995.
Учение Вглядываясь в реалии ХХ в.,
Андреев приходил к апокалиптическому ощущению времени: '... я принадлежу к тем, кто смертельно ранен двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией'. Его особенно удручало то, что человеческая культура, даже в своих высочайших проявлениях, как религия и наука, бессильна противостоять необычайно возросшей мощи зла, его способности 'маскироваться', 'подменять' добро. В людях постепенно угасает 'стремление к всемирному', они все более разобщаются на враждебные сообщества, усиливая 'деспотические образования', т.е. государства. Конечно, сущность государства не сводится к одной только тирании. На протяжении целых веков оно выступало 'единственной неуклонной объединительницей людей', предотвращая от них опасность хаоса и войн. Но государство 'цементировало общество на принципах насилия', вовсе не заботясь о нравственном содержании своих деяний. В результате восторжествовало властное, деспотическое начало. Так возникли современные 'государственные громады', хищные по своей природе, чуждые идеалам мира и социальной гармонии. В их распоряжении оказались наука и техника, служащие им с такой же покорностью, с какой церковь служила феодальным владыкам. Каждое их достижение, каждый успех немедленно обращается против 'подлинных интересов человечества', отдаляет 'путь ко всемирному единению'. И не благо общества, а единоличная диктатура становится целью политики. Все это, полагал
Андреев, делало очевидным, что выход из кризиса может быть достигнут 'не развитием науки и техники самих по себе, не переразвитием государственного начала, не диктатурой 'сильного человека', не приходом к власти пацифистских организаций социал-демократического типа, качаемых историческими ветрами то вправо, то влево', а исключительно с помощью установления над всеми государствами некой единой, всеобъемлющей 'этической инстанции', или, иначе, интеррегилиозной, всечеловеческой церкви, 'Розы Мира'. 'Роза Мира' явится своего рода 'религией итога', 'соборным творчеством', в котором все прежние религии превратятся в отражения 'различных пластов духовной деятельности, различных рядов иноматериальных фактов, различных сегментов планетарного космоса'. Благодаря своему универсализму и динамичности, 'Роза Мира' сможет впервые объединить земной шар в Федерацию государств во главе с 'этической контролирующей инстанцией', распространить материальный достаток и высокий культурный уровень на население всех стран, воспитать поколение 'облагороженного образа', восстановить христианские церкви, словом, осуществить 'превращение планеты - в сад, а государств - в братство'. В свою очередь, реализация этих задач 'откроет путь к разрешению задач более высоких: к одухотворению природы'. России здесь 'предуказана' особая роль, если только ее не погубит тоталитарное насилие. (Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Москва.: Наука, 1995. С. 167-168).
Главные сочинения 1/ Роза мира. Философия истории. М., 1921; 2/ Железная мистерия. М., 1990; 3/ Собр.соч. М.,1993. Т.1.
Сочинения Собр. соч. М., 1993. Т. 1. Русские боги. Поэт. ансамбль;
Роза Мира. М., 1991;1992;
Железная мистерия. М., 1990;
Суть его жизни // Новый журн. (Нью-Йорк). 1991. ? 4.
Литература Грушецкий В. Человек синей эпохи //
Андреев Д. Роза Мира. М., 1991. С. 283-286;Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М., 1993.