БУТАШЕВИЧ-ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич(Социолог, общественный деятель.)
Комментарии для БУТАШЕВИЧ-ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич
Биография БУТАШЕВИЧ-ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич
1/13.11.1821 - 7/19.12.1866 Общая информация Окончил юридический факультет Петербургского ун-та, служил в МИДе. С 1844 в доме Б.-П. проводились "пятницы", на которых рассматривались вопросы революции России. Его сторонники выпустили два выпуска Карманного словаря иностранных слов /1-й в 1846, 2-й сожжен в 1849/. Б.-П. был арестован и приговорен к расстрелу, замененному пожизненной каторгой в Восточной Сибири. Являлся приверженцем антропологического материализма Фейербаха и утопического социализма Фурье, боролся за ликвидацию крепостничества. Характеристика воззрений М.В.Петрашевский, русский помещик, был убежденным фурьеристом и устроил себе в деревне фаланстер, который крестьяне сожгли как новшество, противное их быту. Социализм его был мирный, не политический и идиллический. Это была вера в возможность счастливой и справедливой жизни. (О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 130). Учение Мистицизм 'Всего неосновательнее в нем то, что, отказываясь от обыкновенного пути разума, мистики хотят, чтобы мы считали в высшей степени разумным то, что создает их воображение, что не основано на опыте, что противоречит всем убеждениям разума. Нельзя не согласится, что человеческое познание ограничено, как и все человеческое; но как бы ни был слаб наш разум, все-таки мы не можем иметь убеждений, противоречащих его доводам'. (Философ. и общ.- полит. произв. петрашевцев. М., 1953. С. 146- 147). Мораль 'Принимая в смысле нравоучения, есть совокупность правил, признаваемых за истинные в известном обществе (или между последователями ее учения) и служащих для руководства при определении практической годности человеческих деяний. Истинная мораль, или нравоучение,- одна; ею может быть названа только та, которая выводит свои положения не из многих предположений априорических, по-видимому, необходимых для успокоения духа человеческого, но из опытного исследования природы человеческой и строго анализа всех ее потребностей,- та, которая, не отвергая ни одного из ее, по-видимому, противоположных, но тем не менее нормальных (см. это слово) требований, ставит в священную обязанность всякому человеку всестороннее их развитие. Таково должно быть истинное человеческое нравоучение. Но от него весьма далеко отстоит большая часть нравоучений, имеющих силу в различных обществах. Так, положительных моралей, или нравоучений, бесчисленное множество, и все они изменяются соответственно местным религиозным, политическим и социальным убеждениям и вообще направлению духа времени и общественного развития. Отличительная черта всех положительных нравоучений, преимущественно основывающихся на религиозных учениях, есть односторонность, или исключительность и нетерпимость. Главнейшие нравственные учения были: рационализм, эвдемонизм, стоицизм, материализм, модерантизм и др'. (Там же. С. 165). Натуральный и натуральность 'Все явления в природе совершаются соответственно определенным законам. Законы эти для разных родов существ или предметов различны; этими-то, так сказать, специальными законами и определяются формы жизненного развития разных существ природы. Для означения соответственности их жизненного развития с таковыми специальными законами употребляются слова натуральный и натуральность. Первое выражает собственно, что такой-то предмет соответствует вполне в формах своего развития этим законам, второе означает вообще самую идею такой соответственности, без отношения к какому-либо определенному предмету'. (Там же. С. 184 - 185). состояние P>'Нормально развитым человеком обыкновенно называют того, в котором все силы его природы, все страсти, гармонически развитые, являясь вполне свободно-деятельными, пробуждая его к деятельности, непосредственно ведут его к исполнению его высокого назначения. Таковое нормальное развитие, всего менее зависящее от лица, им пользующегося, всегда предполагает определенную массу средств, доставленную обществом для удовлетворения нужд человека (minimum de l"existence), без которой акт его жизни или жизненного развития является невозможным, так что нормальность развития или нормальное состояние человека находится не только в связи, но и в полной зависимости от нормальности развития самого общества. Нормально развитым, или благоустроенным, обществом - обществом, находящимся в нормальном состоянии,- будет то, которое доставляет всякому из членов своих средства для удовлетворения их нужд пропорционально потребностям и поставляет всякого человека в такое положение или отношение к целому обществу, что он, предаваясь вполне влечению естественных своих побуждений, нисколько не может нарушать гармонии общественных отношений, но будет деятелем, не только полезным самому себе, но и целому обществу без самозакланения личности. Человечество тогда только можно почесть достигшим нормального развития или состояния, когда дух единства и единения проникнет всех людей'. (Там же. С. 238). Обскурантизм 'Новейший обскурантизм, подобно древнему, считает образованность тайной монополией, которой подобает исключительно пользоваться тесному кругу счастливцев, избранных, а что народ следует оставить в совершенном неразумии и неразумении всего того, что может касаться его интересов'. (Там же. С. 257). Ода 'Но мысль по существу своему не может оставаться в покое. Она, наконец, отказывается от невозможного, спускается на землю и принимается за строгий разбор того, что ей доступно, что у ней, так сказать, под руками. Это - период разумно-положительный, период анализа. Перед силой анализа рушатся прежде установленные начала; авторитет, общие места, догматика исчезают. Вера остается за тем, что разобрал и одобрил разум; восторг возбуждается тем, чем сознательно поражен разум. Недоступного уже нет для мысли: для нее осталось одно чудо - "начало всех начал", но она от исследования его отказалась однажды навсегда; все же прочее ей доступно, доступно ее разбору. Как бы ни было материально громадно явление, разум отыщет его исходный пункт, разложит на составные начала,- и громада распадется. События, деяния человеческие тогда только поразят мысль и пробудят восторг, если в них лежит глубоко разумное начало'. (Там же. С. 269). Ораторство 'Человек как индивидуум, поставленный лицом к лицу с природою, ничтожен. Человек же как род могуч, и одна только неизменяемость законов природы может быть гранью для его самозаконного развития. Для него, как для существа разумного, как обладающего сознанием законов природы, в мироздании нет ничего неподчинимого, нет ничего <сверхъестественного>, такого, чего бы не заключалось в его природе и из него бы не развивалось: он сам для себя и микрокосм и макрокосм'. Главные сочинения 1. Сочинения, показания. //Дело петрашевцев. Т.1. М.-Л., 1937 2. Сочинения, показания, письма. //Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953. Сочинения Дело петрашевцев. М.-Л., 1937. Т. 1. С. 5-196; 513-577; Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953. С. 113-473; Петрашевцы: Сб. материалов: В 3 т. М.; Л., 1926-28; Филос. и обществ.-полит. произведения петрашевцев. М., 1953; Петрашевцы об атеизме, религии и церкви. М., 1986. Литература Семевский В.И. М.В.Буташевич-Петрашевский и петрашевцы. М., 1922; Никитина Ф.Г. Общественно-политические и философские взгляды М.В.Буташевича-Петрашевского // Из истории русской философии XVIII-XIX веков. М., 1952. С. 166-188; Прокофьев В.А. Петрашевский (1821-1866). М., 1962; Evans J. The Petrasevskij circle, 1845-1849. The Hague; P., 1974; Alexander M. Der Petrasevskij Prozess. Wiesbaden, 1979.
Комментарии пользователей
|
|
|