САМАРИН Юрий Федорович(Философ, общественный деятель,идеолог славянофильства.)
Комментарии для САМАРИН Юрий Федорович
Биография САМАРИН Юрий Федорович
21.4/3.5.1819 - 19/31.3.1876
Общая информация Окончил словесное отделение философского факультета Моск.ун-та. Материализму и западному идеализму противопоставлял целостность духа. Участвовал в проведении крестьянской реформы в России.Труды С.: "Предисловие к отрывку из записок А.С.Хомякова о всемирной истории", "По поводу мнения "Русского вестника" о занятиях философией...". Неопубликованная работа "О развитии начала личности в христианском мире..." /1843/. Характеристика воззрений Особенно важно для характеристики Самарина его письмо к Герцену, в котором он настаиваетна свободе человеческой воли и вскрывает внутреннее противоречие в мышлении Герцена("Русь", 1883 , N1). (Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 132) Учение Социальная философия. 'Токвиль, Монталамбер, Риль, Штейн- западные славянофилы. Все они, по основным убеждениям и по конечным своим требованиям, ближе к нам, чем к нашим западникам. Как у нас, так и во Франции, Англии, Германии на первом плане один вопрос: законно ли самодержавное полновластие рассудка в устройстве души человеческой, гражданского общества, государства? Вправе ли рассудок ломать и коверкать духовные убеждения, семейные и гражданские предания - словом, исправлять по-своему жизнь? Тирания рассудка в области философии, веры и совести соответствует на практике, в общественном быту, тирании центральной власти... Власть относится к обществу, как рассудок к душе человеческой. Законное чувство тоски и пресыщения, вызванное самовластием рассудка и правительства, лежит в основании стремлений Монталамбера, Токвиля и Русской Беседы. Но вот разница: Токвиль, Монталамбер, Риль и другие, отстаивая свободу жизни и предание, обращаются с любовью к аристократии, потому что в исторических данных Западной Европы аристократия лучше других партий осуществляет жизненный торизм...Напротив, мы обращаемся к простому народу... потому, что у нас народ хранит... свободу нравственного вдохновения и уважение к преданию. В России единственный приют торизма - черная изба крестьянина... В Европе и торизм, и вигизм выросли от одного народного корня... У нас вигизм привит извне... он... не был и никогда не явится творческою силою... Итак, борьба вигизма с торизмом в области веры, философии и администрации у нас гораздо сложнее, чем на Западе, ибо в России она захватывает в свой круг еще новую борьбу народного быта с безнародною, отвлеченною цивилизацией'.(Самарин Ю. Ф. Соч. М., 1877. Т.1. С. 401-402).
'Защищая хозяйственную общину,- у нас в России,- и в настоящее время, я, однако же, не выдаю ее за форму безукоризненную и общеприменимую. Общинное землевладение имеет свои существенные неудобства, которых я не скрывал. В нем таится внутреннее противоречие, свидетельствующее, что эта форма не может быть вековечною, а должна измениться путем свободного развития'.(Самарин Ю. Ф. Соч. Т. 3. С. 169).
'Спаситель и апостолы создали Церковь и дали человечеству учение об отношении человека к Богу; но они не создавали государственных форм и не писали конституций'. (Самарин Ю.Ф. Соч. М., 1877. Т. 6. С. 557). Сочинения Соч. М., 1877-1911. Т. 1-10, 12; Восстановление порядка и полит. свободы // Моск. Голос. 1906. ? 2; Что следует делать ввиду предстоящего церк. собора? М., 1912; Пособие к чтению шестопсалмия. ? 1899. Может ли Земский собор вывести нас из настоящего нашего положения? (Переписка с А.А.Киреевым) // Мирный труд. 1905. ? 4; Первоначальная христ. церковь в Иерусалиме // Религ.-филос. б-ка. М., 1908. Вып. XVI; Избр. произв. М., 1996. Литература Кошелев А.И. Записки. М., 1991;Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П.Погодина. СПб. Кн. 7: Теория государства у славянофилов. СПб., 1898;Введенский С.Н. Основные черты философских воззрений Ю.Ф.Самарина. Казань, 1899;Нольде Б.Э. Юрий Самарин и его время. Париж, 1926;Струве П. Юрий Самарин: Опыт характеристики и оценки // Возрождение. 1926. 13 июня;Дудзинская Е.А. Общественная и хозяйственная деятельность славянофила Ю.Ф.Самарина в 40-50-х годах XIX в. // Исторические записки. 1984. ? 110;В память Ю.Ф.С. СПб., 1876;Кавелин К.Д. Моск. славянофилы сороковых годов // Наш умственный строй. М., 1989;Миллер О. Ю.Ф.С. Опыт характеристики // Славянство и Европа. СПб., 1877;Hucke G. Jurij Fedorovic Samarin: Seine geistesgeschichtliche Position und politische Bedeutung. Muenchen, 1970.
Комментарии пользователей
|
|
|