СИДОНСКИЙ Федор Федорович(Философ и богослов.)
Комментарии для СИДОНСКИЙ Федор Федорович
Биография СИДОНСКИЙ Федор Федорович
11/23.2.1805 - 6/18.12.1873 Общая информация Окончил Петербургскую Духовную Академию, где и преподавал философию и богословие с 1831 по 1835. С 1835 в Петербургском ун-те. Академик с 1856. До 1862 был в опале у руководства церкви. Отcтаивал необходимость философских исследований, возможность согласования веры и разума. Характеристика воззрений "Влияние французской философии не исчезло и тогда, когда наступило господство немецкого идеализма: так, Осиповский переводил Кондильяка, Лобачевский усвоил себе идеи английского эмпиризма, точно так же, как и Ф. Сидонский; Поповский перевел Локка "О воспитании". Позднее английское влияние заметно, главным образом, в области психологии:так, М. М. Троицкий пропагандировал английский ассоционизм в своей книге "Наука о духе",А. Смирнов применил его к области эстетики и т. д.". (Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. Свердловск, 1991.С. 106) Но 'Введение' Сидонского примечательно, в первую очередь, не своим оптимизмом по поводу будущего российской философии, а идеей 'срединного' пути в философии. Идея 'срединного пути' - это уже введение не просто в философию, но в 'русскую философию'. (Ванчугов В. Очерк истории философии 'самобытно-русской'. М.: РИЦ 'ПИЛИГРИМ', 1994. С. 34). Учение Познание природы 'В метафизике нужно уже гораздо яснее уразуметь природу условного, которое служило для нас переходом к безусловному, чтоб со всем убеждением и со всею ясностью разумного сознания сказать: есть бог, так действует он в мире, таково существо его. Конечно, в том случае, когда бы образование и уяснение мысли о природе самосущего зависели от одного действования умственных сил наших, без отношения сего действования к самостоятельному быту природы, можно было бы скорее закончить дело образования мысли, завершающей разумение бытного: - все, впрочем, и в сем случае, никто не может похвалиться совершенным развитием сил своего разумения; постижение существа верховного и его отношения к миру долго могло бы оставаться скудным. Но, как нельзя не согласиться, что в настоящем настроении разумных сил наших уяснение идеи существа верховного от сил не одного ума, а приготовляется и восполняется познаниями явлений самого сущего, в котором первосущее являет свою силу, то, естественно, нужно уже иметь предварительно познание природы внешней, и познание, сколько можно, правильнейшее, чтоб вознестись до разумения того способа, каким проливается в нее жизнь от самосущего. Так что, чем совершеннее круг наших мыслей и правильнее наше познание явлений природы, тем развитие мысли о первосущем будет совершеннее'. (Сидонский Ф. Ф. Введение в науку философии. СПб., 1833. С. 87-88). Бесконечность познания 'Будем в бесконечность восходить в разумении истины, хотя бы уразуметь ее в почастном составе не удалось нам никогда! Полное созерцание истины есть состояние покоя; им может наслаждаться одно божество; тварь вся призвана к движению, ей дано только приближаться к тому покою; ее еще ждет священная суббота!' (Там же. С. 126). Вера и разум 'Область мыслей человеческих никак не ограничивается одною верою. Пожелать подобного ограничения и предписать оное возможно и естественно было бы разве тогда, когда бы ум человеческий не имел своего собственного настроения, по коему он должен был действовать, когда бы не мог раскрываться до значительной чистоты в каждом неделимом [человеке]'. (Там же. С. 180). Характер философии 'Какие бы, впрочем, по истории ни вступали отношения между бытом обыкновенным и философией, все коренной характер последней есть именно возвышенность над всем действительным, опытным'. (Там же. С. 199). Главные сочинения 1/ Об отношении идеального к действительному и обратно. //Сын Отечества и Северный Архив. 1832. Т. 26, ? 11-12; 2/ Введение в науку философии. СПб., 1833; 3/ Генетическое введение в православное богословие. //Христианское Сочинения Об отношении идеального к действительному и обратно // Сын Отечества и Северный архив. 1832. Т. 26. ? 11, 12; Введение в науку философии. СПб., 1833; Генетическое введение в православное богословие // Христианское чтение. 1877. Ч. 1. Литература Рождественский Н.П. По поводу предпринимаегого редакцией печатания богословских лекций о.Сидонского // Христианское чтение. 1876. ? 9, 10;Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Соч. М., 1989. С. 158-172;Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2. С. 110-112;Владиславлев М.И. Протоирей Ф.Ф.Сидонский и его филос. взгляды // Журнал Мин-ва нар. просвещения. 1874. ? 1.
Комментарии пользователей
|
|
|