Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
ВИН (Wien), Вильгельм
Матросов АлександрМатросов Александр
АБРАМОВИЧ Роман АркадьевичАБРАМОВИЧ Роман Аркадьевич
СУРИКОВ Василий Иванович
Савицкая Светлана ЕвгеньевнаСавицкая Светлана Евгеньевна
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

КАНТ Иммануил

(Философ)

Комментарии для КАНТ Иммануил
Биография КАНТ Иммануил
(1724-1804)
Дожив до весьма преклонного возраста, он ни разу не пропустил своих лекционных часов. И это несмотря на то, что был он хрупким физически (ученики заменили ему родственный круг - женат Кант никогда не был), а слабость здоровья компенсировал исключительно четким распорядком дня. Главный плод его деятельности - книги, в особенности, 'Критика чистого разума' (1781); 'Критика практического разума' (1788) и 'Критика способности суждения' (1790).

Того бурного философского движения, которое было вызвано их появлением, в Германии предшествовавших десятилетий, казалось бы, ничто не предвещало. Немцы оставались самой раздробленной из крупнейших европейских наций; университетов по отдельным мелким княжествам и герцогствам было много, но преподавание философии в них велось слабо и не оригинально, следовало либо французским и (реже) английским и голландским образцам, либо единственной немецкой системе, получившей до Канта общеевропейский резонанс - учению Г.В.Лейбница (1646-1716), систематизированному в первой половине XVIII века Х.Вольфом (1679-1754). Собственно, и Кант в своих ранних (до 1770) сочинениях следует этому учению, выделяя три класса субстанций (Бог, объекты физического мира, человеческая душа) и строя отношения между ними чисто рационально, по образцу математической дедукции - от общего к частному. В одном из своих крупнейших трактатов (1763) этого 'докритического периода' он доказывал, что раз существует множество не абсолютно необходимых субстанций, значит, есть что-то абсолютно необходимое - Бог. Это как раз тот образ мыслей, который позднее Кант решительно отвергал и тем прославился, соединив веру в Бога с полным отказом от попыток доказать его существование.

Труды раннего периода принесли Канту мало славы, их знали в основном только в стенах Кенигсбергского университета, где Кант с 1755 года преподавал в качестве приват-доцента и лишь через 15 лет получил профессуру. Исключение составляет его 'Всеобщая естественная история и теория неба' (1755), где Кант развил не лишенную актуальности и поныне гипотезу возникновения солнечной системы из огромного хаотичного скопления частиц материи. Он разъяснил, почему у планет эллиптические, а не круговые орбиты, почему возникли различия между планетами по плотности и числу спутников, как замедляется суточное вращение Земли под действием приливов, вызываемых Луной, раскрыл природу внегалактических туманностей (как других 'Млечных Путей').

Пруссия в те годы уже была крупнейшим из германских государств, а в результате войн Фридриха II присоединила к себе Силезию и другие славянские территории; смешанным стало население и Восточной Пруссии. Родители Канта были ремесленниками, но сумели дать сыну основательное классическое образование; долгое время он колебался, заняться ли ему античной философией, естествознанием или медициной, учился же в Кенигсбергском университете в 1740-1746 годах на теологическом факультете, после окончания которого целое десятилетие служил домашним учителем. Он практически никогда не выезжал из Кенигсберга, имевшего традиционные связи с Российской империей, и главный труд Канта 'Критика чистого разума' был напечатан в Риге. (Заметим, что в 1794 году Кант был избран иностранным членом Петербургской Академии наук; сохранилось его благодарственное письмо ее главе - княгине Е.Р. Дашковой.)

Вскоре после того, как Кант в 1755 году получил, наконец, должность приват-доцента в Кенигсбергском университете, началась Семилетняя война. Город почти пять лет занимали русские войска; жители, в том числе и Кант, письменно присягнули на верность российской короне, и только Петр III в 1762 году официально освободил их от русского подданства. А.Т. Болотов, известный впоследствии мемуарист и агроном, курировал науку в Кенигсбергском университете. Кан-та он не оценил, с чем может быть и было связано столь медленное продвижение последнего по службе. Но внешние обстоятельства никогда не были для Канта решающими. Он продолжал кропотливый труд по созданию основ своей системы, и к 1770-м годам еще раз осуществился нередкий в истории культуры поворот событий: обновление обширной отрасли знания пришло не из столиц и ведущих культурных центров, а с периферии с ее малоустоявшейся (для соответствующей отрасли) традицией.

Толчком к обновлению философии, осуществленному Кантом, послужили в 1760-х годах два события, опять же негромкие и 'кабинетные' - а именно, его знакомство с критикой понятия причинности, данной в трудах английского философа и историка Д. Юма, и чтение 'Эмиля' и других сочинений Ж.Ж. Руссо, обострившее интерес Канта к проблемам этики и человеческой свободы. У себя на родине оба эти автора пользовались широкой известностью, но их идеи не привели к появлению всеобъемлющего теоретического синтеза по типу кантовского и преемственных с ним. Для такого синтеза благоприятной оказалась именно почва предшествовавшего развития логической и систематизирующей мысли в Германии: развития отчасти даже педантичного, с вниманием к 'школе', к тонкостям и потому еще не вызвавшего большого резонанса в 'столицах' философской мысли XVIII века - Париже и Лондоне. Кант творчески переработал все наследие европейской философии в целом.

В какой-то мере не случайно эта переработка совпала по времени с началом все большей концентрации немецких земель вокруг Пруссии. Неверно видеть в этом совпадении прямую причинную связь - будто бы Кант и основанный им немецкий классический идеализм 'выражали интересы' политических сил, осуществлявших эту концентрацию: для Канта речь шла лишь об отыскании истины. Немецкий патриот, он был свободен от национализма. Неверно также изображать построения Канта и последующих немецких метафизиков (сторонников учения о сверхчувственных принципах бытия), во многом отвергавших взгляды Канта, как некую духовную компенсацию раздробленности и слабости Германии. Эта точка зрения Г.Гейне была подхвачена многими немецкими авторами, которые не были довольны темпами или направлением экономического и социального развития Германии (революционеры стремились перевести Германию с пути реформ и 'просвещенного абсолютизма' на путь потрясений, подобных Великой французской революции, что отчасти и удалось в ХХ веке) или, наконец, хотели, чтобы Германия объединилась не под эгидой Пруссии. В самом деле, прусское главенство в Германии сопровождалось немалыми невзгодами, начиная с поражений в наполеоновских войнах и кончая отставанием Германии от многих европейских стран в сфере демократии и гражданских свобод. Тем не менее, страна объединялась около Пруссии, а немецкий классический идеализм в критические моменты объективно становился первостепенным фактором национального подъема.

В 1770 году в диссертации 'О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира' Кант высказал свои мысли о коренном различии между ноуменами - вещами самими по себе ('вещи в себе') и феноменами - 'вещами для нас', то есть такими, какими мы их представляем с помощью времени и пространства - обязательных условий всякого опыта. Затем Кант пришел к выводу, что пространство упорядочивает данные опыта внешнего, а вре-мя - внутреннего; и добавил к ним категории (единство, множественность, возможность, действительность, необходимость, причинность и т.д.), без которых упорядочение опыта (чувственных данных, то есть результатов воздействия на нас непознаваемых вещей в себе) тоже недостижимо. Но и из опыта извлечь категории невозможно (на материале категории причинности к этому выводу пришел еще Юм). Требование предварительного критического анализа и классификации этих форм, их взаимодействий с опытом дало Канту, а затем и его последователям основание называть его философию после 1770 года критической, или критицизмом, тогда как вся предшествовавшая философия была либо 'догматической', то есть принимала познание как данное, без критики его априорных форм (такова философия Лейбница-Вольфа), либо 'скептической', сомневавшейся в возможностях познания (Юм). Эта терминология укрепилась после выхода в 1781 году 'Критики чистого разума'. В 'Критике способности суждения' Кант сближает (в отношении того, как все это познается и 'созерцается') целесообразность в природе и сферу прекрасного в искусстве. В обоих случаях - и это считается одним из важных прозрений Канта - выявляется ограниченность механистического подхода, становится необходимым понимание с позиций целостности и системности. Однако здесь же кроется недостаток кантовского подхода, заключенный в том, что Кант это свое открытие считает чем-то условным, субъективным, изображает его - говоря словами одного из самых глубоких его читателей и критиков Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831) - 'лишь как способ нашей рефлектирующей силы суждения. Не само живое таково, а мы привыкли рассматривать его таким образом... У Канта богатство мысли развертывается всегда только в субъективном виде'.

Аналогичным образом и 'идеи' свободы, души, Бога, неизбежно формируемые разумом, рассматриваются Кантом как нечто безотносительное к реальному существованию и теоретической познаваемости; тем не менее они сохраняют свое значение практических норм. Это значение Кант анализирует в 'Критике практического разума'. Там из понятия высшего блага как единства добродетели и благополучия выведены его условия: свобода, без которой человек не может стремиться к благу, а следовательно, наличие души - носительницы этой свободы; бессмертие той же души, ибо без этого любое благо окажется побежденным смертью, а поскольку бессмертие соотносится с идеей бесконечного мира как целого, речь идет не столько о бессмертии индивидуальной души, сколько о единстве всех душ в некоем коллективном бессмертии. Бог выступает при этом как гарант свободы и бессмертия, что не дает еще возможности непосредственно понять, идет ли речь о личном божестве или об абстрактном абсолюте.

В человеке есть изначально злое, но и изначально доброе, а именно стремление следовать долгу и совершенствоваться. Кант поднял на более высокий теоретический уровень веру Руссо в доброе начало человека: он добр именно потому, что способен руководствоваться принципом добра, и эта способность глубже, чем доброта под действием минутного порыва или вообще психологических факторов. Собственно моральным поведением Кант считал только такое, которое свободно от всякой склонности и симпатии и следует одному лишь долгу ('Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям...') Канта нередко упрекали, что у него долг - формальное понятие, не наполненное конкретным содержанием: к чему и перед кем долг. В 'Идее всеобщей истории' (1784) Кант рисует общественный долг человека как движение 'от грубости к культуре' и 'достижение всеобщего правового гражданского общества'. Человеческая культура есть конечная цель не только человечества, но всей природы.

Из всех видов устройства общества он предпочитал просвещенную монархию, выдвигая нередко Фридриха II как идеал. В последние годы жизни Кант усиленно старался определить цели человеческих стремлений на социальном и глобальном уровнях: создание всемирной федерации свободных государств, поддержание вечного мира, прогресс науки путем достижения гармонии между различными ее ветвями, прогресс общества путем предоставления людям условий свободы. По отношению к последнему виду прогресса Кант, впрочем, настроен скептически и допускает его только в очень ограниченных пределах; в са-мом деле, надежда на него в условиях Пруссии конца XVIII века была невелика, если учесть хотя бы и те цензурные трудности и давление, с которыми столкнулся уже всемирно известный Кант, когда попытался найти оптимальный способ сосуществования науки и религии. Это было естественным завершением одной из главнейших тенденций всей его философии, в которой отстаивается не 'противоразумность', а 'сверхразумность' религии, лежащая в иной плоскости по сравнению с наукой, и в то же время указывается на естественность и моральную необходимость религии. Не удивительно, что Канта впоследствии так высоко ценили Л.Н.Толстой, В.И.Вернадский и другие сторонники религиозного свободомыслия.

Кант завершает собой в истории философии период Просвещения, выступая с требованием подвергнуть религию и все сферы культуры суду разума, а вместе с тем, с критикой самого Просвещения, поскольку требует устранить и догматическое понимание разума, подняться до целостного мировосприятия. Заслуга Канта в создании такого мировосприятия - разработка теории познания с учетом активности субъекта. Ум (не индивидуальное сознание, а общее для всех эмпирических 'я' самосознание), пользуясь как бы находящимися 'в нем' пространством, временем и категориями, создает мир из хаоса сигналов от непостижимых 'вещей в себе' и лишь постольку его познает, поскольку сам создал, создал весь, за исключением тех же 'вещей в себе'.

До наших дней наука продолжает осваивать и углублять идею активности субъекта, широко применяемую, например, в физике (роль приборов и наблюдателя в измерении), в гуманитарных науках (фактор неосознанного влияния ученого на ход и выводы социологических, этнографических и тому подобных исследованиях). И.Г. Фихте, первым в полной мере разработавший абсолютное измерение общечеловеческого субъекта, затем А.Шопенгауэр, развивший идею его активности в принцип мировой воли, а также Ф.В.Й.Шеллинг связали кантовский критицизм с древнейшей, восходящей, по крайней мере, к античности, традицией понимания 'мировой души' в качестве субъекта развертывающейся по иерархическим ступеням всемирной эволюции. Крупные философы-кантианцы появились во Франции (Ш.Ренувье, 1815-1903), в России (А.И.Введенский, 1856-1925) и других странах, в том числе, конечно, и в Германии, где, однако, на некоторое время собственно кантианское движение было как бы заглушено расцветом выросшей из него метафизики (но затем возобновилось в нео-кантианстве во второй половине XIX века о нем см. в томе, посвященном этому столетию).

Гегель характеризовал учение Кан-та как 'главный переход к новейшей философии', и такая периодизация поныне широко используется историками философии.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
АСМУС Валентин Фернандович
ИММАНУИЛ РИМСКИЙ (Иммануэль бен Шломо)
ГОЛОСОВКЕР Яков Эммануилович

Новости по темеКАНТ Иммануил:
КАНТ Иммануил, фото, биография
КАНТ Иммануил, фото, биография КАНТ Иммануил Философ, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь