Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
КОРНЕЛЮК Игорь ЕвгеньевичКОРНЕЛЮК Игорь Евгеньевич
Городилов Виктор Андреевич
БРЖЕСКИЙ Николай Корнильевич
ПЬЯНКОВА Наталья
МАШКОВСКИЙ Степан ФилипповичМАШКОВСКИЙ Степан Филиппович
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ЛАПЕРУЗ Жан Франсуа

(Военный мореплаватель)

Комментарии для ЛАПЕРУЗ Жан Франсуа
Биография ЛАПЕРУЗ Жан Франсуа
(1741-1788)
Двадцать шестого января 1788 года в Ботани-бей вошли два французских фрегата 'Буссоль' и 'Астролябия'. Ими командовал известный мореплаватель Лаперуз, который вот уже несколько лет находился в труднейшем кругосветном плавании. А буквально накануне в этой прекрасной бухте на юго-востоке Новой Голландии бросили якоря корабли английской эскадры, доставившие первую партию заключенных для будущей колонии каторжников - Новый Южный Уэльс (см. очерк 'основание Австралии, или Беглецы из Ботани-бея').

Вскоре состоялась встреча Лаперуза с командующим английской флотилии Артуром Филлипом. И хотя тот знал, что французский капитан еще недавно принимал активное участие в войне против Британии, это не помешало дружеской беседе двух моряков. Чрезвычайно энергичный, с приятными чертами лица и немного печальными глазами, Лаперуз очаровал Филлипа. Он с увлечением рассказал англичанину о своих приключениях в Тихом океане и с нескрываемой грустью поведал о понесенных утратах. Узнав о том, что один из английских кораблей в скором времени отправляется на родину, Лаперуз передал Филлипу письма родным и друзьям, а также отчет французскому правительству. Спустя полтора месяца 'Буссоль' и 'Астролябия' на всех парусах устремились в открытое море навстречу своей судьбе. Больше их никто никогда не видел. Только 40 лет спустя в Европе стало известно о трагедии, разыгравшейся на острове Ваникоро.

Жан Франсуа де Гало граф де Лаперуз родился в поместье Го вблизи старинного городка Альби на юге Франции. Начальное образование он получил у иезуитов. 15-летнего Жана Франсуа родители отдали в школу гардемаринов в Бресте, где целеустремленный и любознательный юноша изучал астрономию, математику, естественные науки, навигацию, а также много читал о морских путешествиях.

В Европе шла Семилетняя война, и будущий моряк внимательно следил за успехами и поражениями французского флота. Ему представился случай принять участие в военных действиях. В бою при Бель-Иле у южного побережья Франции в 1759 году (ему тогда было всего 18 лет) он был тяжело ра-нен. Оказался в плену у англичан, бежал и снова воевал против них.

После окончания войны Лаперузу был присвоен чин лейтенанта. Вскоре он уже командовал кораблем. Несколько лет капитан Лаперуз плавал в Индийском океане, охраняя французские торговые фактории на Востоке, сражался против пиратов. На острове Иль-де-Франс (Маврикий) он влюбился в очаровательную креолку, дочь простого служащего, и сделал ей предложение. Этот 'безумный' поступок вызвал гнев Виктора Жозефа, отца Лаперуза. Как мог Жан Франсуа, аристократ, связать судьбу с безродной девушкой, к тому же без всякого приданого! И все-таки она стала его женой, правда, после смерти старого графа.

В 1782 году Лаперузу было дано ответственное и опасное задание: незаметно проникнуть в Гудзонов залив, уничтожить английские торговые фактории и разрушить военные форты. Без точных карт, в сложных погодных условиях Лаперуз блестяще выполнил порученное ему дело, проявив при этом такое благородство, что сразу стал известен и во Франции и в Англии. Захваченных в плен англичан он отпустил на свободу с оружием, снабдил продовольствием, вернул им секретные карты северного побережья Америки, однако с условием, что они будут опубликованы.

Во второй половине XVIII века Франция ревниво следила за удачами англичан, открывавших новые земли в Тихом океане. Потеряв в предыдущих войнах основные заморские колонии, она стремилась заполучить новые. Людовик XVI внимательно читал все отчеты Джеймса Кука, напечатанные в Лондоне. Понимая научную значимость экспедиций английского мореплавателя, король в 1778 году подписал особый указ: в случае военных действий против англичан капитаны французских судов, встретивших на своем пути корабли Кука, обязаны были 'воздержаться от проявления враждебности' и рассматривать его как представителя 'нейтральной или дружественной страны'.

Людовик XVI мечтал о такой экспедиции, которая превзойдет по успеху все путешествия Кука и вновь поднимет престиж Франции. Он привлек к разработке проекта лучших ученых, сам вникал в каждую его деталь, внося уточнения и исправления. Мореплавателям предстояло обследовать тихоокеанские побережья Северной Америки и Азии, найти северный проход в Атлантический океан, открыть и присоединить новые земли к владениям короны и, наконец, определить возможности для торговли с дальними странами. Руководителем экспедиции был назначен Жан Франсуа де Лаперуз.

Учитывая опыт Кука, Лаперуз выбрал два подходящих грузовых судна (габары) водоизмещением 500 тонн, которых нарекли 'Буссоль' и 'Астролябия', как бы подчеркивая научный характер предстоящего плавания. По настоянию Лаперуза капитаном 'Астролябии' был назначен его старый боевой товарищ Флерио де Лангль. Это была действительно научная экспедиция, поскольку в ее состав входили академики-астрономы Монж и Лепот Дежеле, географ Бернизе, ботаник, доктор медицины де ла Мартиньер, физик Ламенон, натуралист Дюфрен, которого рекомендовал сам великий Бюффон. На корабли погрузили научные приборы и целую библиотеку. Только на закупку книг ушла немалая сумма - шесть тысяч ливров.

Рано утром 1 августа 1785 года 'Буссоль' и 'Астролябия' с 242 членами экипажа на борту вышли в открытое море. Благополучно обогнув мыс Горн, Лаперуз в феврале следующего года уже плыл вдоль чилийских берегов. В порту Консепсьон он пополнил запасы продовольствия и питьевой воды.

Лаперуз не мог не посетить открытый в 1722 году голландским мореплавателем Роггевеном таинственный остров Пасхи. На его каменистой, покрытой редкой травой земле проживало в те времена чуть более двух ты-сяч человек. Путешественники встретили здесь радушный прием. Лаперуз записал в своем дневнике, что туземцы красивы, ходят обнаженными, разрисовывают себя красной краской. Безоружны, только у некоторых есть дубинки. Начался оживленный обмен: за европейские товары островитяне отдавали продукты земледелия и кур. Правда, как и повсюду в Полинезии, аборигены, не смущаясь, открыто кра-ли у зазевавшихся европейцев вещи, особенно шляпы. Одному из туземцев удалось стянуть треуголку у самого Лаперуза, который, опасаясь стычки, обе-щал всем, кто лишился шляп, выдать по возвращении на корабль новые.

Лаперуз обследовал остров, распорядился измерить и зарисовать гигантские каменные статуи. Он справедливо полагал, что их воздвигли некогда предки современных островитян. В надежде 'повысить жизненный уровень аборигенов' он подарил им пару свиней, коз и три овцы. По всей видимости, те были съедены вскоре после отплытия французов. По приказанию Лаперуза, на острове были посеяны капуста, морковь, свекла, тыква. 'Буссоль' и 'Астролябия' снова вышли в море, держа курс на Гавайские острова. Надо сказать, что Лаперуз не спешил вводить во владение французского короля новые земли. Он недоумевал, как могут европейцы, вооруженные пушками и штыками, покушаться на священные права десятков тысяч себе подобных существ, на землю, 'политую их потом, землю, в которой они на протяжении веков хоронили своих предков'. На Гавайских островах Лаперуз пробыл несколько дней, а затем направился на северо-восток. На рассвете 23 июня мореплаватели шли вдоль побережья Аляски. Перед ними вздымались поросшие густым сосновым лесом горы. Высоко в небо устремлялась огромная гора св.Ильи, вершина которой была покрыта вечными снегами. В поисках удобной стоянки для кораблей Лаперуз взял курс на юг.

Вскоре он открыл обширную и спокойную бухту, не обозначенную на карте. Туда вел узкий проход. Только на следующий день с приливом удалось войти в нее, правда, чуть не разбившись о прибрежные скалы. Лаперуз назвал эту бухту 'гаванью французов'. Здесь они пробыли несколько дней, ведя оживленную торговлю с местными жителями - индейцами, которые снабдили путешественников ценными мехами.

На редкость чудесным выдалось 13 июля. На небе ни облачка, светило яркое солнце, царило безветрие. Французы, решив обследовать южную сторону бухты, направили туда три шлюпки. Через несколько часов вернулась только одна. Лейтенант Бутен, шедший на последней лодке, рассказал страшную историю. На его глазах первые две лодки подхватило бешеное течение, бросило на выступающие из воды скалы и разбило вдребезги. Спустя мгновение водоворот поглотил людей. Только чудо спасло шлюпку Бутена. Эта трагедия потрясла Лаперуза и его спутников. Погибли молодые отважные моряки. Самому старшему не было и 33-х. Напрасно искали их тела - не нашли никого. На острове посреди бухты был установлен памятник жертвам несчастья. На табличке была выгравирована надпись: 'В этой бухте погиб двадцать один храбрый моряк. Кто бы вы ни были, оплачьте их участь вместе с нами'. У подножия памятника закопали бутылку, в которую вложили подробную записку о случившемся.

Отсюда Лаперуз отправился вдоль побережья на юг. В начале сентября он был в Монтерее, испанской части Калифорнии, а затем взял курс на Макао - португальскую колонию на китайской земле.

Весной 1787 года Лаперуз уже обследовал берега Восточной Азии, той ее части, о которой европейцы имели смутное представление. 'Буссоль' и 'Астролябия' медленно продвигались на север. Они пытались пройти Татарский пролив, отделяющий Сахалин от континента. Никто еще не знал, остров ли Сахалин или же часть материка. Высадившись на берег, Лаперуз попытался выяснить это у местных жителей - орочей. Один из них, глубокий старец, палкой начертил на земле схе-му, из которой стало ясно: Сахалин - остров. Это подтвердил и молодой туземец. Он взял у Лаперуза лист бумаги, быстро нарисовал карандашом план и знаками показал, что корабли французов могут, направляясь на се-вер, выйти в открытое море.

Несколько дней 'Буссоль' и 'Астролябия' шли на север. Густой туман препятствовал движению. Возникла реальная опасность сесть на мель. Лаперуз выслал вперед две шлюпки с заданием измерить глубину. Вскоре они вернулись с сообщением, что корабли не пройдут. Хотя Лаперуз был уверен, что плывет по проливу (в середине XIX века это докажет адмирал Г.И.Невельской, он все же дал приказ повернуть назад. Огибая Сахалин с юга, французский мореплаватель исправил географическую ошибку. На многих картах мира японский остров Хоккайдо и Сахалин были показаны как одно целое. Сейчас пролив, разделяющий оба острова, носит имя бесстрашного Лаперуза.

Шестого сентября 1787 года 'Буссоль' и 'Астролябия' бросили якоря в широкой и удобной Авачинской губе. Здесь 12 лет назад уже побывал Кук. На берегу расположен Петропавловск Камчатский, в те времена небольшой поселок в несколько сотен жителей. Сердечность и радушие русских оставили у Лаперуза неизгладимое впечатление. Они снабдили французов продовольствием, питьевой водой, дровами и не взяли с них за это ни копейки. Здесь Лаперуза ждали письма из Франции и среди них приказ морского министра о присвоении ему чина адмирала и звания командира эскадры. В честь Лаперуза был произведен салют из пушек местной батареи и устроен банкет. Не один час Лаперуз беседовал с лейтенантом Хабаровым, комендантом Петропавловска, и Козловым-Угреиным, правителем Охотска, отлично знавшим Сибирь.

Тридцатого сентября Лаперуз возобновил плавание. На берегу остался Бартоломей Лессепс, сын французского посланника в Санкт-Петербурге. Он должен был доставить во Францию собранные экспедицией богатые материалы и письма. В одном из них, адресованном морскому министру де Кастри, Лаперуз писал: 'Я уверен, что нигде и никогда не было оказано большего гостеприимства, чем нам'. Лессепс в точности выполнил указания Лаперуза. Он больше года добирался до Парижа, единственный уцелевший участник рокового плавания.

А Лаперуза ждала еще одна трагедия. В декабре 1787 года на острове Мауна (архипелаг Самоа) неожиданно напавшие туземцы насмерть забили камнями капитана 'Астролябии' и еще 32 француза. Лаперуз оплакивал смерть своих товарищей. Велико было его разочарование. 'Мы ошиблись, - писал он. - Это прекрасное место не было безгрешным садом невинности'.

Вскоре он прибыл в Ботани-бей. Далее намеревался исследовать некоторые острова Океании, северную часть Австралии, Новую Гвинею, а затем пересечь Индийский океан и добраться до Иль-де-Франса (Маврикий).

Напрасно родственники и друзья во Франции с надеждой ждали известий о бесстрашных мореплавателях. Они не приходили. Волновался и Людовик XVI. Тем временем в стране разразилась революция. Людовик XVI лишился трона, а вскоре и головы. Говорили, что, когда французский король взошел на эшафот, он первым делом спросил палача: 'Нет ли вестей от Лаперуза?'

В 1791 году Национальное собрание приняло решение направить в Тихий океан на поиски пропавшего Лаперуза два корабля, носившие символические названия 'Поиск' и 'Надежда'. Их возглавлял Раймон Жозеф Антуан де Брюни д'Антркастро. Весной следующего года они заметили далеко впереди маленький островок, не обозначенный на карте. Д'Антркастро окрестил его в честь корабля - Поиск, однако по каким-то непонятным причинам не приблизился к нему. Сделав это, он нашел бы ключ к разгадке исчезновения экспедиции Лаперуза. Это был остров Ваникоро.

В 1826 году английский капитан Питер Диллон нашел на острове Ваникоро следы 'Буссоли' и 'Астролябии'. Расспросы местных жителей мало что дали. Он установил только, что несколько десятков лет назад здесь во время страшного урагана разбились на рифах два судна. Часть моряков спаслась и нашла убежище на острове. Кто-то вскоре был убит аборигенами, другие, смастерив лодку, уплыли куда-то за горизонт. Был ли среди них Лаперуз - неизвестно. Вскоре остров Ваникоро посетил знаменитый мореплаватель Сезар Дюмон Дюрвиль. Он также нашел здесь некоторые вещественные свидетельства крушения кораблей Лаперуза.

С 1959 по 1964 годы в этих местах бывал известный бельгийский вулканолог Гарун Тазиев. С группой водолазов он поднял со дна моря останки 'Буссоли' и 'Астролябии'. Среди находок оказалась и старинная русская монета с изображением Петра I - память о пребывании Лаперуза у берегов Камчатки.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
ТОМОН Жан Франсуа Тома де
БАРРАС Поль-Франсуа-Жан-Николя (Paul-Francois-Jean-Nicolas)
БАРРАС Поль-Франсуа-Жан-Николя (Paul-Francois-Jean-Nicolas)
ФРАНШЕ ДЭСПЕРЕ Луи Феликс Мари Франсуа (Franchet dEsperey)

Новости по темеЛАПЕРУЗ Жан Франсуа:
ЛАПЕРУЗ Жан Франсуа, фото, биография
ЛАПЕРУЗ Жан Франсуа, фото, биография ЛАПЕРУЗ Жан Франсуа Военный мореплаватель, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь