Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
КОРНЕЛЮК Игорь ЕвгеньевичКОРНЕЛЮК Игорь Евгеньевич
Городилов Виктор Андреевич
БРЖЕСКИЙ Николай Корнильевич
ПЬЯНКОВА Наталья
МАШКОВСКИЙ Степан ФилипповичМАШКОВСКИЙ Степан Филиппович
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

МЫНТЫВВАБ

(Императрица Эфиопии с 1730)

Комментарии для МЫНТЫВВАБ
Биография МЫНТЫВВАБ
(ок. 1710-ок. 1770)
Ежегодно эфиопские правители проводили в столице сезон больших и малых дождей (май-июнь и сентябрь-октябрь). С началом сухого сезона император нередко с императрицей, с войском и придворными, посещал ближайшие к столице земли, получая здесь дань, кормя своих людей, разрешая споры. Далее император (без жены) направлялся в более отдаленные области. Здесь он не только собирал дань, но и отражал набеги кочевников оромо, наказывал мятежных вассалов, причем кровь лилась рекой. Накануне и во время похода император совершал ритуальную охоту на слонов, носорогов, диких буйволов, львов, леопардов и других крупных и опасных зверей. Обычно, если не стремились догнать возвращавшихся из набегов оромо, императорское полюдье (объезд для сбора дани) двигалось медленно, проходя всего несколько километров в день, часто устраивая дневки, а с наступлением церковных праздников все войско становилось на богослужение перед священниками походных церквей и, соответственно, постилось или пировало. По пути император посещал церкви и монастыри, ночевал либо в них, либо в своем роскошном и обширном златотканом шелковом шатре. Когда полюдье приближалось к тогдашней столице Гондэру, все его население во главе с митрополитом и духовенством многочисленных церквей выходило встречать государя (к которому к тому времени уже присоединялась и императрица со своей свитой); дэбтэра (низшее духовенство), монахи; священники исполняли церковные песнопения, сопровождаемые барабанным боем и пляской; женщины-горожанки пели и издавали ликующее тремоло.
Однажды во время полюдья император Бэкаффа (1721-1730) слег больным в доме небогатого вождя кушитского народа квара. Молодого императора выхаживала дочь вождя Мынтывваб - девушка редкой красоты. Выздоровев, Бэкаффа женился на ней (сохраняя отношения и с другими своими женами-наложницами). Когда в 1730 году он основа заболел, а затем умер, императрица Мынтывваб возвела на престол своего и Бэкаффы малолетнего сына Иясу II. Отныне она четыре десятилетия оставалась у власти. Начало царствования Иясу II (1730-1755), когда за императора правили его мать, ее братья, получившие высшие государственные посты, и главы церкви, как и обычно, было отмечено смутой. Но затем установился мир и порядок. В общем это был период относительного спокойствия и процветания страны, ее культуры, вершина гондэрской эпохи в развитии эфиопской цивилизации. Император и императрица-мать соперничали в строительстве монастырей, которых немало появилось в столице. Иясу II интересовался растениеводством, возможно, под влиянием коптов и армян, которых было немало в свите императора и в окружении митрополита (копта). Во дворцах были разбиты сады, саженцы для которых привозили из Йемена, Египта и других заморских стран, а в окрестностях столицы - виноградники, существовавшие до XIX ве-ка, когда их погубила филлоксера. Под влиянием жителей Средиземноморья при дворе стало обычаем пить вино. Но вино для причастия по-прежнему готовили из йеменского изюма.
Иясу (Иисус) I Великий (1682-1706), еще будучи наследником престола, обучался эфиопскому письму (около трех сотен знаков), чтению религиозной литературы на мертвом древнеэфиопском языке геэз, христианскому монофиситскому богословию, стихосложению, церковной музыке, игре на многострунной арфе бэгэна (одна из привилегий аристократии), а также военным искусствам - верховой езде, стрельбе, метанию копья, владению мечом. И разумеется, правилам аристократического поведения, отличавшего принцев от простонародья.
Иясу I считается последним реформатором среди гондэрских императоров. Уже в первый год своего правления, по обычаю, он провел шумшир - снятие одних и назначение на их место других светских и церковных сановников. Произошла радикальная смена придворных и административных должностных лиц, наместников провинций, высших церковных чи-нов, а следовательно, и перераспределение владений с их доходами. Позднее Иясу установил новую иерархию чинов в Свете империи, где заседали все высшие сановники, наместники и князья церкви. По обычаю, первым получал слово в Совете империи наименее важный из его членов, затем - все более влиятельные лица, а в заключение выносил решение сам император. Отныне порядок выступлений был определен раз и навсегда, а тем самым - и место того или иного чина в общегосударственной иерархии. От императорского двора до полков военных поселенцев в отдаленных пограничных провинциях образовалась единая система военно-феодальных званий, чинов, титулов, знаков отличия, напоминающая табель о рангах в более развитых феодально-бюрократических обществах.
Особое внимание Иясу I уделял торговле. Эфиопия вывозила экзотические африканские товары: слоновую кость, носорожий рог, зубы гиппопотама, шкуры, живых диких зверей и птиц, а также золотой песок, особенно же рабов - самый выгодный в то время товар. Людей в неволю захватывали на западных и южных границах империи. Больше всего ценились красивые девушки. На каждой таможне, в каждом феодальном владении от группы рабов отделяли тех, кого местные власти хотели оставить у себя в качестве таможенного сбора. Когда император отправлял в Европу посольства, а с ними - молодых людей для обучения европейской университетской науке, турецкие наместники по пути часть юношей забирали себе в рабство как пошлину за проезд остальных. Иясу заставил пойти на уступки турецкого наместника города-порта Массауа, через который шла основная заморская торговля Эфиопской империи. Он блокировал Массауа с суши, прекратил снабжение портового города продовольствием, и наместник был вынужден вернуть купцам (иностранцам, ставшим клиентами императора) их арестованные товары; он согласился на предложенные императором условия раздела таможенных пошлин. По указу императора Иясу I вместо бесчисленных местных таможен (которые каждый крупный феодал стремился установить на дорогах) в каждой провинции была оставлена только одна таможня, а величина пошлины была строго фиксирована.
Важнейшим вопросом внутренней политики Эфиопии был религиозно-церковный. В эфиопской церкви - хранительнице единства христианской Эфиопии - издавна не утихали споры между сторонниками разных учений и толков, охватывавших большие группы монастырей и даже группы провинций. Один из этих толков - товахдо (буквально 'Соединение') считал своим основателем святого Тэкле-Хайманота родом из Шоа (конец XIII века), другой - кыбат (буквально 'Помазание'), появился в Тыграе в XIV веке. Когда Эфиопии грозило насильственное обращение в ислам, а затем - в католичество, споры между приверженцами товахдо и кыбат поутихли. Но со второй половины XVII века они разгорелись с новой силой. Кыбат стал господствующим толком в большинстве провинций; в столице же имелись сторонники обоих направлений. Императоры по традиции поддерживали товахдо, а наместники провинций и особенно местные династии - кыбат.
К концу правления Иясу I политическая обстановка в столице и при дворе обострилась настолько, что в 1705 году император отрекся от престола и ушел в монастырь, а потом забрал назад свое отречение и был убит. За следующую четверть века сменилось семеро императоров. Одни из них были свергнуты, другие тайно убиты. Умер от долгой болезни только Ацмэ-Гийоргис, по прозвищу Бэкаффа, сын Иясу I.
Бэкаффа был смелым, энергичным и жестоким человеком, все свое царствование боровшимся с мятежами и заговорами. Преступников он казнил, отрубая им руки и ноги. Гондэрская (Гондэр, повторим, - в то время столица Эфиопии) традиция считает его грозным и мудрым правителем, до сих пор о нем рассказывают исторические анекдоты. Вместе с тем он покровительствовал культуре, пригласил из Египта кораблестроителей. В целом он продолжал политику своего отца. Сын Бекаффы и Мынтывваб кроткий, уравновешенный и широкомыслящий Иясу II, оставался эфиопским аристократом своего времени, для которого приказать убить человека было обычным делом. Очередной его жертвой стал его двоюродный дядя по отцу, которого тоже звали Иясу. Этот принц многие годы был любовником императрицы-матери, тайно родившей от него несколько дочерей, необычайных красавиц. По-видимому, император заподозрил своего родственника в коварных планах (вспоминается Гамлет!) и приказал тайно утопить принца Иясу. Тогда сестра убитого за него отомстила, отравив своего двоюродного племянника-государя.
Императрица Мынтывваб, разом потерявшая тайного супруга и царственного сына, не утратила самообладания и возвела на престол сына покойного, своего внука Ийоаса (1755-1769). Юный император скорее царствовал, чем правил, в отличие от своей бабки, стоявшей у власти (хотя и не распоряжавшейся ею монопольно) почти 40 лет. Как и сам император, она должна была интриговать против могущественных вельмож, играя на противоречиях между ними.
Начиная с этого царствования императоры все более превращаются в марионеток в руках феодальных клик, представлявших отдельные народности или субэтнические группы и вместе с тем провинции Эфиопской империи. Крупнейшая из провинций, Тыграй, колыбель аксумской цивилизации с этнически однородным населением (тыграйская народность), через которую проходили торговые пути из Гондэра к побережью Красного моря, теперь претендовала на гегемонию во всей Эфиопии. Тыграйских феодалов возглавил рас Микаэль Сыхуль.
В царствование Иясу II он был правителем области Тэмбен в центре Тыграя. Добиваясь возможно большей независимости, он лавировал между соседними тыграйскими владетелями, турецким наместником Массауа и огромными племенами, поселившимися у южных границ Тыграя. Во время полюдья императора в эти края он осмелился плести интриги даже против него, за что и поплатился: императорская армия осадила его и принудила к сдаче. Микаэль, с трудом избегнув казни, сумел понравиться Иясу II своим умом, образованностью и обходительностью и вскоре стал одним из его советников, а затем и управляющим всем Тыграем.
Молодой император Ийоас, человек слабый, недалекий и очень жестокий, не мог править даже своей столицей, где начались раздоры между квара - родичами его бабки Мынтывваб - и оромо, соплеменниками его матери - жены Иясу II. Последних Ийоас всячески стремился задобрить, к вящему недовольству амхарцев - доминирующей народности империи. Тогда император призвал в Гондэр Микаэля Сыхуля с его многочисленным тыграйским войском.
Микаэль был назначен наместником Гондэра и на время навел в стране порядок. Мятежных феодалов он частью разгромил, а в большинстве привлек на свою сторону.
Ийоас был оттеснен на второй план и теперь начал интриговать против объединителя страны. Стремясь привлечь правителя провинции Ласта, расположенной у южных границ Тыграя, Микаэль устроил ему в Гондэре необычайный прием, но император приказал его убить. Когда в руки Микаэля попал могущественный мятежник, брат императрицы Мынтывваб Марьям Барья, Микаэль хотел его заключить в тюрьму, но Ийоас приговорил своего двоюродного деда к пыткам и казни. Наконец, когда восстал наместник южной провинции Дамот, император тайно поощрял его на мятеж.
Престарелая императрица Мынтывваб разоблачила козни своего царственного внука, но Микаэль, которому самому уже было под 70, не пожелал разделить с ней власть. Что касается подловатого императора, то его судили на собрании высшей знати и приговорили к смерти через удушение шелковой шалью. Это невиданное прежде событие (император в Эфиопии считался полубожественной особой) знаменовало падение престижа императорского звания.
Вместо Ийоаса на трон был посажен увечный 70-летний старец; через несколько месяцев Микаэль отравил его и заменил 15-летним юношей.
Несколько лет Микаэль Сыхуль был подлинным правителем Эфиопии. Недаром в Египте именно его считали 'царем Абиссинии' (об этом доносил князю Г.А. Потемкину грузинский офицер Манучар Качкачишвили). Но стоило Микаэлю с юным императором направиться в полюдье в Тыграй, как восстала большая часть амахарской знати, посадившая на престол в Гондэре одного из принцев. С огромным по тому времени войском тыграйцев Микаэль поспешил в Гондэр и принялся казнить изменников. Но вожди мятежников не прекратили сопротивления. Их отряды окружили столицу. Теперь в сражениях междоусобной войны не брали пленных. В 1772 году осажденные в столице тыграйцы капитулировали. Микаэль Сыхуль никогда не знал поражения в бою, но дважды попадал в плен в результате осады. Его вывезли из Гондэра, и он умер в заключении (по одной версии, в том же году, приговоренный к смерти своим соперником, вождем амхарских феодалов расом Гошу, по другой версии, через много лет).
Рас Гошу стал правителем при марионеточных императорах. Один из них шесть раз занимал престол и столько же раз был свергнут. После его окончательного низложения в 1800 году наместником столицы и фактическим правителем Эфиопской империи стал рас Али Великий, сын крещенного вождя оромского племени Йеджу. Он, его брат Алигаз, их дяди по матери до конца XVIII века управляли центральными областями Эфиопии при нараставшей в стране феодальной раздробленности. На ее фоне островами стабильности выделялись крупные княжества Тыграй и Шоа, где обосновалась ветвь Соломоновой династии, а также Годжам на юго-западе. Среди своевольных князей, распоряжавшихся судьбами древней страны по своему произволу, эфиопская историческая традиция рисует образ идеального благородного феодала - Хайле-Микаэля (иначе, Хайлю) - члена клана квара, но вместе с тем отпрыска двух ветвей правящей Соломоновой династии, сохранившего в это бурное время великодушие, верность слову и долгу, высокий альтруизм.
В истории эфиопской цивилизации XVIII века - это эпоха гондэрской культуры, выработавшая собственный стиль в архитектуре, живописи, музыке, литературе (включая характерные городские анекдоты). Следуя традиции, Иясу I, Бэкаффы, Мынтывваб, Иясу II не жалели средств на строительство церквей и монастырей, которые становились центрами образования, литературной и художественной деятельности. В архитектуре и живописи той поры отчетливо проступает западноевропейское влияние. Создаются грамматики языка геэз, многоязычные словари, точнее, списки иностранных слов. Продолжаются традиционные для эфиопской литературы переводческая деятельность (с арабского) и летописание. Знаменитым летописцем был Синода, одновременно поэт и учитель императорских детей. Как и в прежние эпохи, поэтами, богословами, великими книжниками становились некоторые императоры.
Великими покровителями культуры и образования были Иясу II и его мать Мынтывваб. Каждое воскресенье они устраивали во дворце прием для людей книжных, ученых, включая учащихся, и угощая их обильными и изысканными яствами и напитками (вином, хмельным медом или только пивом, смотря по чину и учености человека), наслаждались интеллектуальной беседой. В этих собраниях звучали стихи, исполнялась музыка. Грамотеи получали также выгодные заказы на переписку книг, которые император и императрица затем оставляли в своих библиотеках или чаще дарили монастырям. В целом развитие эфиопской цивилизации было вполне органичным. При заимствовании некоторых технологий и идей других цивилизаций не происходило разрушительной вестернизации или исламизации страны, в истории которой в XVIII веке выдающуюся роль сыграла императрица Мынтывваб.
Горный эфиопский очаг цивилизации существовал еще в I тысячелетии до Р.Х. на крайнем севере Эфиопского нагорья, распространившись затем на его центральные и южные районы. В IV-VI веках в период могущественного, богатого, с яркой городской культурой Аксумского царства христианство стало государственной религией Эфиопии. В XII-XIII и в XIV - начале XVI века эфиопская христианская цивилизация вновь переживает подъем, но в XVI веке едва не гибнет под ударами мусульманских войск, возглавляемых имамом Ахмедом Левшой и дервишами исламского братства Кадирия, а также из-за нашествия кочевых племен оромо, отныне широко расселившихся по краям Эфиопского нагорья. Оромо отрезали северную часть Эфиопии от ее богатых южных и восточных провинций и в течение последующих двух веков продолжали набеги на все эти цивилизованные территории. Там, где они осели, возродился догосударственный племенной строй. Одновременно за гегемонию в регионе боролись две феодально-колониальных империи: Португальская и Османская. Последняя подчинила себе Египет, откуда в Эфиопию, по традиции, назначались митрополиты, и берега Красного моря, в том числе важнейший для Эфиопии порт Массауа. Турецкий султан считался главой многочисленных мусульман Эфиопии и окружавших ее стран. Сторонниками же Португалии были униаты-католики, к которым принадлежали многие влиятельные эфиопские вельможи и порой - императоры. Распространение ислама и католицизма подрывало влияние эфиопской православной (монофиситской) церкви, согласно учению которой человеческая природа Христа поглощается божественной, то есть остается одна его природа, на различные по языку и традициям народы страны, церкви, на протяжении целого тысячелетия выступавшей главной хранительницей аксумской цивилизации и самой идеи общеэфиопского единства. В XVII веке борьба между приверженцами и противниками унии эфиопской и католической церквей привела к гражданской войне. Ради сохранения конфессионального единства страны император Иоанн I в 1668 году повелел католикам-европейцам либо принять монофиситскую веру, либо покинуть Эфиопию. Христиане же, мусульмане (в основном торговцы с их семьями) и иудеи (фалаша, занимавшиеся огородничеством и ремеслами) отныне должны были жить отдельными кварталами, не смешиваясь. Двух европейцев, проникших в Эфиопию под видом коптов ( единоверцев эфиопов), государь приказал повесить. В 1636 году был основан город Гондэр, ставший императорской столицей.
По сравнению с предшествующим периодом XVIII век был в Эфиопии не столь бурным. Империя, территория которой значительно сократилась, стабилизировала свои границы и сопротивлялась распаду на составные части, населенные разными народами. Эфиопская цивилизация вновь стала городской. Она усвоила многие традиции западной и исламской цивилизаций, а также военной культуры оромо, и уже в четвертый раз достигла скромного расцвета, но в том же XVIII веке начала клониться к упадку.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
МЫНТЫВВАБ, фото, биография
МЫНТЫВВАБ, фото, биография МЫНТЫВВАБ Императрица Эфиопии с 1730, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь