ПАИСИЙ ХИЛЕНДАРСКИЙ(Болгарский писатель)
Комментарии для ПАИСИЙ ХИЛЕНДАРСКИЙ
Биография ПАИСИЙ ХИЛЕНДАРСКИЙ
(ок. 1722-1773) Эпоха национального возрождения болгар, чье обширное государство и цветущая культура были раздавлены турецкой мощью в конце ХIV века, начинается с деятельности человека, о котором сохранились лишь отрывочные сведения. Они рассеяны в его сочинении 'История славеноболгарская о народах и о царях и святых болгарских и о всех деяниях болгарских' (1762). Происходил он из Самоковской епархии. Имя его в миру неизвестно (Паисием был наречен в монашестве.) В 1745 году он пришел в 'Святые Горы Афонские', где в Хилендарском монастыре игуменом был его старший брат Лаврентий. Со временем стал здесь проигуменом, потом перешел в Зографский монастырь.
Бедственное положение соотечественников, утрата национальной памяти (многие из тех, кто выбивался в люди - мелкие торговцы, ремесленники, а также представители духовенства - нередко стыдились своего происхождения, приобщались к греческой культуре и языку), пренебрежение соседей, видевших в болгарах племя без прошлого, желание просветить своих земляков, вселить в них чувство национального достоинства и ввести на равных правах с другими народами в современный мир - все это побуждало Паисия Хилендарского к занятиям в библиотеках Афона. Позднее, в 1761 году, его разыскания продолжились в Карловцах (Австрия), где он, в частности, читает русские издания 'Книги историографии' дубровницкого аббата Мавро Орбини и 'Деяний церковных и гражданских' итальянского кардинала Цезаря Барония. Эти труды знакомят Паисия Хилендарского с новыми сведениями, помогают овладеть основами историографии, выработать свою концепцию, найти свой стиль изложения, когда автор выступает одновременно как мыслитель, историк и публицист. Целеустремленность, ощущение своего предназначения, одухотворенность проповедника помогают превозмочь (и восполнить) физическую немощность (о которой он упоминает). По своей неистовости он сродни протопопу Аввакуму.
Прошлое величие державы и народа для Паисия Хилендарского - залог возрождения нации. Он негодует, вспоминая тех современников, кто 'обращается на чужую политику и на чужой язык... срамится наречь себя болгаром'. Ему претят те, кто превратился в 'ничтожнейших рабов турецких'. Он взывает к противлению угнетателям, которые 'топчут и мучают болгарскую землю', ратует за независимость болгарской церкви, выступает против засилья в ней греческого духовенства, отстаивает право родного языка быть средством не только бытового общения, но и культуры, просвещения, образованности.
В воззрениях Паисия Хилендарского на мир и историю средневековая схоластика встречается с веяниями нового времени. Он верит, что человеческие свершения могут быть не только предопределены свыше, но и продиктованы конкретными условиями бытия. Само его стремление к познанию мира было неотделимо от желания этот мир переделать. Христианское мировосприятие мыслителя, остро ощущающего себя частицей народа, низведенного завоевателями до уровня покорного стада, слепой рабской толпы, - переходило в негодование патриота и протест бунтаря. Просветитель-наставник шел в нем рука об руку с духовным вождем и идейным организатором. Он обращался не к отдельным читателям или социальным прослойкам, а ко всему народу в целом. Отсюда особенности его языка, который, продолжая церковнославянские традиции болгарской книжности, в то же время насыщается живой, разговорной речью. Стиль автора - яркий и многоцветный - варьируется в зависимости от темы и отношения к ней самого повествователя. От этого труда идут импульсы к творчеству духовных наследников Паисия Хилендарского, создававших основы новоболгарского литературного языка.
Сочинение Паисия Хилендарского оказало огромное воздействие на болгар. Оно распространялось в списках по всем болгарским землям. В печати же первое переработанное его издание появилось в 1844 году в Будапеште, а полное - в 1885 году в Люблине. Крупнейшим и самым талантливым учеником Паисия Хилендарского был Стойко Владиславов, в монашестве Софроний Врачанский, который одним из первых переписал (1765) 'Историю славеноболгарскую'. В проложенном Паисием Хилендарским русле вскоре начали создаваться и другие труды: 'Зографическая история' неизвестного автора и 'История вократце о болгарском народе славенском' монаха Спиридона.
Произведение Паисия Хилендарского, пробуждая национальное самосознание болгар, формируя основы культурно-просветительского движения и литературного развития на болгарских землях, в то же время распространяло идеи общечеловеческого единства и славянской взаимности. Положительные примеры для своего народа историк видел не только в свершениях православных единоверцев, - русских и украинцев, но также 'латинов и других народов'. Он отстаивает развитие образования как духовного, так и светского. Он указывает на необходимость распространения среди болгар культурных достижений других народов. Начинания Паисия Хилендарского, его опыт и убеждения обретут продолжение и развитие в творчестве и деятельности крупнейших представителей национального возрождения П.Берона, К.Фотинова, В.Априлова и других деятелей первой половины ХIХ века. Они подтвердили правоту Паисия Хилендарского и укрепили его славу родоначальника новой болгарской культуры, новой национальной словесности.
Комментарии пользователей
|
|
|