ТРОЕПОЛЬСКАЯ Татьяна Михайловна(Первая русская актриса)
Комментарии для ТРОЕПОЛЬСКАЯ Татьяна Михайловна
Биография ТРОЕПОЛЬСКАЯ Татьяна Михайловна
(1744-1774)
В сей день скончалася и нет ее теперь Прекрасна женщина и Мельпомены
Так отозвался первый русский драматург Александр Петрович Сумароков на потерю первой русской актрисы Татьяны Михайловны Троепольской. Сквозь века дошла до нас поэтичная легенда, будто она умерла в своей артистической уборной перед первым представлением трагедии В.И.Майкова 'Фемист и Иеронима', в которой главная роль писалась специально для нее, 'но за болезнью, а потом и смертию госпожи Троепольской' пьеса была 'оставлена' и никогда уже потом не сыграна.
А всего лишь за месяц до того, 16 мая 1774 года, состоялась премьера последней трагедии Сумарокова 'Мстислав', где Ольгу играла Татьяна Михайловна, 'пленяя умы зрителей в последний раз'. Безутешный автор стенал о невосполнимой для театра утрате, обращаясь к почти бессменному партнеру Троепольской по сцене (в том числе и в последнем выступлении) актеру Ивану Афанасьевичу Дмитревскому:
А ты, мой верный друг, игравши нам Мстислава... Восплачь, восплачь о той со мной и воспечались, Которой роли все на свете окончались!
Скорбь и драматурга, и товарищей по сцене, и зрителей была тем сильней, что роли эти 'окончались' слишком рано, когда Татьяне Михайловне исполнилось только 30 лет (ее подкараулила чахотка!).
Утрата сия для русского театрального искусства была очень чувствительна еще и оттого, что 'дочерей' Мельпомены в России тогда можно было насчитать по пальцам (тем более таких одаренных) - ведь еще не существовало никакой театральной школы и к женщинам-актрисам относились с предубеждением. Когда в 1756 году был учрежден 'Русский для представления трагедий и комедий театр', то указом императрицы Елизаветы Петровны предписывалось набрать в него 'актрис приличное чис-ло'. До этого же на русской любительской и полупрофессиональной сцене женские роли исполнялись мужчинами (героинь играли молоденькие безусые юноши). В газете 'Санкт-Петербургские ведомости' вскоре после основания русского театра в марте 1757 года поместили объявление: 'Потребно ныне к русскому театру несколько комедианток... и ежели сыщутся желающие быть при оном театре комедиантками, те б явились у брегадира и русского театра директора Сумарокова'. А через неделю там же напечатали еще одно: 'Потребна к русскому театру для комедианток Мадам', то есть воспитательница, блюстительница их нравственности.
Первыми девицами, рискнувшими прийти на сцену, стали Аграфена Михайловна Пушкина и сестры Мария и Ольга Степановны Ананьины. Довольно скоро все они вышли замуж за первых актеров: Аграфена - за Ивана Дмитревского, Мария - за Григория Волкова, Ольга - за Якова Шумского (их нравственность теперь была 'ограждена' более прочно брачными узами, но должность 'гофмейстерины' - 'мадам' существовала в русской труппе еще и в начале XIX века).
Однако первой русской актрисой, коя 'во многих ролях была превосходна, а в некоторых неподражаема', стала Татьяна Михайловна Троепольская. Ее взяли на придворную сцену из Москвы. Здесь в 1757 году, вслед за Петербургом пытались завести свой театр, но пока любительский - из студентов Университета. Выходившая с апреля 1756-го первая в Белокаменной постоянная газета 'Московские ведомости' в июле 1757 года сообщала: 'Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярии Московского Университета'.
Очень может быть, что именно тогда и пришла в начинающийся Московский театр 13-летняя Татьяна. Бы-ла ли она уже в ту пору женой Василия Алексеевича Троепольского - 20-летнего студента Университета, нам пока неведомо (но в те времена и 12-летних нередко выдавали замуж). Они могли вместе играть в университетском любительском театре. Доподлинно известно лишь то, что в январе 1762 года Василий Троепольский был 'уволен' (то есть выпущен) из Университета и в марте получил чин коллежского регистратора вместе с должностью при Сенатской типографии в Петербурге. Тогда-то, вероятно, его жена и поступила на Петербургскую придворную сцену, где партнером ее бывал сам Федор Григорьевич Волков, с которым она потрясала зрителей в спектакле 'Семира' (в конце 1762 - начале 1763 года в коронационные торжества Екатерины II). Роль Оскольда в этой трагедии Сумарокова считалась одной из лучших в репертуаре великого Волкова. Семиру же, как и все ведущие ро-ли, Троепольская играла потом с Иваном Афанасьевичем Дмитревским.
Очень подходили для Татьяны эти 'русские' героини: 'прекрасная ли-цом, величественная станом' она соединяла в своей игре 'благородство с редкой чувствительностью', а также 'обладала приятным выразительным голосом'. Судя по всем приведенным высказываниям современников, она действительно была богато одарена от природы и именно благодаря врожденному таланту сумела стать большой актрисой, так как никакого сценического образования не получила (получить его было еще негде).
Выступала она и в комедиях - Реньяра 'Близнецы', Лукина 'Мот, любовью исправленный', 'Пустомеля' и в мещанской драме - Сорена 'Боверлей', но в памяти ценителей драматического искусства Троепольская осталась прежде всего как первая и непревзойденная русская трагическая актриса. Иван Афанасьевич Дмитревский, который дважды побывал за границей и познакомился со знаменитыми мастерами западноевропейского театра, тем не менее назвал Татьяну Михайловну 'не уступавшею в искусстве первейшим артисткам того века: Лекуврер, Клерон, Дюмениль'. Одной из лучших в исполнении Троепольской считалась роль Ильмены в трагедии Сумарокова 'Синав и Трувор'. Расчувствовавшийся автор после представления посвятил Татьяне Михайловне вдохновенные строки:
Достойно Росскую Ильмену ты сыграла Россия на нее, слез ток лия, взирала И зрела, как она, страдая, умирала.
И будто нарочно, чтобы, подобно другому первому русскому актеру Федору Волкову обернуться на века легендой, первая актриса Троепольская 'к совершенной потере публики вскоре похищена была смертию'. Остался лишь портрет и надпись гордая под ним.
Комментарии пользователей
|
виталик для ТРОЕПОЛЬСКАЯ Татьяна Михайловна |
говно а не сайт пидары делали! |
|
|