Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
СЕЙФРИД Аманда (Amanda Seyfried)СЕЙФРИД Аманда (Amanda Seyfried)
ФАНДЕРА ОксанаФАНДЕРА Оксана
ЧАДОВ Алексей АлександровичЧАДОВ Алексей Александрович
Сибагатуллин Фатих СаубановичСибагатуллин Фатих Саубанович
Сара КоннорСара Коннор
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ТРОЕПОЛЬСКАЯ Татьяна Михайловна

(Первая русская актриса)

Комментарии для ТРОЕПОЛЬСКАЯ Татьяна Михайловна
Биография ТРОЕПОЛЬСКАЯ Татьяна Михайловна
(1744-1774)

В сей день скончалася и нет ее теперь
Прекрасна женщина и Мельпомены

Так отозвался первый русский драматург Александр Петрович Сумароков на потерю первой русской актрисы Татьяны Михайловны Троепольской. Сквозь века дошла до нас поэтичная легенда, будто она умерла в своей артистической уборной перед первым представлением трагедии В.И.Майкова 'Фемист и Иеронима', в которой главная роль писалась специально для нее, 'но за болезнью, а потом и смертию госпожи Троепольской' пьеса была 'оставлена' и никогда уже потом не сыграна.

А всего лишь за месяц до того, 16 мая 1774 года, состоялась премьера последней трагедии Сумарокова 'Мстислав', где Ольгу играла Татьяна Михайловна, 'пленяя умы зрителей в последний раз'. Безутешный автор стенал о невосполнимой для театра утрате, обращаясь к почти бессменному партнеру Троепольской по сцене (в том числе и в последнем выступлении) актеру Ивану Афанасьевичу Дмитревскому:

А ты, мой верный друг, игравши нам
Мстислава...
Восплачь, восплачь о той со мной и
воспечались,
Которой роли все на свете окончались!


Скорбь и драматурга, и товарищей по сцене, и зрителей была тем сильней, что роли эти 'окончались' слишком рано, когда Татьяне Михайловне исполнилось только 30 лет (ее подкараулила чахотка!).

Утрата сия для русского театрального искусства была очень чувствительна еще и оттого, что 'дочерей' Мельпомены в России тогда можно было насчитать по пальцам (тем более таких одаренных) - ведь еще не существовало никакой театральной школы и к женщинам-актрисам относились с предубеждением. Когда в 1756 году был учрежден 'Русский для представления трагедий и комедий театр', то указом императрицы Елизаветы Петровны предписывалось набрать в него 'актрис приличное чис-ло'. До этого же на русской любительской и полупрофессиональной сцене женские роли исполнялись мужчинами (героинь играли молоденькие безусые юноши). В газете 'Санкт-Петербургские ведомости' вскоре после основания русского театра в марте 1757 года поместили объявление: 'Потребно ныне к русскому театру несколько комедианток... и ежели сыщутся желающие быть при оном театре комедиантками, те б явились у брегадира и русского театра директора Сумарокова'. А через неделю там же напечатали еще одно: 'Потребна к русскому театру для комедианток Мадам', то есть воспитательница, блюстительница их нравственности.

Первыми девицами, рискнувшими прийти на сцену, стали Аграфена Михайловна Пушкина и сестры Мария и Ольга Степановны Ананьины. Довольно скоро все они вышли замуж за первых актеров: Аграфена - за Ивана Дмитревского, Мария - за Григория Волкова, Ольга - за Якова Шумского (их нравственность теперь была 'ограждена' более прочно брачными узами, но должность 'гофмейстерины' - 'мадам' существовала в русской труппе еще и в начале XIX века).

Однако первой русской актрисой, коя 'во многих ролях была превосходна, а в некоторых неподражаема', стала Татьяна Михайловна Троепольская. Ее взяли на придворную сцену из Москвы. Здесь в 1757 году, вслед за Петербургом пытались завести свой театр, но пока любительский - из студентов Университета. Выходившая с апреля 1756-го первая в Белокаменной постоянная газета 'Московские ведомости' в июле 1757 года сообщала: 'Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярии Московского Университета'.

Очень может быть, что именно тогда и пришла в начинающийся Московский театр 13-летняя Татьяна. Бы-ла ли она уже в ту пору женой Василия Алексеевича Троепольского - 20-летнего студента Университета, нам пока неведомо (но в те времена и 12-летних нередко выдавали замуж). Они могли вместе играть в университетском любительском театре. Доподлинно известно лишь то, что в январе 1762 года Василий Троепольский был 'уволен' (то есть выпущен) из Университета и в марте получил чин коллежского регистратора вместе с должностью при Сенатской типографии в Петербурге. Тогда-то, вероятно, его жена и поступила на Петербургскую придворную сцену, где партнером ее бывал сам Федор Григорьевич Волков, с которым она потрясала зрителей в спектакле 'Семира' (в конце 1762 - начале 1763 года в коронационные торжества Екатерины II). Роль Оскольда в этой трагедии Сумарокова считалась одной из лучших в репертуаре великого Волкова. Семиру же, как и все ведущие ро-ли, Троепольская играла потом с Иваном Афанасьевичем Дмитревским.

Очень подходили для Татьяны эти 'русские' героини: 'прекрасная ли-цом, величественная станом' она соединяла в своей игре 'благородство с редкой чувствительностью', а также 'обладала приятным выразительным голосом'. Судя по всем приведенным высказываниям современников, она действительно была богато одарена от природы и именно благодаря врожденному таланту сумела стать большой актрисой, так как никакого сценического образования не получила (получить его было еще негде).

Выступала она и в комедиях - Реньяра 'Близнецы', Лукина 'Мот, любовью исправленный', 'Пустомеля' и в мещанской драме - Сорена 'Боверлей', но в памяти ценителей драматического искусства Троепольская осталась прежде всего как первая и непревзойденная русская трагическая актриса. Иван Афанасьевич Дмитревский, который дважды побывал за границей и познакомился со знаменитыми мастерами западноевропейского театра, тем не менее назвал Татьяну Михайловну 'не уступавшею в искусстве первейшим артисткам того века: Лекуврер, Клерон, Дюмениль'.

Одной из лучших в исполнении Троепольской считалась роль Ильмены в трагедии Сумарокова 'Синав и Трувор'. Расчувствовавшийся автор после представления посвятил Татьяне Михайловне вдохновенные строки:

Достойно Росскую Ильмену ты сыграла
Россия на нее, слез ток лия, взирала
И зрела, как она, страдая, умирала.

И будто нарочно, чтобы, подобно другому первому русскому актеру Федору Волкову обернуться на века легендой, первая актриса Троепольская 'к совершенной потере публики вскоре похищена была смертию'.
Остался лишь портрет и надпись гордая под ним.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
  • виталик для ТРОЕПОЛЬСКАЯ Татьяна Михайловна
  • говно а не сайт пидары делали!
    Написать комментарий
    Ссылки по теме:
    ЛИОЗОНОВА Татьяна Михайловна (Моисеевна)
    ЛИОЗОНОВА Татьяна Михайловна (Моисеевна)
    ЛИОЗОНОВА Татьяна Михайловна
    ЛИОЗОНОВА Татьяна Михайловна
    ЛЯННИК Татьяна
    ЛЯННИК Татьяна

    Новости по темеТРОЕПОЛЬСКАЯ Татьяна Михайловна:
    ТРОЕПОЛЬСКАЯ Татьяна Михайловна, фото, биография
    ТРОЕПОЛЬСКАЯ Татьяна Михайловна, фото, биография ТРОЕПОЛЬСКАЯ Татьяна Михайловна Первая русская актриса, фото, биография
    RIN.ru - Российская Информационная Сеть
    СМИ

    Криминал

    Мода

    ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

    Политика

    Театр

    Герои

    Государство

    Искусство

    Музыка

    Спорт

    Бизнес

    Культура

    Кино

    Медицина

    Фотомодели

    Исторические личности

    Наука

    Общество

    Люди на монетах

    Бизнес

    Литература


     

     

     

     
    Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь