Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
ВИН (Wien), Вильгельм
Матросов АлександрМатросов Александр
АБРАМОВИЧ Роман АркадьевичАБРАМОВИЧ Роман Аркадьевич
СУРИКОВ Василий Иванович
Савицкая Светлана ЕвгеньевнаСавицкая Светлана Евгеньевна
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ФИЛДИНГ Генри (Fielding Henry)

(Английский романист и драматург, публицист)

Комментарии для ФИЛДИНГ Генри (Fielding Henry)
Биография ФИЛДИНГ Генри (Fielding Henry)
(1707-1754)
По недостоверной генеалогии, род Генри Филдинга восходит к Габсбургам - 'фамильные' черты находят в его единственном изображении, сделанном рукою знаменитого мастера сатирического бытового жанра Уильяма Хогарта (правда, уже после смерти писателя). Во всяком случае, графы в родне были, сам же Филдинг принадлежал к захудалой семейной ветви. Его отец дослужился до генерала. По материнской линии Филдинг происходил из сомерсетских джентри (средних и мелких дворян, приспособившихся к развитию капитализма). В усадьбе Шарпем-парк близ Гластонбери и родился будущий писатель.
Прослеживая жизненный путь Филдинга, мы будем постоянно присутствовать при борьбе в нем противоречивых начал: поединке между повесой и ученым, накопителем и расточителем, художником классической выучки и балаганщиком, атлетом и эстетом. Филдингу были присущи усердие, трудолюбие, тяга к знаниям - и в то же время какая-то самозабвенная непрактичность, аристократические замашки: ведь его семья свято верила в свое королевское происхождение, и в пользу такой родословной впоследствии засчитывался римский нос, высокий рост, плотное сложение и внушительный вид писателя.
Когда Генри исполнилось 11 лет, умерла его мать. Отец, протестант, женился на вдове с двумя детьми, католичке - все это напоминало сюжет викторианского романа. За юного Филдинга начали великую семейную тяжбу бабушка и отец. Генри будет уже юношей, когда судебная баталия завершится в пользу бабки.
В 1719 году Филдинг - унылый подросток, лишенный семьи, враждующий с мачехой. Перед ним - не открытая дорога, как перед его будущим героем, 'найденышем' Томом Джонсом, а привилегированная тюрьма под названием Итон, где царит спартанский дух и истово изучают классиков, где юношей подавляют убогие санитарные условия и ничем не сдерживаемое рукоприкладство. Здесь, среди будущих композиторов, политиков и философов, юный Филдинг толковал Гомера и Овидия, декламировал Демосфена и Цицерона, сам писал стихи на древнегреческом языке. Отсюда не раз совершал побеги, в том числе 18-летним выпускником вместе со своей 'невестой', 15-летней Сарой Эндрю. Это первое амурное приключение Филдинга имело комическую развязку: беглецов поймали, а дядюшка и опекун невесты наняли деревенского парня 'поколотить' влюбленного. Раздосадованный любовник прибил к стене дома обидчика следующее заявление: 'Настоящим довожу до вашего сведения, что Эндрю Такер и его сын Джон шуты гороховые и жалкие трусы. Собственноручно подписал Генри Филдинг'.
Филдинг оставляет Итонский колледж в 1724 или 1725 году. Его местопребывание в 1726 и 1727 годах покрыто мраком неизвестности. Затем объявляется в Лондоне, но уже в 1728-1729 годах он учится на филологическом факультете Лейденского университета в Голландии (на втором году учебы оставляет университет из-за отсутствия средств), после чего возвращается окончательно в Лондон, где оказывается, по его собственным словам, перед выбором: 'стать наемным извозчиком или наемным писакой'. Творческий путь Филдинг начал как поэт и драматург. В конце января 1728 года крупнейший лондонский издатель выпускает его сатиру 'Маскарад', адресованную 'Графу Х-д-г-р-у' (популярному в те годы либреттисту и оперному постановщику, устраивавшему в дни, когда не было опер, маскарады с девяти вечера до семи утра) и подписанную знаменательным псевдонимом: 'Лемюэл Гулливер, поэт-лауреат короля Лилипутии'. Текст сопровождался хогартовской гравюрой 'Маскарады и оперы'. К тому же еще до отъезда из Лондона в 1728 году на сцене театра Дрюри-Лейн была поставлена первая комедия Филдинга 'Любовь под разными масками' - чисто любительский, во многом подражательный опыт. По возвращении он стал писать для театра профессионально.
Его драматургическая деятельность продолжалась неполных десять лет; в 1737 году свет рампы увидела последняя пьеса Филдинга - сатира 'Политический ежегодник за 1736 год'. Всего он, лично и в соавторстве, написал 26 пьес - немало для человека, чье имя украсит мировую литературу по разряду прозы (для сравнения, шекспировский Канон - это 37 пьес): среди них несколько комедий нравов, единственная в его творчестве 'серьезная комедия' или 'мещанская драма' - 'Современный муж' (1732); основную же массу составили фарсы, бурлески (музыкальные пьесы грубовато-комического характера), 'балладные оперы' и политические сатиры. В фарсах Филдинга выведена целая галерея 'героев дня': пустой светский щеголь, недоучка студент, засидевшаяся в девицах провинциалочка, соблазняемая блеском городской жизни, отвратительнейшие из породы 'педантов' - ханжи и лицемеры всех мастей. В отличие от демократического фарса, бурлеск предполагал в зрителе известную культуру: 'Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Мальчика-с-пальчик' (1731) Филдинга на две трети - причудливое смешение цитат из самых разных источников. Но автор удивительно хорошо вышел из положения: героем бурлеска он сделал героя сказки, и от пьесы получали удовольствие и партер и галерка - каждый в меру своих возможностей.
В отличие от традиционных фарса и бурлеска, целиком достоянием века были 'балладная опера' и политическая сатира. Классический образец - 'Опера нищего' Джона Гея, сочетавшая литературно-музыкальную пародию с политической сатирой. Поразительна художественная чуткость Филдинга, уже в 1731 году поставившего 'Валийскую оперу, или У жены под башмаком' (позднейшее название - 'Опера Граб-стрит'), где в полный голос зазвучали политические обертоны 'ньюгетской (то есть тюремной) пасторали'. В сатирах же 'Пасквин' (1736) и 'Исторический ежегодник', используя приемы комедии-репетиции ('театра в театре'), Филдинг в открытую развернул действие под знаком 'Все продажны, все подкупны'. В 1737 году, под нажимом потерявшего терпение премьера Роберта Уолпола, парламент утвердил закон о театральной цензуре. 'Филдингу таким образом был закрыт путь Мольера и Аристофана, - скажет полтораста лет спустя Б.Шоу. - ... Он избрал путь Сервантеса - и с той поры английский роман становится гордостью мировой литературы, а английская драма ее позором'.
Отойдя от драматургии, Филдинг определился в юридическую корпорацию Средний Темпл и три года изучал юриспруденцию - она и стала его профессией. Однако его разящее перо недолго оставалось в бездействии: Филдинг-публицист - приметная фигура в начале 1740-х годов.
Романистом он стал едва ли не случайно, сочинив 'Шамелу' (опубликованную анонимно) - пародию на роман С. Ричардсона 'Памела'. Поднаторев в искусстве бурлеска и язвительного пересмешничества, он не оставил живого места на самовлюбленной и расчетливой буржуазке, обнажив торгашескую подоплеку ее показного целомудрия. Как пародия на 'Памелу' был задуман и роман 'История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса' (1742). С этого времени он признанный писатель. Стремительность и сила его роста изумляют. Вот примерная хроника его тогдашних трудов: поздней осенью 1741 года он начал 'Путешествие в загробный мир и прочее' (1743), но в декабре вышла вторая часть 'Памелы' Ричардсона, и Филдинг, отложив 'Путешествие', сел за 'Джозефа Эндруса' и в феврале 1742 года выпустил роман в свет; весной 1742 года он продолжает работать над 'Путешествием', но летом опять оставляет его и принимается за 'Историю жизни покойного Джонатана Уайлда Великого' (1743), тогда же объявив о намерении издать по подписке трехтомник своих сочинений, который и появляется в апреле 1743 года с незавершенным 'Путешествием'. Хотя все три вещи писались как бы одновременно, совершенно ясно, что 'Путешествие' и 'Джонатан Уайлд' неотрывны от публицистики и драматургии Филдинга 1730-х годов, а 'Джозеф Эндрус' - роман-первенец, предвестье зрелого Филдинга. И говорить о них нужно в такой последовательности: 'Путешествие' - 'Джонатан Уайлд' - 'Джозеф Эндрус'.
Литературным источником 'Путешествия' стали 'Разговоры мертвых' и 'Правдивая история' Лукиана из Самасаты (ок. 120 - ок. 190), а шире - мениппова сатира (по имени древнегреческого философа и писателя-сатирика III века до н.э. Мениппа), в которой его привлекли отказ от жизненного правдоподобия, свобода вымысла, тасующего в одном сюжете века и страны и устраивающего самые неожиданные встречи (в том числе, автора со своими героями), резкая смена положения героя (падение - возвышение), явление истины в парадоксальном облике (добродетельный грабитель, например). Из более поздних образцов жанра Филдинг учитывал 'Сновидения' (1627) испанского писателя Ф.Кеведо-и-Вильегаса (1580-1645), английские сатирико-нравоучительные эссе в духе Р.Стиля и Дж.Аддисона (несколько 'новостей' с того света появилось и в их 'Болтуне'), 'Путешествия Гулливера' (1726) Дж. Свифта (островок Глаббдобдрибб, иначе - остров чародеев или волшебников).
Смысл загробного путешествия у Филдинга состоит в том, что духи, недостойные блаженства, возвращаются из потустороннего мира на землю, дабы в новой жизни искупить прегрешения прежней. Редко кому это удается сразу. Например, горемычный император Юлиан Отступник перевоплощался 19 раз: он начал рабом в конце IV века, а кончил учителем танцев в середине XIV века. Кому был интересен в Англии XVIII века Юлиан? Вероятно, Филдингу было достаточно того, что в расхожем представлении Юлиан был лицемер и притворщик. Каждая глава, рассказывающая об очередном воплощении Юлиана, это его новая роль, 'характер', данный в форме популярных повествовательных жанров. Тогдашние авантюрные, криминальные, галантные романы, как заимствованные из Франции, так и национального происхождения, - это, по большей части, 'жизнеописания' от первого лица с непременной 'моралью'. Таковы они и здесь, но написанные чрезвычайно компактно. В совокупности они дают 'обозрение' эпохи, это парад ее пороков, ее типов.
При известном запасе жизненных впечатлений 'обозрение' уводило в дурную бесконечность, и автор на скорую руку мотивировал обрывочность сочинения ссылкой на то, что по небрежности дарителя многое в рукописи утрачено. При этом читатель получил - пусть фрагментарно - историю Европы за целое тысячелетие.
Вслед за 'Путешествием' в 'Джонатане Уайлде' центральной также стала тема извращенного величия и неотвратимости судьбы. Джонатан Уайлд - реальное лицо. Укрыватель краденого и организатор преступной шайки, он был повешен в 1725 году. Казнь Уайлда, собравшая огромную толпу, породила целую литературу о нем. Две его биографии написал Д.Дефо. В Уайлде поражало сосуществование закоренелого злодея и респектабельного, делового человека. Удивительно и другое: сначала 1720-х годов неуклонно восходила звезда Уолпола, и проницательные умы скоро заметили определенные совпадения в методах его правления с 'практикой' Уайлда (подкупы, взятки, расправа с неугодными, беззастенчивый цинизм). Исподволь вызревала аллегория, по которой государственное правление, осуществляемое известными методами, и дела преступного мира суть одно и то же. 'Джонатан Уайлд' Филдинга написан в жанре сатирической биографии. Именуя низость безмерно падшего человека 'величием' и соответственно перестроив всю шкалу оценок, Филдинг создал символ продажности и бесчестия. В шайке те же законы, что и в мире официальном, время разбойничьей вольницы миновало. Мы не располагаем авторскими признаниями, но, думается, Филдинг должен был любить этого героя. Ведь Уайлд - движитель интриги, и Филдинг возжигает от него не только сатирические молнии, но и просто комические шутихи. Вопрос об 'исправлении' Уайлда даже не возникает, он само воплощение зла, и антиподом его выступает, естественно, воплощение добра - его бывший школьный приятель, ювелир Хартфри. Своей образцовостью он давно раздражает критиков, отказывающих ему в правдоподобии. Но важнее альтернатива: обыкновенный человек, не герой, Хартфри устоял против зла, явив то обыкновенное величие, которое не надо ставить в кавычки или определять как 'ложное'. При этом радужный финал не отменяет Уайлда и его страшной правды.
В происхождении романа 'Джозеф Эндрус', как было сказано, обычно видят литературный казус: начавшись как пародия на 'Памелу', он перерос первоначальный замысел и стал творческим опровержением Ричардсона. Однако не следует преувеличивать пародийных намерений Филдинга в связи с романом Ричардсона, тем более, что сам автор так объявил на титуле книги: 'Написано в подражание манере Сервантеса, автора 'Дон Кихота'. Филдинг 'подражал' Сервантесу-эпику, гордо сознавая при этом новаторское значение своего предприятия: '...литература того рода, в котором до сей поры никто еще, насколько я помню, не пытался писать на нашем языке'.
Пастор Адамс, бредущий в Лондон искать издателя для своих проповедей, и вывел 'комический роман' на эпический простор. Чего ожидать от Джозефа, озабоченного лишь сохранением целомудрия? Только героического поведения в альковных сценах. А пастор указывает читателю на дорогу, кишащую людьми, которые обирают постояльцев, грабят кареты, помогают страждущему, обижают безответного - разнообразно живет дорога! Роман оставляет впечатление шумной многолюдности, хотя действующих лиц в нем меньше, чем в 'Памеле' (соответственно, 81 и 134), не говоря уже о 'Дон Кихоте' (669). Адамс здесь - главный герой, и, конечно, несправедливо, что для краткости роман традиционно называют другим именем. В отличие от Дон Кихота, он не беззащитен в мире дикости и произвола: если не действуют увещевания, в дело вступают последние аргументы - пара кулаков и суковатая палка. Он поборник активной помощи, фанатик добрых дел. От него берет свое начало линия 'филантропов' в английском романе. На этом бурлящем жизнью фоне Джозеф и его возлюбленная Фанни проходят тенями, они условны, и так же условно благополучна их судьба: благодетельный случай возвращает героям настоящих родителей (Джозеф оказывается дворянином). Все это, пожалуй, сказочно, но герои имели право на простое, никого не задевающее счастье, они доказали, что умеют постоять за него, - и хорошо, что они его получили. Новаторство романа не в сюжете, пародирующем расхожие мотивы тогдашней беллетристики: в ряду современных ему прозаиков Филдинг единственный осознал необходимость теории романа (отсюда и его титул одного из отцов-основателей жанра) и сделал подступы к ней в первых главах 'Джозефа Эндруса'.
Окончательное оформление его эстетическая программа просветительского романа обретет во вступительных главах к 'Истории Тома Джонса, найденыша' (1749). Филдинг не потому отстаивал законность 'комического романа', что комическим по преимуществу было его дарование: под 'комическим' в терминах привычной ему классицистической поэтики, он разумел сугубо человеческое, земное, обыденное, то есть, скажем мы сегодня, он ратовал за демократическое содержание искусства. 'Том Джонс' - вершинное творение Филдинга, совершенна его архитектоника, искуснейше выстроена интрига, переплетенная с реальными историческими событиями, год-другой назад сотрясавшими Англию (якобитское восстание). За время после 'Джозефа Эндруса' Филдинг далеко ушел в искусстве создания многомерной жизни. Том Джонс - не ходячая добродетель вроде Джозефа, прекрасные душевные задатки не мешают ему совершать (хотя и с наилучшими намерениями) вполне предосудительные поступки. Эти издержки переполняющих его сил и не очень строгой нравственности тогда же восстановили против героя (и автора, разумеется) записных моралистов, от чьего лица в романе представительствует сводный брат Тома пакостник Блифил и его достойные наставники Тваком и Сквейр. Но даже недруги романа сошлись на том, что его героиня Софья Вестерн теплее и обаятельнее самой Клариссы (второй роман Ричардсона был неостывшей новинкой, и Филдинг, кстати, высоко его оценил). Если в образе Тома принято находить некоторые черты самого автора, то его суженой, по отзывам друзей и близких, Филдинг любовно передал очарование и прелесть своей жены Шарлотты, умершей в 1744 году. Вторым браком (1744) он женился на собственной экономке, ставшей преданной супругой и помощницей, облегчившей ему последние, мучительные годы жизни. Напряженная с молодых лет литературная работа, многотрудные обязанности мирового судьи (с 1748) и основателя городской полицейской службы, социально-реформаторская деятельность (политические памфлеты, обличающие в числе прочего коррупцию политиков и власть чистогана; трактаты об устройстве работных до-мов, об искоренении игорного бизнеса и т.п.) и, что греха таить, небережный к себе образ жизни - все это подкосило здоровье Филдинга. Закономерно, что в его последнем романе 'Амелия' (1752) комическое начало приглушено; в авторе возобладал моралист самой суровой складки. От любовных интриг Филдинг впервые перешел к изображению семейной жизни, как бы разомкнув финалы своих прежних романов, где все кончалось свадьбой. Бойкий характер Тома причинял страдания, как правило, тем, кто этого заслуживал; здесь же непутевый капитан Бут огорчает любящую (и любимую!) жену. Непривычно звучат в романе нотки меланхолии, болезненной рефлексии. Все это могло быть обещанием дальнейшего развития - в сторону психологического романа. Однако на 'дальнейшее' уже не оставалось времени.
'Дневник путешествия в Лиссабон' писался на борту 'Королевы Португалии' в июле-августе 1754 года. По совету врачей Филдинг был вынужден срочно сменить климат. Путешествие продолжалось 50 (!) дней. Ограниченный в своих действиях обстоятельствами (кругом море) и нездоровьем, автор вынужденно предается размышлениям, самоанализу, наблюдениям. Под его пером обретают новую жизнь и капитан корабля, и его племянник - 'сухопутный капитан', и чета содержателей прибрежного трактира. Филдинг, безусловно, сознавал отчаянность своего положения, и однако, сколько в этой книге выдержки, достоинства, внимания к близким, терпящим с ним тяготы пути! Примечательна и спокойная, пророческая уверенность писателя в том, что и после смерти, 'когда эта небольшая комната, где сижу я в настоящую минуту, сменится еще более убогим помещением, меня с уважением будут читать люди, никогда меня не знавшие и не видевшие и которых я никогда не узнаю и не увижу'.
Генри Филдинг умер в Лиссабоне 8 октября 1754 года и там же похоронен. На его надгробном камне высечена велеречивая латинская эпитафия, но лучшее слово о нем скажет столетие спустя автор всемирно известной 'Ярмарки тщеславия' Уильям Теккерей, прочтя предсмертную книгу великого писателя: 'Мужественный англичанин Генри Филдинг'.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
Пирс, Патрик Генри (Patric Henry Pears)
Пирс, Патрик Генри (Patric Henry Pears)
ХЭЛЛАМ Генри (Hallam Henry)
АДДИНГТОН Генри

Новости по темеФИЛДИНГ Генри (Fielding Henry):
ФИЛДИНГ Генри (Fielding Henry), фото, биография
ФИЛДИНГ Генри (Fielding Henry), фото, биография ФИЛДИНГ Генри (Fielding Henry) Английский романист и драматург, публицист, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература

Письмо кумиру!
GUF (Гуф)
Комментариев: 865
АМИРОВ Саид Джапарович
Комментариев: 807
МЕЛЬНИКОВА Даша
Комментариев: 679
СЫЧЕВ Дмитрий
Комментариев: 514
Влад Топалов
Комментариев: 398
ДАФФ Хилари(Hilary Duff)
Комментариев: 385

 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь