Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
Виткомб Джадсон
Стукова МарияСтукова Мария
Кожевников Петр Валерьевич
Королев Сергей Александрович Королев Сергей Александрович
ДАФФ Хилари(Hilary Duff)ДАФФ Хилари(Hilary Duff)
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ФИХТЕ Иоганн Готлиб

(Философ)

Комментарии для ФИХТЕ Иоганн Готлиб
Биография ФИХТЕ Иоганн Готлиб
(1762-1814)
Известность философа пришла к Фихте внезапно. В 1792 году, когда должен был выйти завершающий труд И. Канта по применению идей его 'Критик' к сфере религии, в Кенигсберге был опубликован анонимный 'Опыт критики всяческого откровения', немедленно принятый за ожидаемый труд Канта. Когда оказалось, что автор - Фихте, домашний учитель, о котором никто ранее не слышал, то он сразу прославился.
Открыв для себя благодаря неожиданному признанию дорогу к академическим должностям, Фихте поселился в Веймарском герцогстве и с 1794 года стал профессором философии в Йенском университете. Среди его друзей были Шиллер, Фридрих Шлегель и Гете. Он читал лекции о назначении ученого (этика науки), по теории права, по морали и новой, основанной им дисциплине - 'наукоучению', дававшей (без всяких предпосылок) обоснование научного знания. Однако вскоре между Фихте и частью профессуры, а также лютеранского духовенства герцогства возник конфликт, истоки которого могут быть прослежены в особенностях идеологической атмосферы эпохи, а до известной степени и личности Фихте.
Расцвет его деятельности пришелся на годы, когда раздробленные германские государства были вовлечены в орбиту мировой политики сначала под влиянием Французской революции, а затем как объект наполеоновской агрессии. Немецкое бюргерство, к низшим слоям которого по происхождению принадлежал Фихте, склонялось к приятию шедших из-за Рейна антифеодальных идей, но никак не террора, который с ними ассоциировался. Кроме того, оно не могло согласиться, чтобы ценой избавления от феодальной раздробленности было подчинение чужеземной власти.
Та неукротимость и неустанность, с какой Фихте выражал эту позицию, в определенной мере, по мнению биографов, связана с влиянием его матери, женщины властной и решительной. Ее черты усматривают и в фихтевском авторитаризме, нетерпимости к другим мнениям и уверенности в своей правоте.
Предки Фихте по материнской ли-нии были мелкими торговцами полотном, по отцовской - сельскими ткачами. Он родился в саксонской деревне Рамменау (округ Оберлаузиц) и был старшим из восьмерых детей. Се-мья вела вполне крестьянский образ жизни, Фихте в деревне пас гусей.
Он рано проявил поразительную способность к усвоению и запоминанию, а также любовь к проповедям и проповеднической манере, в духе которой в сущности и написаны его основные произведения. Однажды не-кий барон фон Мильтиц опоздал на воскресную проповедь в Рамменау и крестьяне сказали ему, что если позвать 'гусятника Фихте', тот повторит ему всю проповедь наизусть. Так и оказалось. Пораженный фон Мильтиц предложил родителям десятилетнего Иоганна Готлиба помочь в его воспитании. Благодаря этому Фихте удалось окончить частную школу, а в 1780 году поступить на богословский факультет Йенского, потом (1784) Лейпцигского университета. Вместе с тем он служил домашним учителем в различных местах Саксонии. Педагогика стала важной частью его призвания. В 1788 году он получил университетский диплом, и в том же году мы застаем его домашним учителем в Цюрихе, а в 1791-м - около Данцига, в семье графа Крокова, который, как и его жена и близкие, был преданным почитателем тогда уже всемирно прославленного Канта - 'гордости человеческого духа', как его называет Фихте в одном из своих писем тех лет.
В июне и в августе 1791 года Фихте совершает паломничество к Канту в Кенигсберг. Первый визит обманул ожидания Фихте. Кант, который непрерывно принимал посетителей из Германии и других стран, не мог уделить безвестному учителю много времени, а на самого Фихте выслушанная им лекция Канта навела сон. Однако Фихте продолжил изучение его трудов; написал, оставшись в Кенигсберге еще на месяц, свою 'Критику откровения' и переслал ее Канту. Их второе свидание после этого было совсем иным. 'Только теперь я разглядел в нем черты, достойные великого духа, которым проникнуты его сочинения', - записал Фихте в дневнике. Кант не только одобрил рукопись, но и помог Фихте найти для нее издателя, а также устроил ему более выгодное учительское место (у графа Крокова, о котором сказано выше).
Затем последовало уже упомянутое профессорство в Йенском университете. Там у Фихте из-за его бескомпромиссности появилось немало противников, в особенности после того, как он утратил поддержку Канта. Один из величайших представителей классической немецкой философии Фихте считал, что его учение - это лишь разъяснение правильно понятой им философии Канта, но на самом деле далеко от нее отошел и прежде всего от присущей ей созерцательности. Кант заметил, что Фихте слишком удалился от его основных принципов, якобы развивая их. Например, отказался от 'вещи в себе', а за разумом признал отвергнутую Кантом способность к интуиции. Поскольку после 1794 года консерватизм йенской профессуры усилился, Фихте припомнили и его более ранние (1792-1793), брошюры в защиту Французской революции 'Востребование от государей Европы свободы мысли, которую они до сих пор угнетали' и 'К исправлению суждений публики о Французской революции (по поводу ее правомерности)'.
Фихте и тогда и после признавал связь своих теоретических убеждений с практикой Французской революции.она устранила 'укоренившиеся предрассудки' из жизни, а он своим наукоучением стирает их следы в философии, утверждая в ней свободу от всяких авторитетов. За это и за более явное, чем у Канта, ограничение религии одной лишь моральной сферой противники Фихте обвиняли его в атеизме. В действительности это обвинение было искусственным, ведь и мораль как таковая носит у Фихте, в конечном счете, религиозный характер - он осознавал роль религии в консолидации сил национального освобождения. Еще и в последний год своей жизни Фихте призывал поступавших, как и он, в ополчение солдат 'погрузить себя в Бога'.
В учении Фихте несомненно были элементы пантеизма (единство Бога и всего сущего), а его противники изображали их как атеизм. Фихте защищался с присущей ему страстностью, спор перешел в личные обвинения и апелляции к властям. Ни репрессий, ни хотя бы прямого выговора от герцога не последовало, но Фихте пришлось писать столько объяснительных записок, и он так устал от нападок, что счел за лучшее принять приглашение какого-либо другого университета. Первым было приглашение из Российской империи, на кафедру философии создававшегося тогда Харьковского университета, затем - из Ландсгута в Баварии и из ряда других немецких университетских центров. В 1805 году Фихте читает лекции в Эрлангенском университете, затем живет в Берлине и там во время французской оккупации, весьма рискуя, читает 'Речи к немецкой нации', в которых призывает к борьбе против иноземного ига. Ряд сочинений Фихте этих последних лет посвящен защите свободы мысли и проектам упразднения дворянства и феодальных привилегий.
Важны как отправной пункт мировоззрения Фихте его сочинения 1794 года 'О понятии наукоучения' и 'Основы всего наукоучения' и продолжившие их в 1797 году 'Первое' и 'Второе введение в наукоучение'. Ставя, как и Кант, задачу обоснования науки, Фихте нарушает имевшееся у Канта хрупкое равновесие между субъектом и существующей, но непознаваемой вещью в себе и решительно объявляет единственно существующим субъект, Я. Однако Фихте неоднократно разъяснял, что имеется в виду не эмпирическое и индивидуальное человеческое Я, а абсолютный субъект, своей активностью создающий не-Я, то есть все, что есть в сознании и природе. В особенности раскрыта надындивидуальность Я в позднейших (лекции 1804, 1812, 1813) вариантах наукоучения, где Я выступает как абсолютное знание, достигающее тождества с абсолютным бытием, как субъект развития Вселенной, ее связующее начало, принцип активности.
Универсальное самосознание, тождество Я Я, не есть у Фихте простая констатация единства интеллекта, как у Канта, но утверждается путем волевого акта. Этой постановкой в основе мира не интеллекта, а воли Фихте предвосхитил линию А.Шопенгауэра - Э.Гартмана в немецкой философии. Впрочем, в отличие от их всемирной слепой и бессознательной воли, воля у Фихте разумна и способна определяться добром. Предпосылкой ее действий служит неотъемлемая от индивидуального Я свобода. Над человеком не должно быть господина, кроме Закона (и его земного воплощения - государства): 'всякий, считающий себя господином других, сам раб'. Роль философа - быть выразителем (через наукоучение) идеи свободы, 'свидетелем истины' и 'воспитателем человечества'. Своим поистине проповедническим пафосом Фихте придал немецкой академической мысли прежде мало свойственные ей обличительность и гражданский пафос.
Свобода дана человеку как возможность, реализация этой возможности есть воспитание. Воспитание наиболее адекватно осуществляется философией, но для большинства людей это недоступно, они должны вырабатывать в себе внутреннюю свободу (сознание нравственного закона) в чувственно-символической форме религии. Внешняя свобода человека в идеале обеспечивается государством: оно должно через законы осуществлять свободу каждого, ограничивая ее только свободой других. Оно же должно гарантировать, чтобы каждый его гражданин для реализации своих прав был наделен собственностью ('Система учения о праве', 1812). В таком варианте понимания 'общественного договора', равно как и в учении об изначально доброй человеческой природе Фихте примыкает к Руссо. Но у Фихте подчеркнут 'организменный' и (опять-таки в идеале, в его утопии) замкнутый характер государства. Только наука и обмен культурными достижениями образуют связь между государствами, торговля же и промышленность в каждом из них должны быть обособленными и не выходить за его пределы ('Замкнутое торговое государство', 1800).
Реальная история представляет собой процесс постепенной выработки идеального государства - от греческого полиса до современности, которая, считает Фихте (особенно в берлинский и эрлангенский период), больше, чем какая-либо из более ранних эпох, нуждается в вере. 'Новейшая философия', возникшая в виде системы Канта - Фихте и знающая о том, что свобода и нравственность - в сущности религиозные категории, как бы знаменует приход человечества к подлинному самосознанию, дает обоснование как науке, так и вере ('Основные черты современной эпохи', 1805).
Следует отметить, что идеи Фихте, в особенности в области философии истории, находили отклик в российской общественной мысли - в первой половине (А.И.Галич, Д.Л.Крюков, В.Г.Белинский) и в середине ХIХ века (М.А.Бакунин, петрашевцы). Вообще же непосредственное воздействие Фихте на философию и социальные науки в основном не вышло за пределы Германии. Но в этих географических рамках оно было глубоким и косвенно влилось в мировую мысль. Фихтевское определение основ науки послужило исходным пунктом для более обширной программы в этом направлении, предпринятой Г.В.Ф.Гегелем. Ранний этап натурфилософии Ф.В.Шеллинга также был в основе фихтеанским. Столь важная для идеи Фихте концепция активного Я послужила, с одной стороны, предшественницей современных представлений о конструирующей роли субъекта (например, в квантовой физике, отчасти и в гуманитарном познании), а с другой, обоснованием деятельного участия философии в общественной жиз-ни. Немало обязаны влиянию Фихте немецкий романтизм (через идею Фихте о 'продуктивном воображении', связывающем Я с не-Я) и развитие немецкого национального сознания, хотя в последнем отношении полемические формулировки Фихте о 'превосходстве' немцев, выдвинутые в пылу освободительного движения, стали объектом крайних злоупотреблений. То же отчасти можно сказать и о фихтевской утопии замкнутого государства, обеспечивающего потребности индивидуума и фактически покушающегося на его свободу. Эта утопия послужила одним из источников немецкого социализма Х1Х века, но также и его тоталитаристских тенденций. Опосредованно влияние Фихте способствовало, таким образом, появлению немецкого фашизма.
В 1814 году во время последней освободительной войны против Наполеона Фихте вступил в ряды добровольцев и умер от сыпного тифа.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
ФИХТЕ Иоганн Готлиб (Fichte)
ЛЕМАН Иоганн Готлиб
Амман (Иоганн-Конрад и Иоганн)

Новости по темеФИХТЕ Иоганн Готлиб:
ФИХТЕ Иоганн Готлиб, фото, биография
ФИХТЕ Иоганн Готлиб, фото, биография ФИХТЕ Иоганн Готлиб Философ, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь