Пифагор Самосский(древнегреческий философ, политический деятель, религиозно-нравственный реформатор, математик)
Комментарии для Пифагор Самосский
Биография Пифагор Самосский
Подлинных сочинений Пифагорa до нас не дошло и (согласно надежной античной традиции) никогда не существовало. Сохранившиеся позднеантичные биографии (Диогена Лаэртского, Порфирия, Ямвлиха и Фотия) в значительной мере основаны на неопифагорейских биографиях Пифагора , принадлежащих Аполлонию Тианскому, Никомаху из Герасы и др., и составляют корпус т.наз. "поздней" или "вторичной" литературы о Пифагоре, которая лишь частично может быть возведена к "первичной" (т.е. основанной непосредственно на устном предании последних пифагорейцев) литературе IV в. до н.э. Остатки этой "первичной" литературы вместе с некоторыми более ранними свидетельствами (Гераклита, Эмпедокла, Геродота, Платона) образуют ядро наиболее достоверных свидетельств о жизни и учении Пифагора. Однако даже самые ранние источники полны противоречий, а обычные критерии исторической достоверности подчас неприложимы, т.к. рано сложившаяся легенда о Пифагоре-чудотворце воспроизводит историческую атмосферу, окружавшую "Гиперборейского Аполлона" (так кротонцы величали Пифагора) при жизни, тогда как рационалистические версии оказываются поздними конструкциями.
Биографическая канва: Пифагор родился на острове Самос, в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра (биографическая традиция настаивает также на близости к Ферекиду из Сироса, мистико-аллегорическая космология которого конгениальна Пифагору); ок. 532 г. под давлением тирании Поликрата переселился в Кротон (Южная Италия), где основал политическое общество, взявшее власть в Кротоне и распространившее политическое влияние по всей Южной Италии. В результате антипифагорейского восстания Пифагор бежал в Метапонт, где умер, вероятно, ок. 497/496 до н.э.
Реконструкция первоначального учения Пифагора и ранней эволюции пифагореизма - одна из самых сложных проблем истории античной философии.
Надежно засвидетельствованы: учение о бессмертии души, о переселении душ в сочетании с "памятью предков" (согласно преданию, Пифагор помнил свои четыре прежние инкарнации) и о родстве всех живых существ; требование "очищения" (катарсиса) как высшей этической цели, достигаемой - для тела - через диету и гимнастику, для души - через музыку и познание музыкально-числовой структуры Космоса, символически выражаемой в "тетрактиде" ("четверице"), т.е. сумме первых четырех чисел 1+2+3+4=10, содержащей основные музыкальные интервалы: октаву (2:1), квинту (3:2) и кварту (4:3). Пифагору приписывается идея сферичности Земли (среди прочих соображений он, вероятно, руководствовался идеей симметрии между формой Земли и небесной сферы). Считается, что именно Пифагор отождествил Утреннюю и Вечернюю Звезду (Фосфор и Геспер) с Венерой; он ввел геометрическое разделение небесной сферы на зоны (арктическую, тропическую и т.п.), а на Землю это разделение, вероятно, перенес Парменид. По-видимому, Пифагор был первым, кто дал мировому целому имя "космос". Он также является автором слова "философия".
В целом можно с уверенностью сказать, что изучение космоса и постижение, благодаря этому, структуры мироздания, было одним из важнейших направлений деятельности Пифагора. Примечательно следующее свидетельство Аристотеля:
"Для чего именно из всех существующих вещей природа и бог породили нас? Пифагор, когда его об этом спросили, ответил: 'Чтобы наблюдать за небосводом'". Реконструкция космогонического учения Пифагора показывает, что оно было в своей основе дуалистичным. Мир образуется из взаимодействия двух начал - предела и беспредельного. Последнее мыслилось как бесконечное пустое пространство, окружающее наш мир, и одновременно как пустота. Ближайшая часть этой беспредельной пневмы вдыхается внутрь мира и ограничивается пределом. Далее эта часть пневмы разграничивает природные вещи, положив тем самым начало их существованию. В честь Пифагора названы малая планета (астероид) номер 6143 и лунный кратер Pythagoras.
Комментарии пользователей
|
|
|