ЧЖАН Имоу(Режиссер, актер, продюсер, оператор)
Комментарии для ЧЖАН Имоу
Биография ЧЖАН Имоу
Дата рождения: 14.11.1951
Самый известный за пределами своей страны китайский режиссер Чжан Имоу родился в консервативной семье бывшего подполковника гоминьдановской армии. Молодые годы будущего кинематографиста совпали с годами "культурной революции"; с 1968-го он начал работать в сельхозкоммуне и на на ткацкой фабрике. Именно там Чжан Имоу попробовал себя в качестве художника-оформителя и фотографа. Вышло неплохо - его фоторепортажи пришлись по вкусу местной газете. В 1978 году Чжан Имоу поступил в Пекинский киноинститут на операторский факультет. По окончании он по распределению приехал на киностудию Гуанси-Чжуанского автономного района. В советские времена среди киноманов бродил анекдот, что "есть фильмы хорошие, есть плохие, а есть китайские". Но даже в первых, "провинциальных" работах критика обратила внимание на нетрадиционный для привычного китайского кино свет и прочие операторские изыски. Как оператор Чжан Имоу снимал фильмы своего однокурсника Чена Кайгэ, тоже ставшего всемирно известным мэтром. Именно "камере-стилу" Чжана Имоу принадлежит сенсационное изобразительное решение "Желтой земли" (1984) и "Большого военного парада" (1985), этапных новаторских лент Кайгэ. В 1985 году Чжан Имоу получил от киноначальства "повышение" в виде перевода на более престижную Сианьскую киностудию, где дебютировал в качестве актера в картине "Старый колодец" (1987), получив за роль приз Токийского МКФ. Дебют в режиссуре оказался еще более удачным - исторический эпос "Красный гаолян" (1987) открыл моду на азиатское кино, завоевав "Золотого Медведя" на Берлинском МКФ, и стал народным фаворитом в Китае. Правда, его следующие ленты не пользовались коммерческим успехом, сохранив статус "фестивального" кино. Драма "Дзюй Доу" (1990) и стилизованная под древнее сказание, визуально изощренная лента "Зажги красный фонарь" (1991, "Серебряный лев" МКФ в Венеции) были номинированы на премию "Оскар". Кстати, во всех фильмах Имоу играла его тогдашняя возлюбленная, актриса Гун Ли. Забегая вперед: даже после расставания Гун Ли сохранила приязнь к режиссеру; в 2000 году она возглавила жюри Берлинского МКФ, присудившее "Серебряного Медведя" представленной в конкурсе работе Чжана Имоу "Дорога домой". Реалистический трагикомичный портрет современного китайского общества "Цюцзю идет в суд" (1992) завоевал в Венеции уже "Золотого льва", а Кубок Вольпи за лучшую женскую роль был вручен Гун Ли. Однако китайские власти приняли "Цюцзю" более, чем прохладно. Еще большие проблемы с прокатом на родине возникли у следующего фильма режиссера "Жить" (1994, специальный приз жюри МКФ в Канне и приз за лучшую мужскую роль актеру Гэ Ю), затронувшего по-прежнему больную для китайского руководства тему "культурной революции". Следующим творческим шагом Чжана Имоу стал эскапизм в условный жанровый мир гангстерского ретро-боевика. Но "Шанхайская триада" (1995) удостоилась в Европе и США нелестных определений, вроде "Билли Батгейт" для бедных". Урок не прошел для Имоу даром - в 1997-м он вновь вернулся к насущным проблемам Китая наших дней и снял сверхдинамичную социальную сатиру "Сохраняй спокойствие", отозванную китайскими властями из Каннского конкурса. Власти вовремя одумались и постарались реабилитировать себя, отправив ленту на Венецианский фестиваль, где она, правда, "не прозвучала". Фестивальная судьба выпущенного в 2000 году эпоса "Дорога домой" оказалась удачнее.
Фильмография (режиссер)
1987 - "Красный гаолян" (Hong gao liang) 1990 - "Дзюй Доу" (Ju Dou) 1991 - "Зажги красный фонарь" (Da hong deng long gao gao gua) 1992 - "Цюцзю идет в суд" (Qiu Ju da guan si) 1994 - "Жить" (Huozhe) 1995 - новелла в проекте "Люмьер и компания" (Lumi_re et compagnie) 1995 - "Шанхайская триада" (Yao a yao yao dao waipo qiao) 1997 - "Сохраняй спокойствие" (You hua hao hao shuo) 1999 - "Дорога домой" (Wo de fu qin mu qin)
Комментарии пользователей
|
|
|