Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
Капуро МаринаКапуро Марина
ВОДОВОЗОВА Елизавета Николаевна
Терешкова Валентина ВладимировнаТерешкова Валентина Владимировна
АК-47АК-47
МИЛЯВСКАЯ ЛолитаМИЛЯВСКАЯ Лолита
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

МЕРЛО-ПОНТИ Морис (Merleau-Ponty Maurice)

(Французский философ.)

Комментарии для МЕРЛО-ПОНТИ Морис (Merleau-Ponty Maurice)
Биография МЕРЛО-ПОНТИ Морис (Merleau-Ponty Maurice)
(1908-1961)
Родился 14 марта 1908 в Рошфор-сюр-Мер. В 1926-1930 учился, вместе с Ж.-П.Сартром и С.де Бовуар, в Высшей нормальной школе. В 1929 слушал в Сорбонне лекции Э.Гуссерля. В 1939 был приглашен в качестве консультанта в только что открывшийся в Лувене 'Архив Гуссерля', где работал над подготовкой к изданию рукописей философа. Усилиями Мерло-Понти феноменология прочно утвердилась во Франции. Благодаря Арону Гурвичу Мерло-Понти познакомился с гештальт-теорией. Широкую известность философ приобрел после 1945, когда вместе с Ж.-П.Сартром основал журнал 'Тан модерн' ('Les Temps Modernes') (сотрудничество с Сартром прервалось по политическим причинам в 1952), который стал рупором французских интеллектуалов, увлекавшихся экзистенциализмом и марксизмом. Сторонясь иррационализма, Мерло-Понти постоянно подчеркивал, что на повестке дня стоит не расставание с разумом, а расширение рамок разумного. В размышлениях философа, наряду с Гегелем и Марксом, Гуссерлем и Хайдеггером, большую роль играли З.Фрейд (а позднее Ж.Лакан), Ф. де Соссюр и Р.Якобсон, а также К.Леви-Строс. В 1949 философ был приглашен в Сорбонну, где читал лекции по детской психологии, а в 1952 стал профессором Коллеж де Франс, где преподавал вплоть до своей кончины в Париже 3 мая 1961.
Важнейшие идеи Мерло-Понти были высказаны еще в его диссертациях - Структура поведения (La structure du comportement, 1942) и Феноменология восприятия (Phnomnologie de la perception, 1945). Последняя принадлежит к числу основополагающих трудов по феноменологии. Анализ ключевых феноменов поведения и восприятия служит Мерло-Понти поводом для разработки новой феноменологии тела, использующей не только идеи Гуссерля, Шелера и Хайдеггера, но и представителей гештальтпсихологии (В.Келер), медицинской антропологии (Э.Штраус), невропатологии (К.Гольдштейн), теории поведения (Ф.Бетендейк). Непосредственно после Феноменологии восприятия выходят в свет статьи и эссе Мерло-Понти, впоследствии объединенные в сборники Гуманизм и террор (Humanisme et terreur, 1947), Смысл и бессмыслица (Sens et non-sense, 1948) и, наконец, Приключения диалектики (Les aventures de la dialectique, 1955), в которых автор подвергает критике марксистскую философию истории. В сборнике Знаки (Signes, 1960) ощущаются приметы нового подхода, очевидные также в работах Мерло-Понти о живописи, наиболее важная из которых - Око и дух (L'oeil et l'esprit, 1961).

Среди посмертных публикаций мыслителя стоит упомянуть Видимое и невидимое (Le visible et l'invisible, 1964), работу, содержащую набросок новой онтологии. В 1969 было опубликовано другое незаконченное сочинение Мерло-Понти - Проза мира (La prose du monde).

Развивая феноменологию тела, Мерло-Понти смещает акцент феноменологического описания, стремясь найти срединный путь между рационализмом и эмпиризмом, спиритуализмом и материализмом. Тело не есть ни чистое сознание, ни естественная, природная вещь, оно не находится ни 'вовне', ни 'внутри'. Тело выступает как 'поворотный пункт' (выражение Гуссерля) между природой и культурой, между чужим и собственным. Феномены человеческой жизни - от прикосновения руки до эротического ритуала, от слова до картины - являются и естественными, и искусственными. Смысл, проявляющийся в телесном поведении, характеризуется незаконченностью, многозначностью и неопределенностью. Поэтому он зависит от наших ответов на его запрос и развертывается в своего рода диалоге с миром.

В 1950-е годы центр тяжести мысли Мерло-Понти смещается в сторону структурной феноменологии. Под влиянием структурной лингвистики и структурной антропологии философ приходит к концепции непрямого характера смысла. Смысл возникает только между знаками. Всякое смыслопорождение происходит только как отклонение, деформация. Это означает, что не только старое и новое, но и чужое и собственное, чужая речь и собственная речь переплетены друг с другом.

Завершающим этапом интеллектуальной эволюции Мерло-Понти стало создание непрямой (косвенной) онтологии. В видимом напоминает о себе порядок невидимого, в сознании есть темное, несознаваемое пятно, здесь-бытие указывает на нездешнее существование. Бытие не предстает перед нами как прозрачная и очевидная реальность; оно огибает нас как 'сырое' и 'дикое' бытие, которое предшествует смыслополаганию и взрывает любой осмысленный порядок. Понятие собственного тела (corps propre) уступает место понятию плоти (chaire) - текстуры, охватывающей и Я, и других людей, и внешние вещи. В качестве смотрящего и видимого, касающегося и касаемого наше Я постигает себя в единстве близости к себе и дистанции по отношению к себе. Я отделен от самого себя. Я вижу себя как в зеркале; Я слышу себя как в эхо; другой, с которым Я встречаюсь - как бы мой двойник. Дальность и отсутствие, невидимое и неслышимое вписаны в видимый и слышимый мир. Задача феноменолога - с помощью слов делать явным то, что ускользает от взгляда и прикосновения.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
Мерло-Понти (Merleau-Ponty) Морис
МОРИС Эмиль (Maurice)
УТРИЛЛО Морис (Utrillo Maurice)

Новости по темеМЕРЛО-ПОНТИ Морис (Merleau-Ponty Maurice):
МЕРЛО-ПОНТИ Морис (Merleau-Ponty Maurice), фото, биография
МЕРЛО-ПОНТИ Морис (Merleau-Ponty Maurice), фото, биография МЕРЛО-ПОНТИ Морис (Merleau-Ponty Maurice) Французский философ., фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь