Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
СТРУГАЧЕВ СеменСТРУГАЧЕВ Семен
Муренин Николай ВладимировичМуренин Николай Владимирович
БУКОВСКИ ЧАРЛЬЗ
ГАРДЕН Артур
Фернандо Колунга ОливаресФернандо Колунга Оливарес
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ЧЖАНЬ ЖОШУЙ

(Китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, педагог, член академии Ханлинь.)

Комментарии для ЧЖАНЬ ЖОШУЙ
Биография ЧЖАНЬ ЖОШУЙ
(1466-1560)
Родился 20 ноября 1466 в Цзэнчэне (совр. провинция Гуандун). Происходил из богатой семьи. В 1505 получил высшую ученую степень цзиньши. Сначала находился в фаворе у императора Ши-цзуна (1521-1566), в 1524 стал главой Государственного университета в Южной столице - Нанкине, в 1533-1540 возглавлял в Нанкине три ведомства: ритуалов, чинов и военное, затем впал в немилость и был объявлен еретиком. Умер 16 мая 1560. Посмертно при новом императоре Му-цзуне (1567-1572) был реабилитирован и удостоен почетного имени Вэнь-цзянь (Культурный и Собранный), отражающего активную педагогическую деятельность, результатом которой явились десятки созданных им научно-образовательных академий (шу-юань) и тысячи учеников.
В 1494-1500 Чжань Жошуй учился у неортодоксального мыслителя Чэнь Сяньчжана (1428-1500), с 1505 вступил в дружеские отношения с другим новатором - Ван Янмином (1472-1529), с которым полемизировал исходя из общих субъективистских, психоцентрических установок, унаследованных от Лу Цзююаня (1139-1192) через У Юйби (1391-1469) и его ученика Чэнь Сяньчжана. В 16 в. философские школы Ван Янмина и Чжань Жошуя доминировали в Китае.

Письменное наследие Чжань Жошуя составляют произведения трех категорий: 1) представляющие его собственное учение, 2) реконструирующие, разъясняющие и реинтерпретирующие классические трактаты, включенные в конфуцианский канон (см. ШИ САНЬ ЦЗИН), 3) излагающие конфуцианские и неоконфуцианские доктрины. Важнейшие из них в первой категории - Синь син шу (Книга о сердце и природе), Синь лунь (Суждения о новом); во второй - Гу вэнь сяо сюэ (Малое учение в старых письменах, основано на Малом учении Чжу Си и тексте Ли цзи, 9 цзюаней, 1533), Эр ли цзин чжуань цэ (Выявление канонической и комментаторской [частей] в двух [трактатах о] благопристойности, основано на Ли цзи и И ли, 68 цзюаней, 1536), Чунь цю чжэн чжуань ('Весны и осени' с исправленным комментарием, 37 цзюаней); в третьей - Шэн сюэ гэ у тун (Проникновение в учение совершенномудрых о выверении вещей, 100 цзюаней, 1528), Байша ши цзяо цзе (Разъяснение поэтических наставлений [Чэнь Сяньчжана из] Байша, 10 цзюаней). Последнее по времени составления собрание сочинений Чжань Жошуя - Чжань Ганьцюань вэнь цзи (32 цзюаня), изданное в 1681 и переизданное в 1866.

Собственную философию Чжань Жошуй определял как 'учение о сердце' (синь сюэ), которое охватывает собой и 'учение о принципе' (ли сюэ) предшествующих неоконфуцианцев. Подобная ассимиляция была основана на серии взаимных идентификаций основополагающих неоконфуцианских категорий, входящих в коррелятивные пары и тройки: дао и орудия (ци2), надформенное (син-эр-шан) и подформенное (син-эр-ся), принцип (ли1) и пневма (ци1), природа (син1) и сердце (синь1) 'единотелесны' (и ти); пневма, природа и принцип 'не составляют три взаимных противоположности, сердце, дело (ши3) и принцип образуют 'совпадающее единство', все вместе не выходя за пределы сердца. Эту всеобъемлемость сердца Чжань Жошуй отразил в универсальной мироописательной схеме - 'Плане сердца и природы', которому посвящен специальный трактат Синь син ту шо (Изъяснение плана сердца и природы), легший в основу более обширного сочинения Синь син шу и в первую очередь представленный Хуан Цзунси (1610-1695) в посвященном Чжань Жошую разделе классического историкофилософского компендиума Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин, цзюань 37). Согласно Изъяснению, 'Сердце, охватывая небо, землю и тьму вещей, выходит за их пределы, а пронизывая небо, землю и тьму вещей, проникает в их середину. Середина и внешние пределы не разделяются надвое. Небо и земля не имеют внутреннего и внешнего. Сердце также не имеет внутреннего и внешнего.' Сущность (ти) сердца 'знание и восприятие' (чжи цзюэ), деятельное проявление (юн, см. ТИ - ЮН) - 'размышление и рассуждение' (сы люй), а его полная сущность (цюань ти) - 'доскональное понимание небесных принципов' (тянь ли).

Онтологическое основание этого всеединства - восходящее к 'великой пустоте' (тай сюй) Чжан Цзая (1020-1078), преисполненное неоформленной недифференцированной пневмой 'пустотное отсутствие/небытие' (сюй у), которое в гносеологическом аспекте оборачивается 'духовной пустотой/вместимостью' (сюй лин) сердца. Отсюда следует гносеопраксиологическое требование 'внутренне проникнуться небесным принципом' (ти жэнь тянь ли) в любых условиях места, времени и состояния, ибо 'небесный принцип это единый великий мозг, являющийся общим (гун) для тысяч совершенномудрых и высокодостойных', чье учение в свою очередь 'коненится в сердце'. Обусловленная данной концепцией практика предполагает полное единство знания и действия (чжи - син).


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
Гань-гун

ЧЖАНЬ ЖОШУЙ, фото, биография
ЧЖАНЬ ЖОШУЙ, фото, биография ЧЖАНЬ ЖОШУЙ Китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, педагог, член академии Ханлинь., фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература

Письмо кумиру!
GUF (Гуф)
Комментариев: 865
АМИРОВ Саид Джапарович
Комментариев: 807
МЕЛЬНИКОВА Даша
Комментариев: 679
СЫЧЕВ Дмитрий
Комментариев: 514
Влад Топалов
Комментариев: 398
ДАФФ Хилари(Hilary Duff)
Комментариев: 385

 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь