Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
ЭЙКРОЙД Дэн
Шутеев Василий Иванович
АБУ-Л-ВАФА
ВАЗИЕВ МахарВАЗИЕВ Махар
ТРАПАНИ Анатолий
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ЧЖУ СИ

(Выдающийся китайский философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог)

Комментарии для ЧЖУ СИ
Биография ЧЖУ СИ
(1130-1200)
Главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн [братьев] - Чжу [Си] школа, или 'ли сюэ' - 'учение о принципе'), в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии и культурного трандартав Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Родился 18 октября 1130 в Юси провинции Фуцзянь. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался главным образом научным и литературным трудом. С 1178, находясь на государственной службе, Чжу Си неоднократно, но не надолго назначался на высокие административные посты. В 1196 за критические настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул го-гун ('державный князь'), в 1241 причислен к величайшим конфуцианским авторитетам, а с 1313 при правлении инородной (монгольской) династии Юань его учение официально включено в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Умер он 23 апреля 1200 в Каотине провинции Фуцзянь. Литературное наследие Чжу Си чрезвычайно велико. Многие его основополагающие идеи выражены в комментариях к конфуцианской классике (прежде всего Пятиканонию и Четверокнижию, см. ШИ САНЬ ЦЗИН) и беседах, записанных учениками (юй лу). Чжу Си публиковал, комментировал и интерпретировал произведения своих непосредственных предшественников - четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сун (960-1279): Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в частности, составив из них первую и ставшую образцовой неоконфуцианскую антологию Цзинь сы лу ('Записи размышлений о близком', 14 глав, в соавторстве с Люй Цзуцяном, 1173). Наиболее полные собрания различных видов сочинений Чжу Си - Чжу-цзы юй лэй (Классифицированные беседы учителя Чжу [Си], 140 глав, 1270), Чжу-цзы вэнь цзи (Собрание письмен учителя Чжу [Си], 121 глава, 1532, серия СББЯ), Чжу-цзы цюань шу (Полное [собрание] произведений учителя Чжу [Си], издано по императорскому указу, 66 глав, 1714, т. 1-25).
Чжу Си в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи 'Великого предела' (тай цзи) и 'Беспредельного / предела отсутствия' (у цзи, см. ТАЙ ЦЗИ; Ю - У) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового 'принципа/резона' (ли1). Тай цзи, по Чжу Си, - это совокупность всех ли1, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей 'тьмы вещей' (вань у). В каждой конкретной 'вещи' (у3), то есть предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны - в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, 'Великий предел' определялся как 'бесформенный и безместный', т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в 'вещах' делает основной задачей человека их 'выверение', или 'классифицирующее постижение' (гэ у), которое состоит в 'совершенном [раскрытии] принципов' (цюн ли). Эта процедура 'доведения знания до конца' (чжи чжи) своим результатом должна иметь 'искренность помыслов', 'выправленность сердца', 'усовершенствованность личности', а затем - 'выправленность семьи', 'упорядоченность государства' и 'уравновешенность [всей] Поднебесной' (формулы Да сюэ), поскольку ли1 совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: 'настоящий принцип не имеет недоброго', 'принцип - это гуманность (жэнь2), должная справедливость (и1), благопристойность (ли2), разумность (чжи1)'. Каждая 'вещь' есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального 'принципа' (ли1) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци1). Физически они неразделимы, но логически ли1 имеет приоритет над ци1. Восприняв проведенное Чэн И различение 'предельно коренной, совершенно изначальной природы' (цзи бэнь цюн юань чжи син) и 'природы пневменной материи' (ци чжи чжи син), связав их с ли1 и ци1 соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей 'доброй' человеческой 'природы', обладающей вторичными и конкр. модусами, которым в разной степени присущи 'добро' и 'зло'.

В 16 - первой половине 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве - Лу [Цзююаня] - Ван [Янмина] школа ('синь сюэ' - 'учение о сердце'), сформулировавшая основные тезисы античжусианской критики. Учение Чжу Си поддерживалось правившей затем в Китае инородной маньчжурской династией Цин (1644-1911). В 1930-е годы оно было модернизировано Фэн Юланем в 'новом учении о принципе' (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР и представляющих так называемое постконфуцианство, или остнеоконфуцианство.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
ЧЖУ СИ, фото, биография
ЧЖУ СИ, фото, биография ЧЖУ СИ Выдающийся китайский философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь