НАДОЛЬСКИЙ Степан Романович(Скульптор, член Союза художников (1932 г.),)
Комментарии для НАДОЛЬСКИЙ Степан Романович
Биография НАДОЛЬСКИЙ Степан Романович
(1885, имеются и другие данные о годе рождения, г. Минусинск Красноярского края - 1943, вероятно, Рубцовск Алтайского края) Степан Романович Надольский получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества по том до 1905 года обучался в Академии художеств. Первой значительной работой художника стал памятник героям Отечественной войны 1812 года в Смоленске. Дальнейший жизненный и творческий путь скульптора связан с Сибирью.
В период гражданской войны С. Р. Надольский с женой Н. Л. Яновой-Надольской живет в Барнауле. Здесь С. Р. Надольский осуществляет ряд работ, которые становятся первыми воплощениями Ленинского плана монументальной пропаганды в Сибири. На фронтоне Дома Советов (ныне здание горисполкома) был установлен выполненный им горельеф с изображением фигур рабочего и крестьянина.
Впоследствии близкое к этой группе скульптурное повторение было сделано в Новосибирске для здания Сибревкома (ныне помещение обкома партии).
В Барнауле Надольский разработал проект памятника социализму. Он представлял собой "новую пирамиду на вековых исторических основаниях с ярусами эпох, восходящую к современности, заканчивающуюся русским Октябрем и предпосылкой в будущее, как прелюдия к новому человеку, завершающему пирамиду веков"
Он же выполнил памятник жертвам революции в Барнауле и проект неосуществленного памятника В. И. Ленину для Семипалатинска, бюсты В. И. Ленина и барнаульского писателя С. Исакова. Работает Надольский в этот период в художественно-промышленных мастерских. Впоследствии он сделает ряд скульптурных композиций в Новосибирске, а затем в Москве для павильона "Сибирь" на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства. В Москве для выставки им было выполнено несколько скульптурных групп, среди которых "Ойрот, читающий книгу" - дань воспоминаниям об Алтае. Один из рецензентов назвал эту работу в числе "наиболее привлекательных скульптур выставки".
Если у Надольского в начале его пути (памятник для Смоленска) еще заметно влияние эклектической скульптуры второй половины XIX века, а в декоративных рельефах 1920-х годов не вполне органична связь фигур и декоративных элементов, то постепенно он начинает работать органичнее и строже. Есть убедительность в образе молодого ойрота, склонившегося над книгой. Скульптура "Молодой ойрот" удачно переведена в дерево с верным учетом формы кедрового блока.
Затем Надольский пришел к сложному композиционному решению -- памятнику. На высоком постаменте силуэтно рисовалась фигура вождя с простертой вперед рукой. Замысел дополнялся рельефами: на одной стороне изображено несколько рабочих со знаменем, на другой -- группа киргизов. Рельефы олицетворяли идею интернационализма. В этот период им был создан первый в Барнауле бюст К. Маркса (местонахождение этих работ неизвестно).
Творческая интеллигенция Барнаула в те годы часто собиралась у поэта Саши Пиотровского. Здесь горячо обсуждались проблемы становления молодого советского искусства, читались новые стихи, рассказы. Частым гостем тут был и Надольский. Он делал быстрые, легкие наброски с присутствующих. В этот период им было создано не сколько скульптурных портретов писателей и партизан. Известен по репродукции тех лет бюст писателя-сибиряка Степана Исакова. Скульптор принял активное участие в осуществлении плана монументальной пропаганды в Сибири. Вначале им был задуман "Памятник социализму". Монумент мыслился Надольским как "новая пирамида на вековых исторических основаниях с ярусами эпох, восходящая к современности и заканчивающаяся русским Октябрем и предпосылкой в будущее как прелюдией к новому человеку, завершающему пирамиду веков".
Комментарии пользователей
|
|
|