Молодой талантливый актер -
Илья Носков - живет в Питере почти 10 лет. С тех пор, как, не окончив школу в Новой Каховке Херсонской области, приехал поступать в Петербургскую театральную академию. Приемной комиссии соврал, что аттестат привезет позже, а когда обман открылся, начал совмещать учебу в академии с занятиями в вечерней школе. Будучи студентом, он снялся в рекламе "Стиморола" и в нескольких незначительных сериальных эпизодах. Настоящая слава обрушилась на него после выхода телевизионного сериала "Азазель", где он сыграл роль Эраста Фандорина. Сейчас он актер Александринского театра и занят в огромном количестве спектаклей.
До "Азазеля" его знали очень немногие. Особенно если учесть, что любителей театра в России гораздо меньше, чем киноманов. Но именно в Александринском театре
Илья Носков состоялся как актер. И неудивительно, что его первая роль в кино - главная роль. Как известно, только на театральных подмостках воспитываются замечательные профессиональные актеры кино.
Илье
Носкову было всего двадцать три года, когда ему предложили сняться в "Азазеле". Режиссером картины стал Александр Адабашьян, а сценарий написал сам автор одноименного романа Борис Акунин (настоящее имя - Георгий Чхартишвили). Они и принимали непосредственное участие в отборе актеров. В роли Эраста Фандорина автор романа видел Олега Меньшикова, но все же в итоге согласился, что молодого сыщика должен играть актер такого же возраста. А Олегу Меньшикову предстоит сыграть уже повзрослевшего Фандорина в фильме по другому роману Акунина - "Статский советник".
"Это был сложный процесс, - вспоминает режиссер. - У нас очень хороший директор по подбору актеров - Наталья Кременская. Мы с ней просмотрели огромное количество выпускников актерских училищ в Москве и Петербурге. Наталья к моему приезду уже отобрала в Петербурге группу артистов. И я, как зубной врач, принимал их по одному. Среди них оказался и
Илья. Мы слегка порепетировали - и появилось ощущение, что он прекрасно попадает в образ. По-моему, это идеальный выбор".
Борис Акунин, увидев актера, твердо заявил, что он как две капли воды похож на его героя. "Мы с Акуниным проговорили часа два, - говорит
Носков. - Когда он увидел меня, сразу сказал: "О-о, я вижу, что вы - Фандорин".
"До того как меня утвердили на роль Фандорина, романы Акунина я не читал, - говорит
Илья Носков, - а тут сразу, за одну ночь, буквально "проглотил" "Азазель". Потрясающе: человек с помощью слов создает полное ощущение эпохи. Раз - и я попадаю в то время. К тому же я поразился невероятному совпадению: мои моноспектакли, например, по "Медному всаднику" и "Двенадцати", тоже из девятнадцатого века, а кроме того, мне кажется, я похож на моего открытого и восторженного героя тем, что у меня в жизни тоже было немало случаев, когда надо было выпутываться из острых ситуаций, быстро что-то решать. Мне очень хотелось сыграть роль Фандорина, потому что я считал - это мое. Но другие романы мне Акунин читать не разрешил, потому что в них Фандорин какой-то совсем другой".
По словам актера, с Фандориным его объединяет склонность к безумствам: "Я из тех, кому обычно говорят: не ходи туда, там тебя съедят серые волки, а я, наоборот, иду именно туда, отринув все советы. И вообще люблю забираться куда-нибудь. В книге Фандорин ходит по карнизам, тонет - и я в своей жизни тоже тонул и по карнизам пробирался. Ну а о карнизах пусть как-нибудь расскажут девушки, к которым я залезал в окна..."
Местом для европейского периода расследования дела "Азазель" были Прага и Карловы Вары, именно там были отсняты первые кадры с участием исполнителя главной роли. К тому же они напоминают Илье
Носкову о поистине каскадерских приключениях. Все трюки он исполнял без дублера. "Когда съемки проходили в Чехии, я полз по карнизу с пистолетом в первый же съемочный день. Причем под карниз ничего не постелили. А там невысоко - метров десять, - но все равно падать не хочется. В стене выемки узкие, а ботинки на мне были грубые, на толстой подошве, еле в эти выемки засовывались. А тут еще дождь пошел. Скользко... Чудом не сорвался! Но самый ужас был, когда меня топили в мешке. Чистейшая речушка под Карловыми Варами, форели полно, вот только температура плюс два градуса. На меня надевали гидрокостюм, чтобы согреть, но все равно было холодно.
Эх, жалко, подводных съемок не было! Я должен был выплыть из-под моста. А пока ждал, чтобы вода успокоилась, сидел на опоре моста, обняв ее руками и ногами, как какой-нибудь мишка-коала на дереве".
Съемки для Ильи
Носкова стали настоящим испытанием. Особенно если вспомнить корсет "лорд Байрон". "Мне сделали осиную талию, - жалуется актер. - В корсете и дышать-то было невозможно, а ведь приходилось еще и двигаться. Когда я его носил, понимал, почему мужчины в те времена в пятьдесят лет умирали. В корсете дольше и не проживешь!"
Съемочная площадка - нечто совершенно иное, отличное от театральных подмостков. Так как раньше
Носков играл только в театре, то этот контраст для него был особенно ощутим: "В театре ты играешь сквозняком - и нормально. А здесь головой не верти. Нужно попадать то в свет, то в тень..."
Одним из самых заметных выступлений
Носкова в Александринском театре стала премьера спектакля "Ветеръ", соединившего в себе две мистические петербургские поэмы - "Двенадцать" Александра Блока и "Медный всадник" Александра Пушкина. Для молодого актера работа над этим спектаклем стала возможностью проявить свой творческий потенциал. "Ведь актер может заявить о себе только своими ролями, - говорит
Илья. - Я очень надеюсь на этот спектакль. Он живет во мне уже шесть лет. Поначалу возникла идея сделать спектакль по "Медному всаднику". Еще в Театральной академии я очень увлекался Пушкиным, читал его произведения на Яхонтовском конкурсе. Мы не только работали над самим текстом поэмы, пытаясь вскрыть авторский смысл, но и изучили огромное количество литературы о "Медном всаднике" и жизни самого поэта. Так что все время идет внутренняя работа, неожиданно открываются новые смыслы. Мне не нравится предвзятое отношение к начинающим артистам: "Молодой, горячий, много хочет: Да, я горячий и остыть, как многие, не хочу. Не хочу стать пресным. Если молодой, то не значит, что глупый или ничего не умеет. Нам же каждому что-то дано. А внутренняя работа должна идти постоянно. Каждый человек должен за что-то держаться, хотя бы задать себе вопрос, на первый взгляд, простой: "Зачем мы живем?"
Еще в детстве
Илья решил, что станет актером, а потому приложил все силы для достижения своей цели. Он родился в Херсонской области, в маленьком городке Новая Каховка. Еще не окончив школу, приехал в Петербург и отважился поступать в Театральную академию, не имея ни паспорта, ни аттестата. А когда прошел, сказал членам приемной комиссии: "Ну, хорошо, а документы я вам отдам потом - я еще школу не окончил... "
"Я учился в вечерней школе и одновременно нелегально посещал академию, - вспоминает
Илья. - Потом сразу попал на второй курс. У меня был жуткий украинский говор, профессор по речи из меня все это выбивал четыре года".
Несмотря на то что актер
Илья Носков - личность новая на звездном небосклоне, папарацци его пока не преследуют и книг о нем не пишут. Тем не менее, некоторые факты его биографии не укрылись от внимания журналистов и его поклонников. К примеру, доподлинно известно, что у него есть жена, и вместе они уже три года. Ее зовут Ирина, она художник по гриму, работает в кино и в театре.
Мария Александрова
Интервью:
Носков Илья Анатольевич Носков: путь к Фандорину
Илья Носков - Страсть к приключениям