( 31. 10. 1920 - 30. 9. 1993)
Яков Ильич Верников штурман 147-го гвардейского истребительного авиационного полка (Прибалтийский фронт) гвардии капитан. Родился 31 октября 1920 года в городе Спас-Деменск Калужской области. По национальности еврей. С 1921 жил в Смоленске. Окончил десять классов школы. Занимался авиамодельным и планерным спортом в Смоленском аэроклубе. В 1938 году окончил самолетное отделение Смоленского аэроклуба и был оставлен в нем летчиком-инструктором.
С октября 1938 года ? в армии. В мае 1940 года окончил Одесскую военную авиационную школу летчиков. После ее окончания служил в строевых частях ВВС, в Белоруссии.
С июля 1941 года Я.И.Верников участвует в Великой Отечественной войне в составе 234-го истребительного авиационного полка, который входил в состав Западного фронта ПВО. В этом полку ЯковИльич прошел должности летчика, заместителя командира авиаэскадрильи, командира авиаэскадрильи. С апреля 1944 года Я.И.Верников ? штурман 147-го гвардейского истребительного авиационного полка (Прибалтийский фронт). Войну он закончил помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Верникову Якову Ильичу присвоено 18 ноября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях.
Всего за время войны он совершил 424 боевых вылета, провел 68 воздушных боев, в которых сбил лично 16 самолетов противника и 1 в паре с ведомым.
С февраля 1946 года Я.И.Верников ? летчик-испытатель Летно-исследовательского института. Он принимает участие в испытаниях трофейного реактивного самолета ?Мессершмит-163? (в планерном варианте), отечественного реактивного самолета Як-15.
Вскоре Яков Ильич становится признанным мастером испытаний на штопор: он проводит испытания на штопор первого отечественного реактивного самолета МиГ-9 (в 1948 году) и испытания МиГ-15 на прямой и перевернутый штопор (в 1949-1950 годах). 16 апреля 1949 года Я.И.Верников выполняет первый полет на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И.Микояна И-320 (?Р-2?), а в 1949-1950 годах совместно с С.Амет-Ханом проводит его заводские испытания. В 1949-1950 годах Я.И.Верников участвует в полетах по отработке системы заправки самолета Ту-4, первым проводит заправку ночью.
Уже в декабре 1948 года ему присваивается 2-й, а в декабре 1950 года ? 1-й класс летчика-испытателя.
В 1951 году Я.И.Верников совместно с В.А.Комаровым проводит испытания самолета СЕ, созданного на базе МиГ-15. На этой летающей лаборатории были увеличенные вверх киль и руль, а также более жесткое крыло чуть большей площади. На самолете МиГ-17Ф Я.И. Верников одним из первых в стране достиг скорости звука в горизонтальном полете. 5 октября 1952 года Я.И.Верников выполнил первый полет на самолете ?150? немецких конструкторов и в 1952-1953 годах провел его испытания.
В 1956 году Я.И.Верников окончил Военно-воздушную академию в Монино.
Во второй половине 1950-х годов Я.И.Верников активно сотрудничает с ОКБ О.К.Антонова. В частности, он выполняет первые полеты на Ан-8 (11 февраля 1956), Ан-10 (7 марта 1957), Ан-12 (16 декабря 1957) и проводит их заводские испытания. В 1958-1959 годах Яков Ильич проводит испытания Ан-10 и Ан-12 на критических режимах и на больших углах атаки.
20 сентября 1960 года Якову Ильичу Верникову было присвоено звание ?Заслуженный летчик-испытатель СССР? (№ знака? 21).
В 1962 году Я.И.Верников участвует в испытаниях самолета дальнего радиолокационного обнаружения Ту-126.
С июля 1966 года Яков Ильич ? шеф-пилот ОКБ С.В.Ильюшина. 13 марта 1969 года он выполнил первый полет и провел испытания самолета Ил-62М. Участвовал в испытаниях самолетов Ил-18, Ил-38, Ил-62, Ил-76. В 1972 году Я.И.Верников провел испытания системы дозаправки в воздухе самолета Ил-38 (в том числе ? ночью).
4 июля 1975 года на самолете Ил-76 Я.И.Верников установил 4 мировых авиационных рекорда: высоты полета с грузом 60, 65 и 70 тонн (равную 11875 метрам) и максимального груза, поднятого на высоту 2000 метров (70121 кг). За установление этих рекордов, в 1975 году Я.И.Верникову было присвоено звание ?Заслуженный мастерспорта СССР?. Чуть ранее, в 1971 году, ему было присвоено воинское звание ?генерал-майор авиации?.
В декабре 1975 года Я.И.Верников был вынужден уйти с летной работы. Тогда же он вышел в запас. За время летной работы Я.И.Верников освоил около 140 типов самолетов и планеров.
С июня 1976 года Яков Ильич работал в ОКБ А.С.Яковлева, в начале заместителем начальника летно-испытательного комплекса, а в 1979-1985 годах ? исполняющим обязанности начальника летно-испытательного комплекса. С августа 1985 года Я.И.Верников ? ведущий инженер полетным испытаниям. В июне 1988 года он ушел на пенсию.
В последние годы жизни Яков Ильич жил в Москве. Умер 30 сентября 1993 года. Согласно его завещанию, он был похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Яков Ильич Верников был награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды и 13 медалями.
Биография предоставлена А.А.Симоновым
+