Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
Капуро МаринаКапуро Марина
ВОДОВОЗОВА Елизавета Николаевна
Терешкова Валентина ВладимировнаТерешкова Валентина Владимировна
АК-47АК-47
МИЛЯВСКАЯ ЛолитаМИЛЯВСКАЯ Лолита
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ПОКРЫШЕВ Петр Афанасьевич

(Дважды Герой Советского Союза)

Комментарии для ПОКРЫШЕВ Петр Афанасьевич
Биография ПОКРЫШЕВ Петр Афанасьевич
( 24. 8. 1914 - 22. 8. 1967)

Петр Афанасьевич Покрышев летчик-истребитель. Родился 24 августа 1914 году в селе Голая Пристань Голопристанского района Херсонской области в семье крестьянина. По национальности украинец. Член КПСС с 1941 года. В Советской Армии с 1934 года. В 1935 году окончил Одесскую военную школу нилотов. Участвовал в Советско-финской войне и освобождении Западной Украины. В годы Великой Отечественной войны П. А. Покрышев сражался на Ленинградском фронте, считался одним из лучших летчиков фронта. Проявил выдающуюся храбрость и героизм. Командовал эскадрильей 154 истрибительного авиаполка, совершившей сотни боевых вылетов, а затем 159 истрибителным авиаполком, блестяще выполнявшим сложные боевые задания. П.А. Покрышев совершил около 300 боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях, в которых лично сбил 22 вражеских самолета и 7-в группе. Награжден многими орденами и медалями.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Петру Афанасьевичу Покрышеву присвоено 10 февраля 1943 года.

Второй медали "Золотая Звезда" гвардии майор Покрышев удостоен 24 августа 1943 года.

По окончании Великой Отечественной войны Петр Афанасьевич в 1954 году окончил Академию Генерального штаба. До 1961 года генерал-майор авиации (1955) Покрышев продолжал службу в рядах Советской Армии в войсках ПВО. Был депутатом Верховного Совета СССР третьего созыва. С 1961 года по состоянию здоровья в отставке. Работал начальником Ленинградского аэропорта. 22 августа 1967 года П. А. Покрышев скоропостижно скончался. Похоронен в городе Голая Пристань.

Командир части, в которой служил Покрышев, прочертив на полетной карте первые боевые маршруты своих летчиков, обвел красным кружком Псков и вызвал командиров эскадрилий:

-Главная наша задача сейчас,-сказал он,-уничтожать вражеские бомбардировщики. В любой обстановке надо пробиваться сквозь прикрытие истребителей к "юнкерсам" и "хейнкелям" и жечь их, не допуская к Пскову. Всем эскадрильям находиться в боевой готовности номер один. Первой вылететь эскадрилье старшего лейтенанта Покрышева.

-Есть вылететь,-отозвался Покрышев.

Покрышев повел эскадрилью на перехват "хейнкелей". Уже издали заметили летчики на бледном фоне неба темные силуэты вражеских бомбардировщиков. Покрышев первый со своим ведомым ринулся на врага. Сбросив куда попало бомбы и резко снижаясь, "хейнкели" пытались уйти от советских летчиков, но Покрышев дал короткую очередь по бензиновым бакам ведущего бомбардировщика и увидел, как "хейнкель", тяжело перевалившись через крыло, камнем пошел к земле.

-Бей по бензобакам! Здорово горят!-передал он по радио своему ведомому.

Разламываясь в воздухе на части, пошел к земле второй "хейнкель", сбитый напарником Покрышева. Летчики вернулись на свой аэродром с первой победой. Шел второй день войны.

Крупные воздушные соединения фашистской Германии готовились обрушиться на Ленинград. Летчики, оборонявшие город, разведывали пути продвижения врага, вели дневные и ночные бои с превосходящими по численности вражескими истребителями и бомбардировщиками.

Анализируя боевые полеты своих товарищей и свои собственные, Покрышев убеждался, что наилучших результатов истребители достигают, действуя парами-ведущий и ведомый. Ведущий, уверенный в том, что ведомый надежно его защищает с хвоста, смело идет в атаку:

Во главе шестерки "Яковлевых" Покрышев вылетел на задание. Его ведомым был молодой летчик Медведев. Группа патрулировала над нашими войсками, когда, вывалившись из облака, ее атаковали шесть "мессершмиттов". Наши летчики смело вступили в бой. Пулеметные очереди с близких дистанций, и один за другим падают пять пылающих "мессершмиттов".

На аэродроме Покрышев отдал короткий рапорт командиру части:

-Из шести самолетов противника сбито пять. Все наши машины пришли домой без повреждений. Боевой порядок пар обеспечил успех в бою.

...Вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо вражеской блокады. В городе опустели продовольственные склады и магазины. Враг надеялся задушить Ленинград голодом... И когда в ноябре 1941 года транспортные самолеты с продовольствием полетели с Большой земли к городу-фронту, командование поручило Петру Покрышеву во главе пятерки "Яковлевых" сопровождать первый такой воздушный караван из девяти транспортных самолетов, летевший через Ладожское озеро. Внизу по-осеннему чернело огромное озеро, а в небе рыскали вражеские самолеты. Покрышев заметил на горизонте большую группу фашистских истребителей, несущуюся прямо на его пятерку.

-Приготовиться! Атакуем сверху и в лоб,-приказал Покрышев по радио своим истребителям.

Атака была стремительной. Фашистские летчики растерялись, и в короткое время восемь их самолетов рухнуло в озеро.

Вечером на аэродроме командир полка передал Петру Покрышеву телеграмму командования, поздравлявшего его с победой.

Шли тяжелые синявинские бои 1942 года. Эскадрилья Покрышева не выходила из боев. Так, прикрывая шестеркой истребителей группу бомбардировщиков, наносившую удар по огневым позициям врага, Покрышев провел тяжелый бой с 30 фашистскими истребителями. В этом бою он огнем своего пулемета вогнала землю ведущего "мессершмитта". А рядом срывались в свой последний штопор другие самолеты, сбитые его летчиками и летчиками другой, пришедшей на помощь эскадрильи.

Возбужденные и радостные, возвращались наши летчики на свой аэродром. Когда пролетали над Шлиссельбургом, на них внезапно накинулись 25 "мессершмиттов". Решение пришло молниеносно.

-Сопровождайте бомбардировщиков до аэродрома,-приказал Покрышев четверке своих летчиков. Сам он с молодым ведомым Федором Чубуковым вступил в бой с фашистами.

Два-против двадцати пяти!

Наши самолеты ушли. Покрышева и Чубукова окружили "мессершмитты". Маневр и огонь с самых коротких дистанций! Покрышев нажал на гашетки пулеметов. В вихре дымного пламени рухнул с высоты четырех тысяч метров ведущий "мессершмитт", вслед за ним-второй, сбитый Чубуковым. Обозленные неудачей, фашистские летчики с остервенением кинулись на отважную пару.

-Держись, Чубук!-крикнул Покрышев своему ведомому. Фашистам удалось отколоть Чубукова от Покрышева. Одна группа "мессершмиттов" ринулась на Покрышева, остальные-на Чубукова. Искусно маневрируя, Покрышев сбил еще один самолет. Но тут вражеский снаряд ударил по его истребителю, и он свалился на крыло. Покрышев понял: повреждение серьезно. Но нет! Они еще рано торжествуют победу!

Вниз! К земле! Он бросил свою машину в пике-так падают сбитые самолеты. Стрелка высотомера быстро поползла к нулю. Теперь фашисты могли думать, что разделались с ним. Но почти у самой земли Покрышев вывел самолет из пике и дошел на бреющем до своего аэродрома. Он увидел, как над летным полем кружилась его четверка, дожидаясь в воздухе своего командира.

Покрышев первым посадил свой самолет и, тяжело дыша и вытирая пот, вышел из кабины. Один за другим шли на посадку его истребители. Не хватало только одной машины. Не было его ведомого Чубукова.

Покрышев курил папиросу за папиросой. Взглядом, полным тревоги, всматривался в высоту.

-Чубук! Чубук! Мы с тобой в паре сбили уже несколько самолетов... Ты должен прийти!-твердил он про себя. И, словно в ответ ему, в небе показался неловко летящий истребитель. Он осторожно заходил на посадку. Еще минута-и из кабины выпрыгнул Чубуков.

...Летом 1943 года Петр Покрышев был назначен командиром расположенной по соседству части. Он хорошо знал многих ее летчиков и все же с волнением думал о предстоящей ему новой и многогранной работе командира. Справится ли он с ней? Должен справиться!

На другой день он вылетел к новому месту службы. Лучи восходящего солнца горели на стеклах кабины, на крыльях самолета. Утреннее небо было спокойным. Прошло не более минуты полета, как на горизонте показались три темные точки. "Может, наши вылетели мне навстречу",-мелькнуло у Покрышева. Точки увеличились, и он ясно различил: навстречу летят вражеские бомбардировщики.

Драться? Но он летит принимать новую часть. К тому же он один, без ведомого. Но бомбардировщики летят курсом на Ленинград! Как же он может их пропустить? Покрышев стремительно атаковал ведущего "хейнкеля" и сбил его прежде, чем тот успел открыть огонь. Другие поспешили покинуть поле боя. Вдруг сверху, из-за солнца, выскочила шестерка "фокке-вульфов". Раздумывать было некогда. Резкий набор высоты. Крутой поворот. Молниеносная атака в лоб-и ведущий "фокке-вульф" загорелся. Но тут к оставшимся пяти подошли еще два. Теперь вся стая бросилась на советского летчика. У Покрышева кончились патроны. Он был один против семи.

Вот он ринулся на одного из "фокке-вульфов" с высоты. Потом налетел на второго спереди, снизу... По всем законам воздушного боя самолеты врага должны быть сбиты. Но они не падают! Они не падают! Потому что у него нет патронов!..

В этом памятном бою летчик применил все существующие фигуры, оттягивая вражью стаю к нашему аэродрому. И он их перехитрил. Вот и аэродром. Оттуда начали бить по "фокке-вульфам" зенитки. Резким маневром Покрышев вырвался из огненного кольца вражеских истребителей и сел на своем аэродроме. На его машине не было ни одной пробоины. Нового командира восторженно поздравляли с победой.

Многие асы Геринга нашли свой бесславный конец на Ленинградском фронте в боях с Покрышевым и летчиками его части. Стоило только Покрышеву показаться в воздухе, как фашистское радио начинало тревожно кричать: "Внимание! Внимание! Будьте осторожны! В воздухе Покрышев! В воздухе Покрышев!"

Имя Петра Покрышева стало на фронте воплощением летного искусства, отваги и презрения к смерти. Он совершил уже более 300 боевых вылетов, провел свыше 40 боевых схваток, одержал немало воздушных побед. 30 красных звезд были нарисованы на фюзеляже его самолета.

И еще пример, характеризующий Покрышева и как командира, и как друга летчиков.

Как-то в августе 1943 года Покрышев тренировал над аэродромом вернувшегося из госпиталя молодого летчика. В светло-синем небе истребитель послушно и четко вычерчивал одну за другой сложные фигуры пилотажа. В момент, когда машина была на высоте 300 метров, Покрышев заметил на капоте мотора небольшие огненные струйки: загорелся мотор!..

-Беру управление в свои руки,-сказал он летчику по радио и развернул машину. Она летела теперь под углом к посадочному знаку. Сделать круг и садиться от старта уже нет возможности: огонь все сильнее-дорога каждая секунда.

Прыгать нельзя-до земли не более ста метров. Машина идет уже поперек аэродрома. Садиться? Площадка для пробега мала. Самолет наверняка скапотирует... Зная, что при такой посадке машина неизбежно перевернется через мотор и упадет на спину, и он, сидя в передней кабине, примет на себя весь удар, Покрышев приземлил самолет поперек взлетно-посадочной полосы.

К месту посадки примчалась санитарная машина...

Молодой летчик остался здоров, ни царапинки. Машина вскорости отремонтировали. А Покрышев не закончив положенного ему после госпиталя курса лечения в санатории летчиков, вернулся в свою часть.

...15 января в сознании Покрышева слилось с последующими днями в один большой день. Он видел как двигались, все сметая на своем пути, танки. Пылал закат, и четко обрисовывались на его фоне Пулковские высоты. С вечерней зарей спивалось зарево страшного пожара. Горели подожженные гитлеровцами дворцы... Около Пушкина все было затянуто багровым дымом-там шли яростные бои.

Покрышев первый со своим истребителем перелетел на новый, только что отбитый у гитлеровцев аэродром.

Взяты Красное Село, Ропша, Дудергоф... Прорваны укрепления немцев у Петергофа и южнее Ораниенбаума...

А еще через несколько дней, 27 января 1944 года, Покрышев увидел озаренный огнями салюта Ленинград, праздновавший свое освобождение от вражеской блокады.

Бои за Карельский перешеек. Бои за Нарву. Бои за Советскую Эстонию. Новые возвращенные к жизни города и села. Новые и новые занятые аэродромы. Командные пункты с непрерывно звонящими телефонами, с развернутыми на столах картами и планами наступления. Возбужденные голоса летчиков в радионаушниках. Все это было жизнью командира полка. Полка, в котором выросли Петр Лихолетов, Владимир Серов, Валентин Веденеев, Виктор Зотов, Дмитрий Ермаков-люди большой отваги и большого мужества, чьи имена увенчаны званием Героя Советского Союза.

Людмила Попова

Дополнительные ссылки:
Биография П.А. Покрышева в "Уголке неба"
и на сайте "Красные соколы"


---
Источники:
1) Люди бессмертного подвига. Москва "ПЛ" т.2 1975 г.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
КОТОВ Василий Афанасьевич
АНТИПОВ Константин Афанасьевич
Лакутин Николай Афанасьевич
Лакутин Николай Афанасьевич

Новости по темеПОКРЫШЕВ Петр Афанасьевич:
ПОКРЫШЕВ Петр Афанасьевич, фото, биография
ПОКРЫШЕВ Петр Афанасьевич, фото, биография ПОКРЫШЕВ Петр Афанасьевич Дважды Герой Советского Союза, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь