Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
БАЛТИН Эдуард Дмитриевич
БРАТИЩЕВ Игорь Михайлович
ВИЛИНБАХОВ Георгий Вадимович
Горячев Марк ЛеонидовичГорячев Марк Леонидович
ИВАНЮЖЕНКОВ Борис Викторович
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23862





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

РЕЧКАЛОВ Григорий Андреевич

(Дважды Герой Советского Союза)

Комментарии для РЕЧКАЛОВ Григорий Андреевич
Биография РЕЧКАЛОВ Григорий Андреевич
загрузка...
фото РЕЧКАЛОВ Григорий Андреевич
загрузка...
( 9. 2. 1920 - 21. 12. 1990)

Григорий Андреевич Речкалов. Родился 9 февраля 1920 году в деревне Зайково Ирбитского района Свердловской области в семье крестьянина. По национальности русский. Член КПСС с 1942 года. В Советской Армии с 1938 года. В 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу. В годы Великой Отечественной войны Г.А. Речкалов участвовал в боях на Южном, Северо-Кавказском, 1, 2 и 4-м Украинских фронтах, был командиром звена, эскадрильи, штурманом, заместителем а затем и командиром 55 (16 гвардейского) истребительного авиационного полка. Провел 122 воздушных боя, в которых лично сбил 56 самолетов и в групповых боях - 6 самолетов противника. Награжден многими орденами и медалями Советского Союза.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Григорию Андреевичу Речкалову присвоено 24 мая 1943 года.

Второй медали "Золотая Звезда" удостоен 1 июля 1944 года.

После Великой Отечественной войны Г.А. Речкалов в 1951 г окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Занимал ряд ответственных должностей в Военно-Воздушных Силах Советской Армии. С 1957 года генерал-майор авиации. С 1959 года находился в запасе, жил и работал в Москве. Написал книги "Дымное небо войны", "В гостях у молодости" и "В небе Молдавии".

Скончался 21 декабря 1990 года.

ВО СЛАВУ РУССКОГО ОРУЖИЯ

22 июня 1941 года Григорий Речкалов вернулся из города, куда его посылали на врачебную комиссию проверить зрение. Он не мог различать цвета, и комиссия сделала отрицательное заключение. "Не летать мне теперь", - думал Григорий. Расстроенный, он вышел из вагона на перрон. И тут страшная весть: война. Григорий, не раздумывая, прямо с вокзала, вскочил в кузов первой попавшейся автомашины, поехал на полевой аэродром. Полк уже вел боевые действия против гитлеровцев на юго-западе Украины. Войдя к командиру полка, Григорий доложил о своей печали. Тот, прочитав заключение, сказал:

- Эка беда, цвета не можешь различать! Чужой самолет от своего отличишь?

- Отличу, товарищ командир.

- Так вот, видишь, - показав рукой в окно, продолжал командир, - вон стоит "чайка" номер 13, садись и летай.

Вместе с другими летчиками Речкалов в первый день шесть раз, а во второй семь штурмовал на своей "чайке" вражеские войска. Пересев затем на И-16, он сопровождал бомбардировщики и штурмовики, вел воздушные бои. И вот первая радость: в воздушном бою Григорий сбил фашистский самолет Ю-88; 12 "юнкерсов" несли бомбовый груз, чтобы сбросить его на Кишинев. Три советских летчика, в их числе и Речкалов, врезались в их строй и смелыми атаками заставили разгрузиться далеко от цели.

Однажды, когда истребители сопровождали "чайки", штурмовавшие фашистскую колонну, в кабине самолета Речкалова раздался сухой треск, по лицу потекла кровь, правая нога сползла с педали. Еле дотянул он до аэродрома, с трудом посадил машину, но вылезти из кабины сил уже не хватило.

Несколько месяцев Григорий пролежал в госпиталях, перенес три операции. А как только раны затянулись, стал упрашивать врача выписать его в часть. Как-то раз врач сердито сказал:

- Хорошо, выпишем, но дадим ограничение, будете летать в тылу на легких самолетах.

Через несколько дней Речкалов приехал в летную школу. Первым долгом он спросил:

- Что у вас за самолеты?

- Только У-2, - ответил офицер штаба.

- Значит, произошла ошибка, - нервно проговорил Речкалов и, взяв в руки свой чемоданчик, уехал обратно в штаб ВВС округа.

- Вы что, для смеха туда меня направили? Ведь я истребитель! - наседал он на офицера, выдавшего ему предписание ехать в школу.

Но тот был неумолим. Лишь командующий ВВС округа после долгого разговора разрешил послать Речкалова в запасной истребительный полк, в котором шло переучивание летчиков на "лагги" и "яки". Но Григория тянуло туда, где были его товарищи-однополчане, на фронт. Он пишет рапорт с просьбой направить его в действующую армию. Ему отказывают. Пишет второй, третий... И тут стала беспокоить нога: осколок. Уложили Речкалова на операцию. Больше двух недель он провел в госпитале. А когда выписался, пришел к командиру полка проситься в отпуск, на родину. До этого были случаи, когда летчики, получая отпуск, уезжали на фронт, в свою часть. Командир полка, приняв Речкалова, сказал:

- Ладно, ты на костылях никуда от меня не уйдешь.

И отпустил. Григорий заехал на пару дней в Свердловск, к родным, и еще с костылем в руке отправился в район Ростова-на-Дону, где воевал его родной полк.

В поезде ему кто-то дал свежий номер газеты. Из нее он узнал, что полку присвоено наименование гвардейского. Григорий обрадовался, ему не терпелось встретиться с боевыми друзьями и вместе с ними под гвардейским знаменем громить фашистов.

Вновь фронт, боевая жизнь. Григорий Речкалов быстро вошел в нее. Осваивая накопленный летчиками полка опыт, он ищет и применяет новые тактические приемы воздушного боя, смело сражается с врагом. В течение короткого времени совершает более сотни вылетов, штурмовыми действиями уничтожает десятки автомашин, артиллерийских орудий, железнодорожных вагонов и много живой силы противника; в 20 воздушных боях, проведенных за это время, Речкалов сбил шесть вражеских самолетов - четыре лично и два в группе. В конце декабря 1942 года за эти успешные действия Речкалов был награжден орденом Красного Знамени.

На фронт шли новые самолеты. Получил их и 16-й гвардейский истребительный полк. Днем и ночью летчики осваивали новую машину. В апреле 1943 года, в самый разгар воздушного сражения на Кубани, вступили в бой.

Стояли весенние солнечные дни. В кубанском небе с рассвета до поздней ночи носились десятки своих и чужих самолетов. "Не было ни одного вылета, - вспоминает Григорий Речкалов, - чтобы мы не вели бой. Вначале фашисты действовали нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолет, загоревшись, летит к земле. Но мы быстро разгадали тактику фашистских летчиков и стали применять новые приемы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолетов так называемой "этажеркой". Именно в эти дни в нашем полку родился "соколиный удар", разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным". Григорий Речкалов, служивший тогда в эскадрилье Покрышкина, был его верным помощником.

... Восьмерка истребителей летела в сторону линии фронта, сопровождая штурмовики. Вдруг внизу слева появились девять МЕ-109 л десять МЕ-110. Не заметив советских истребителей, они пошли в атаку на штурмовики. Речкалов понял, что нельзя терять ни секунды. Мгновенно прозвучала команда: "В атаку!" Круто пикируя, советские летчики сверху внезапно сваливаются на "мессершмитты". Речкалов видит, как силуэт вражеского самолета все увеличивается в прицеле. Невольно рука стремится нажать гашетку. Но разум подсказывает: "Рано, рано, бить - так наверняка, с небольшой дистанции". Фашистский летчик пытается резко отвернуть, но поздно. Огненная трасса прошивает его машину.

"Как кстати пришелся "соколиный удар"", - думает Речкалов и, используя большую скорость, развитую за счет крутого пикирования, набирает высоту, чтобы снова атаковать вражеские самолеты...

Это была уже вторая воздушная схватка, проведенная над кубанской землей 21 апреля 1943 года восьмеркой Речкалова. Как и первая, она закончилась полной победой: "мессершмитты" не смогли прорваться к советским штурмовикам. Потеряв несколько машин, они убрались восвояси. Две из них были сбиты Григорием Речкаловым.

День за днем прибавлялись пятиконечные алые звездочки на самолете Речкалова и выстраивались в одну общую линию. На Кубани их добавилось 19!

В жестоких схватках с врагом Григорий понял основную заповедь истребителя: "Обнаруживай противника первым. С атакой не спеши - выжди момент. Атакуй наверняка, с близкой дистанции, одной очередью".

Однажды восьмерка истребителей под командованием Речкалова прикрывала наземные войска в районе реки Молочной. Когда время патрулирования почти истекло, Речкалов заметил внизу справа большую группу "юнкерсов" - не меньше 50.

Они были километрах в пятнадцати от линии фронта. Их прикрывали два звена истребителей.

- Атаковать в лоб, - решает Речкалов.

Такое решение строилось на внезапности и на использовании всей мощи огня, ударной группы.

- Клубов, прикрой нас, идем в атаку, - передал он ведущему второй четверки и, перестроив свою группу в "пеленг", ринулся в лоб противнику. С дистанции 200 метров он сбил ведущего фашистов. Почти одновременно загорелся еще один Ю-87. Его зажег летчик Г.Г. Голубев. Не прекращая огня, советские истребители прошли через весь строй бомбардировщиков. Шестерки, в которых было сбито по самолету, сбросив свои бомбы, начали уходить. Весь строй Ю-87 рассыпался.

Сделав боевой разворот, Речкалов со своим ведомым снова очутился выше бомбардировщиков. Но в этот момент в хвост его самолета стала заходить пара "мессеров". Это заметил старший лейтенант В. Жердев и решил связать их боем. Одного он сбил на вираже. Увидев, что Жердев отбивает "мессеров", Речкалов, пикируя, поймал в прицел ведущего пары бомбардировщиков и нажал гашетку. Меткая очередь прошила еще один "юнкере".

Фашисты заметались. Воспользовавшись паникой, Речкалов вогнал очередь в третьего Ю-87, который взорвался в воздухе от собственных бомб.

Советские летчики уничтожили в этом бою пять "юнкерсов" и один "мессершмитт". Речкалову удалось сбить три самолета.

Вскоре Григорий Речкалов появился на аэродроме с орденом Александра Невского на груди. Это была награда Родины за успешные победы в бою с превосходящими силами противника.

... Как-то поздно вечером в полк пришел приказ: вылетами нескольких пар истребителей "свободных охотников" не допустить действий вражеских самолетов-"охотников", транспортных и связных машин, нарушить движение железнодорожных эшелонов, одиночных автомашин и т.д. Утром Речкалов со своим ведомым получил задание на "свободную охоту". Страстно любил он вот так лететь над полем боя или далеко в тылу врага выискивать самостоятельно цели и внезапно уничтожать их...

Шел воздушный бой. Речкалов, зайдя на высоту 5 тысяч - 6 тысяч метров, наблюдал за ним. Вдруг два МЕ-109, очевидно, тоже "охотники", набирая высоту, пошли на нашу территорию. Речкалов пропустил их под собой, а затем спикировал и сзади короткой очередью с дистанции 50 метров зажег один самолет. Второй ушел на свою территорию.

Незадолго до изгнания гитлеровцев из Крыма Речкалов "охотился" над морем за транспортными самолетами, подвозившими для окруженного врага боеприпасы, горючее и продовольствие. В один из хмурых дней он заметил три Ю-52.

"Бензин везут в Крым", - подумал летчик. И он не ошибся. Когда сбитые им и его ведомым два "юнкерса" рухнули в море, по воде побежало огромное пламя.

Шли дни и месяцы. Наши войска продвигались все дальше на запад, освобождая родную землю от фашистских захватчиков, громя их в собственном логове. Гитлеровцы бросали в бой новые резервы, и нашим летчикам приходилось в день участвовать в двух, трех, а то и в четырех воздушных боях, В них принимал участие и Григорий Речкалов.

...Полк был в боевой готовности. Неожиданно прилетел командир дивизии гвардии полковник А.И. Покрышкин. На командном пункте он раскрыл карту и объяснил задание.

- В этот район, - показывая на карте, начал он, - двинулись наши танки. Наверное, через несколько минут появятся там "фокке-вульфы", надо не допустить их туда, прикрыть действия танкистов. Ясно? Вылетайте!

"Я дал команду, - рассказывает Речкалов. - Не прошло и пяти минут, как мы были в воздухе. Под нами показались горы, прикрытые снегом. Мы знали, что немецкий аэродром находится где-то в этих горах. И вот на их белом фоне мы увидели силуэты вражеских самолетов. Это были "фокке-вульфы-190", которые использовались не только как истребители, но и как бомбардировщики-штурмовики. Атаковать аэродром нам не удалось: навстречу поднялись фашистские истребители.

Мы завязали бой с четверкой "фокке-вульфов". Березкин и Сухов, ворвавшись в строй немецких самолетов, сразу сбили по одному ФВ-190. Мы уже приготовились свести счеты с оставшимися двумя самолетами, когда сверху на нас свалились еще восемь "фокке-вульфов". Они спешно сбросили бомбы и вступили в бой с нами. Мне удалось сбить одного из них, а другой, которого я атаковал сбоку, начал удирать. Я бросился в погоню...

На шестнадцатой минуте боя нам удалось разогнать "фокке-вульфов". Пять из них были сбиты"...

С. Федосеев

Дополнительные ссылки:
Биография героя на сайте Красные соколы.
В паре с "сотым"- Мемуары Голубева Георгия Гордеевича.


---
Источники:
1) Люди бессмертного подвига. Москва "ПЛ" т.2 1975 г.


загрузка...
Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
Куевда Григорий Андреевич
ШИЛЬДЕР Карл Андреевич
ШИЛЬДЕР Карл Андреевич
ГРИГОРИЙ (Gregorius)

Новости по темеРЕЧКАЛОВ Григорий Андреевич:
РЕЧКАЛОВ Григорий Андреевич, фото, биография
РЕЧКАЛОВ Григорий Андреевич, фото, биография РЕЧКАЛОВ Григорий Андреевич Дважды Герой Советского Союза, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Кино

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Монеты

Литература

Письмо кумиру!
GUF (Гуф)
Комментариев: 865
АМИРОВ Саид Джапарович
Комментариев: 800
МЕЛЬНИКОВА Даша
Комментариев: 675
СЫЧЕВ Дмитрий
Комментариев: 512
Влад Топалов
Комментариев: 391
ДАФФ Хилари(Hilary Duff)
Комментариев: 384

 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь