( 2. 2. 1904 - 15. 12. 1938)
Чкалов Валерий Павлович летчик-испытатель. Родился 2 февраля 1904 в селе Василево (ныне ? город Чкаловск Нижегородской области). Русский. Учился на токаря в Череповецком ремесленном училище. В 1918-1919 работал молотобойцем в Василевском затоне, кочегаром на землечерпалке и на пароходе.
В армии с 1919. До 1921 ? слесарь по ремонту и сборке самолетов. В 1923 окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1923 ? Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, в 1924 ? Московскую школу высшего пилотажа и Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС. С 1928 ? в запасе. В 1929-1930 ? летчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба ОДВФ.
С 1930 ? вновь в армии. В 1930-1933 ? летчик-испытатель НИИ ВВС. С 1933 ? в запасе. С 1933 ? летчик-испытатель авиазавода №39 и ОКБ Н.Н.Поликарпова (на Центральном аэродроме). Поднял в небо и провел испытания истребителей И-14, И-15, И-16, составлявших основу истребительной авиации ВВС в конце 1930-х годов.
20-22 июля 1936 на самолете АНТ-25 (второй пилот ? Г.Ф.Байдуков, штурман ? А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне ? остров Чкалов) протяженностью 9374 км.
Звание Героя Советского Союза Валерию Павловичу Чкалов Валерий Павлович присвоено 24 июля 1936 года за выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм.
18-20 июня 1937 на самолете АНТ-25 (второй пилот ? Г.Ф.Байдуков, штурман ? А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелет Москва?Северный полюс?Ванкувер (США) протяженностью 8504 км.
В 1937 избран депутатом Верховного Совета СССР. Жил в Москве. Погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого вылета на самолете И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полет истребителя конструкции Н.Н.Поликарпова, который должен был заменить знаменитый, но устаревающий И-16. Полет готовился в страшной спешке - успеть до конца года. Поликарпов даже отказался подписать акт о готовности самолета к первому вылету. Сделавший это за него Д.Л.Томашевич был затем арестован.
Полетное задание предписывало Чкалову совершить ?первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей ... по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.? Тем не менее он покинул границы Ходынки и пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок к дню рождения вождя.
В этот день был мороз -24о С. Уже при заходе на посадку двигатель М-88, не оснащенный лобовыми жалюзи, переохладился и при попытке изменить режим его работы заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе видя, что самолет не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору... Пилота при столкновении выбросило из кабины вместе со штурвалом в полусогнутом состоянии. Падая, он ударился головой о торчащий рельс и перебил себе мозжечок. Через 2 часа он скончался в Боткинской больнице не приходя в сознание.
Урна с прахом Чкалова установлена в Кремлевской стене. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалью. После его смерти в 1938 именем Чкалова назван Оренбург (историческое название городу возвращено в 1957). Его именем названы населенные пункты, улицы во многих городах, суда, школы, высшее авиационное училище летчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске. Есть улица Чкалова в Канаде, в Ванкувере. В Нижнем Новгороде и других городах установлены памятники.
Сочинения:
Наш трансполярный рейс Москва ? Северный полюс ? Северная Америка. М., 1938;
Моя жизнь принадлежит Родине. Статьи и речи. М., 1954 и др.
+