( 23. 4. 1918)
Шавурин Петр Иванович заместитель командира эскадрильи 910 истребительного авиационного полка особого назначения (101-я истребительная авиационная дивизия, Воронежско-Борисоглебский дивизионный район ПВО) старший лейтенант. Родился 23 апреля 1918 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем в трамвайном депо. Окончив аэроклуб, работал в нем инструктором. В РККА с 1938 года. Окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал до конца войны. Командовал эскадрильей, затем полком. Всего совершил 350 боевых вылетов на штурмовку войск противника, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, прикрытие наземных войск, ведение разведки. В 100 воздушных боях сбил 17 самолетов противника.
После войны продолжал служить в ВВС. Военный летчик 1 класса. Окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. С 1974 года полковник Шавурин - в запасе. Жил в Днепропетровске, работал в аэропорту. Награжден 2 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями. Его имя высечено на обелиске, установленном в городе Павлово Нижегородской области. Именем Шавурина был назван пионерский отряд школы №10 в Днепропетровске. Почетный гражданин Нижнего Новгорода.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Петру Ивановичу Шавурину присвоено 14 февраля 1943 года.
Летчик 722-го истребительного авиационного полка (142-я истребительная авиационная дивизия, Горьковский дивизионный район ПВО) лейтенант Шавурин П.И. 27 июля 1942 года на самолете МиГ-3 патрулировал в районе Горький - Павлово - Лысково. Через 15 минут после начала патрулирования со стороны Арзамаса показался Ju-88. Используя преимущество в высоте, Шавурин атаковал его. Заметив преследование "юнкерс" рванул вверх. Его стрелки открыли огонь. Сблизившись с противником на высоте 8000 м, Шавурин открыл огонь и поразил стрелка. Со второго захода он поджог левый мотор. В следующей атаке он поймал в прицел кабину пилота и нажал на гашетку, но патроны уже кончились. Враг продолжал лететь. Тогда Шавурин увеличил обороты двигателя и, выбрав момент, нанес удар винтом по хвостовому оперению. "Юнкерс" рухнул на землю. Вошел в штопор и МиГ-3. Шавурин приземлился на парашюте. Это был первый сбитый им самолет.
27 декабря 1942 года в 10.00 старший лейтенант Шавурин П.И. вылетел на самолете Як-7Б в паре с капитаном Козловым на перехват вражеского воздушного разведчика, появившегося над аэродромом Желтухино (Воронежская область) на высоте 6000 м. Когда истребители набрали высоту, они обнаружили Ju-88. Шавурин оказался в более выгодном положении и пошел в атаку. Пытаясь оторваться от преследования, "юнкерс" начал маневрировать. Шавурин набрал высоту и оказался выше противника. Разгоняясь со снижением, он атаковал со стороны солнца и с дистанции 300 м открыл огонь. Отстреливаясь, "юнкерс" стал приближаться к кромке облаков. На вторую атаку времени уже не оставалось. Чтобы не дать противнику скрыться в облаках, Шавурин решил таранить. Настигнув врага, он слегка накренил машину влево и нанес удар винтом по его хвостовому оперению. Лишившись управления, разведчик вошел в отвесное пике и врезался в землю в районе станции Поворино. Имея большую скорость, истребитель проскочил вперед, задел плоскостью левую консоль "юнкерса" и тоже стал падать. Шавурин покинул самолет и приземлился на парашюте.
Биография предоставлена А.Е.Мельниковым
---
Источники:
1) Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
2) Войска противовоздушной обороны страны в ВОВ. - М.: Воениздат, 1981
3) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
4) И генерал, и рядовой. - Днепропетровск: Промiнь, 1983
5) Иду на таран. - Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд., 1978
6) На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993.
7) Тюльников Л.К., Басович Я.И. Герои Советского Союза - горьковчане. - 1981