Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
О`ХАРА Джон (O`Hara John)
РОУЛЕНДСОН Томас (Rowlandson Thomas)
ТИМОШЕНКО Семен Константинович
ЧЕМБЕРЛЕН Невилл (Chamberlain Arthur Neville)ЧЕМБЕРЛЕН Невилл (Chamberlain Arthur Neville)
АЗНАГУЛОВ Венир ГалимьяновичАЗНАГУЛОВ Венир Галимьянович
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23927





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ПЛУТАРХ (Plutarchos)

(Греческий философ и биограф)

Комментарии для ПЛУТАРХ (Plutarchos)
Биография ПЛУТАРХ (Plutarchos)
загрузка...
загрузка...
Плутарх; Plutarchos, из Херонеи, до 50-после 120 гг. н. э., греческий философ и биограф. Происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городке в Беотии. В Афинах изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у платоника Аммония, но также значительное влияние на него оказали Перипат и Стоя. По философским воззрениям был эклектиком, в философии его интересовало ее практическое приложение. В молодости много путешествовал. Посетил Грецию, Малую Азию, Египет, был в Риме, где встретился с неопифагорейцами, а также завязал дружбу с многими выдающимися людьми, в том числе с Луцием Местрием Флором, близким соратником императора Веспасиана, который помог П. получить римское гражданство. Однако в скором времени П. возвратился в Херонею. Он верно служил своему городу, исполняя общественные должности. Он собирал в своем доме молодежь, а обучая собственных сыновей, создал своего рода "частную академию", в которой играл роль наставника и лектора.

На пятидесятом году жизни стал жрецом Аполлона в Дельфах, старался вернуть святилищу и оракулу былое значение. - П. не был оригинальным писателем. В основном он собирал и обрабатывал то, что другие, более оригинальные писатели и мыслители, написали до него. Но в обработке П. целая традиция, отмеченная знаком его личности, обрела новый облик и именно в таком виде она определяла в течение многих веков европейскую мысль и литературу. Богатству интересов П. (в основном они вращались вокруг семейной жизни, жизни греческих городов-государств, религиозных проблем и вопросов дружбы) соответствовало значительное число его сочинений, от которых сохранилось меньше половины. Чрезвычайно трудно установить их хронологию. Тематически мы можем разделить их на 2 группы: первая, очень разнородная, охватывает созданные в разные периоды сочинения, в основном философские и дидактические, объединяя их под общим названием Этика (Moralia); вторую составляют биографии. (Все названия обычно цитируются по-латыни.) В Этике мы находим примерно 80 сочинений. Самыми ранними из них являются те, которые носят риторический характер, как например, похвалы Афинам, рассуждения о Фортуне (гр. Тихе) и ее роли в жизни Александра Македонского или в истории Рима.

Большую группу составляют также популярно-философские трактаты; из них, возможно, самым характерным для П. является небольшое сочинение О состоянии духа. В воспитательных целях задуманы другие сочинения, содержащие советы, как надо поступать, чтобы быть счастливым и преодолеть недостатки (например, О чрезмерном любопытстве, О болтливости, Об излишней робости). По этим же причинам П. занимался вопросами любви и брака. Во всех этих сочинениях находят отражение педагогические интересы П., неудивительно, что он поднимал подобные вопросы также в работах Как нужно молодому человеку слушать поэтов, Как пользоваться лекциями и т.д. Тематически приближаются к ним политические сочинения П., особенно те из них, что содержат рекомендации для правителей и государственных деятелей. К сочинениям на темы семей ной жизни относится и консоляция (то есть утешительное сочинение после тяжкой утраты), обращенная к жене П. Тимоксене, потерявшей единственную дочь. Наряду с наиболее популярными работами в диалогической форме, в Этику входили и другие - приближенные по своему характеру к научному докладу, в которых П., не вдаваясь глубоко в теоретические рассуждения, тем не менее приводит множество ценных сведений по истории философии. К ним следует причислить сочинения об учении Платона, как например, Платоновские вопросы или О сотворении души в "Тимее", а также полемические произведения, направленные против эпикурейцев и стоиков.

П. писал и о человеческой душе, интересовался психологией, возможно, даже психологией животных, если сочинения о сообразительности и разумности зверей действительно вышли из-под его пера. Вопросам религии П. посвятил многочисленные произведения, среди них так называемые "пифийские" диалоги, касающиеся оракула Аполлона в Дельфах. Наиболее интересным в этой группе представляется произведение Об Исиде и Осирисе, в котором П., сам посвященный в мистерии Диониса, изложил самые разнообразные синкретические и аллегорические интерпретации мистерий Осириса. Об интересе П. к древностям свидетельствуют два сочинения: Греческие дела (Aitia Hellenika; лат. Quaestiones Graecae) и Римские дела (Aitia Romaika; лат. Ouaestiones Romanae), в которых раскрывается значение и происхождение различных обычаев греко-римского мира (много места отведено вопросам культа). Сочинение П. О лике на лунном диске представляет различные теории относительно этого небесного тела, в конце П. обращается к теории, принятой в Академии Платона (Ксенократ), усматривая в Луне родину демонов. Пристрастия П., столь ярко проявившиеся в его биографиях, нашли отражение также в сборнике лакедемонских присловий (другой сборник известных изречений Апофтегматы, вероятно, большей частью не является подлинным). Самые разные темы раскрывают в форме диалога такие произведения, как Пир семи мудрецов или Беседы на пиру (в 9 книгах).

В Этике П. включены и не аутентичные произведения неизвестных авторов. К важнейшим из них принадлежат: О музыке, представляющее один из главных источников наших знаний об античной музыке (Аристоксен, Гераклеид Понтийский), и О воспитании детей, произведение чрезвычайно известное и переведенное в эпоху Возрождения на многие языки. Однако своей славой П. обязан не Этике, а биографиям. Во вступлении к жизнеописанию Эмилия Паула (Aemilius Paulus) сам П. очерчивает преследуемые им цели: общение с великими людьми древности несет в себе воспитательные функции, а если не все жизнеописания привлекательны, то ведь отрицательный пример тоже может воздействовать устрашающе и обратить на путь праведной жизни. В биографиях П. следует учению перипатетиков (см. Аристотель), которые в области этики решающее значение приписывали действиям человека, утверждая, что каждое действие порождает добродетель. П. выстраивает их согласно схеме перипатетических биографий, описывая поочередно рождение, юность, характер, деятельность, смерть героя и ее обстоятельства. Желая обрисовать деяния своих героев, П. использовал доступный ему исторический материал, с которым обходился довольно свободно, поскольку полагал, что пишет биографию, а не историю. Его прежде всего интересовал портрет человека, и, чтобы зримо его представить, П. охотно привлекал анекдоты.

Так родились красочные, эмоциональные повествования, успех которым обеспечили авторский талант рассказчика, его тяга ко всему человеческому и возвышающий душу нравственный оптимизм. Однако биографии П. имеют представляют также большую историческую ценность, ибо он неоднократно обращался к недоступным для нас сегодня источникам. Писать биографии П. начал еще в юности. Вначале он обратил свое внимание на знаменитых людей Беотии: Гесиода, Пиндара. Эпаминонда - впоследствии стал писать и о представителях других областей Греции: о Леониде, Аристомене, Арате Сикионском, и даже о персидском царе Артаксерксе II. Во время пребывания в Риме П. создавал биографии римских императоров, предназначенные для греков. И лишь в поздний период он написал свое важнейшее произведение Сравнительные жизнеописания (Bioi paralleloi; лат. Vitae parallelae). Это были биографии выдающихся исторических лиц Греции и Рима, сопоставленные попарно. Некоторые их этих пар составлены удачно, как например, мифические основатели Афин и Рима - Тесей и Ромул, первые законодатели - Ликург и Нума Помпилий, величайшие вожди - Александр и Цезарь. Другие сопоставлены более произвольно: "дети счастья" - Тимолеон и Эмилий Паул, или пара, иллюстрирующая превратности человеческих судеб - Алкивиад и Кориолан. После биографий П. давал общую характеристику, сравнение двух образов (synkrisis). Лишь у нескольких пар это сопоставление отсутствует, в частности, у Александра и Цезаря.

Всего было 23 пары, представленные в хронологическом порядке. Сохранилось 22 пары (утрачены жизнеописания Эпаминонда и Сципиона) и четыре единичных жизнеописания более раннего периода: Арата Сикионского, Артаксеркса II, Гальбы и Отона. Всю свою жизнь П. посвятил общественной и политической деятельности, а прежде всего - педагогике. Изо всех сил он старался показать культурную роль Греции. До конца античности и в Византии П. пользовался громкой славой величайшего воспитателя и философа. В эпоху Ренессанса (XV в.) найденные сочинения П., переведенные на латинский язык, вновь стали основой европейской педагогики. Чаще всего читали трактат О воспитании детей, до начала XIX в. считавшийся аутентичным.


загрузка...
Комментарии пользователей
Написать комментарий
  • Панург для ПЛУТАРХ (Plutarchos)
  • РОЧЕСТЕР (ROCHESTER), (Джон Уилмот - Wilmot, 1647-1680), граф - английский поэт-вольнодумец, любимец короля Карла II, распутник, кутила, мот, дебошир и пьяница, неумеренным употреблением алкоголя и аморальным образом жизни подорвавший свое здоровье. Учился в Wadham College, в Оксфорде, путешествовал по Италии и Франции; 18-ти лет от роду был представлен ко двору короля Карла II. Красивый, остроумный, пылкий, он произвел впечатление на короля и занял выдающееся положение при дворе; был возведен в сан камер-юнкера (gentleman of the bedchamber) и назначен смотрителем Вудстокского парка. В то же время талантливый поэт и блестящий острослов, он был лидером 'придворных остроумцев'. Служил во флоте, принимал участие в боевых действиях и выказал немало мужества и воинской удали. Вернувшись в Англию, повел совершенно разнузданную жизнь. По собственному его признанию, он в течение пяти лет ежедневно бывал пьян. В своих язвительных экспромтах он не щадил ни государственных людей, ни многочисленных фаворитов короля, ни самого государя, что неоднократно вызывало удаление Рочестера от двора. Впрочем, Карл II скоро прощал своего любимца. Порочная жизнь подорвала силы Рочестера. Перед смертью, постигшей его в возрасте 34 лет, Рочестер призвал к себе епископа солсберийского Барнета, покаялся и приказал истребить многочисленные свои стихотворения скабрезного характера. Сочинения Рочестера: трагедия 'Valentinian' (опубл. 1685); непристойная драма в пяти действиях 'Содом' ('Sodom, or, The Quintessence of Debauchery', созд. ок. 1671; распространялась в списках среди придворных и ближайшего окружения Карла II); изящные любовные стихотворения и застольные песни; стихотворные сатиры, среди них знаменитая 'Сатира против человечества' ('A Satyr against Mankind', 1675), навеянная в значительной степени Буало, и 'Essay on Nothing'; остроумные эпиграммы и стихотворения на случай нередко весьма скабрезного содержания. Известны также его письма к жене, опубликованные в собрании его сочинений, отмеченные тонким нежным чувством и изяществом стиля. *** Рочестер написал в свое время стихи, прославляющие трусость. Однажды, когда он сидел в кофейне, туда зашел человек, который безропотно дал избить себя палкой. Рочестер сперва наговорил ему кучу комплиментов, а под конец заявил: 'Сударь, если уж вы способны покорно вытерпеть палочные удары, надо было предупредить об этом сразу: я бы тоже вздул вас и восстановил свое доброе имя' (Шамфор, 'Характеры и анекдоты'). - В. А. Дзама "Словарь зарубежных литераторов, или Кто есть кто в мире авторов" (более 7000 статей-биографий; нет русских, нет 20 века, зато много литературной экзотики, но не мусора).
    Написать комментарий
    Ссылки по теме:
    ФИЛАРХ (Phylarchos)
    ЮБА (Iuba)
    АРАТ (Aratos) из Сикиона

    ПЛУТАРХ (Plutarchos), фото, биография
    ПЛУТАРХ (Plutarchos), фото, биография ПЛУТАРХ (Plutarchos) Греческий философ и биограф, фото, биография
    RIN.ru - Российская Информационная Сеть
    СМИ

    Криминал

    Мода

    ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

    Политика

    Театр

    Герои

    Государство

    Искусство

    Музыка

    Спорт

    Бизнес

    Культура

    Кино

    Медицина

    Фотомодели

    Исторические личности

    Наука

    Общество

    Люди на монетах

    Бизнес

    Литература


     

     

     

     
    Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь