РЕННИКОВ (СЕЛИТРЕННИКОВ) Андрей Митрофанович()
Комментарии для РЕННИКОВ (СЕЛИТРЕННИКОВ) Андрей Митрофанович
Биография РЕННИКОВ (СЕЛИТРЕННИКОВ) Андрей Митрофанович
Родился в 1882 г. в г. Кутаиси. Отец - присяжный поверенный. Семья жила в г. Батуме. Детство его прошло на Кавказе.
Учился в пансионе 1-й тифлисской классической гимназии, названной им самим "главным очагом русского образования на Кавказе". Мечтал стать музыкантом: играл на скрипке и изучал теорию музыки.
Поступил в Новороссийский университет (г. Одесса), где окончил физико-математический и историко-филологический факультеты, получив золотую медаль за сочинение "Система философии В. Вундта". Был оставлен при университете на кафедре философии. Работал над диссертацией и преподавал, совмещая научно-педагогическую деятельность с журналистской: сотрудничал в газете "Одесский листок".
В 1912 г. переехал в С.-Петербург, где стал сотрудником и редактором отдела "Внутренние новости" одной из крупнейших газет "Новое время", издаваемой А.С. Сувориным. Под псевдонимом "Ренников" регулярно печатал в газете фельетоны, рассказы и очерки. Быстро стал популярным фельетонистом. С 1912 г. стали выходить одна за другой его книги: сатирические романы "Сеятели вечного", "Тихая заводь" и "Разденься, человек", очерки "Самостийные украинцы", "Золото Рейна" и "В стране чудес: правда о прибалтийских немцах", сборник рассказов "Спириты, или другие юмористические рассказы".
Ренников стал известен всей читающей России. Но по достоинству оценен он не был. Причину этого некоторые его современники видели в его работе в суворинской газете "Новое время", отличавшейся крайне правыми взглядами: его любила широкая публика, но ненавидела либеральная пресса и обходила критика.
Захват власти большевиками Ренников воспринял как катастрофу и уехал на юг. В годы Гражданской войны вместе с группой сотрудников газеты "Новое время" работал в Ростове-на-Дону редактором газеты "Заря России", которая поддерживала Добровольческую армию.
В марте 1920 г., после поражений ВСЮР, он выехал из Новороссийска через Варну в Белград, ярко описав свое превращение в эмигранта в воспоминаниях "Первые годы в эмиграции". В Белграде он помогал М.А. Суворину, сыну А.С. Суворина, в организации и издании газеты "Новое время", которая выходила в 1921 - 1926 гг. Задачу газеты, как и смысл своей работы, он видел в поддержке среди эмигрантов уверенности в том, что "недолго продлится трагическое лихолетье и скоро пробьет желанный час возвращения".
Этим идеалам Ренников оставался верен на протяжении всей своей жизни, воплощая их в творчестве. В 1922 г. вышла пьеса о жизни русских эмигрантов в Белграде "Тамо далеко". В 1925 г. в Софии были изданы пьеса "Галлиполи" о добровольцах и комедия "Беженцы всех стран". Итоговым стал сборник "Комедии", вышедший в Париже в 1931 г.
Пьесы Ренникова пользовались успехом и ставились на сценах русских театров в Сербии, Болгарии, Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Китае. Пьеса "Борис и Глеб" увидела свет в 1934 г. в Харбине. В Белграде вышли его романы "Души живые", "Диктатор мира" (1925 г.), "За тридевять земель" (1926 г.). "Диктатор мира", где утопия соседствует с фантастикой, имеет подзаголовок: "Роман будущего"; действие его происходит в 1950 г. сначала в "Германской социалистической республике" (как и все развитые страны, она строит "новое общество", описанное сатирически), а затем в России. В романе звучит тоска по оставленной родине.
После неудачных попыток перенести издание газеты "Новое время" в Париж Ренников в 1926 г. переехал сам во французскую столицу, где стал постоянным сотрудником газеты "Возрождение". В "Возрождении" он регулярно выступал в рубрике "Маленький фельетон", печатал рассказы, статьи и очерки о жизни русских эмигрантов, отрывки из новых произведений.
В 1929 г. в Париже вышел сборник рассказов Ренникова о русских беженцах "Незваные варяги". С мягким юмором он показал, какую силу самосохранения и приспособляемость обнаружили русские люди на чужбине. В 1937 г. вышел детективный роман "Зеленые дьяволы".
Во время Второй мировой войны он жил на юге Франции. Писал меньше, но регулярно посылал статьи в редакцию.
И после войны он продолжал сотрудничать в "Возрождении", на страницах которого периодически появлялись его воспоминания, фельетоны и статьи. Печатался он также в газетах "Россия" и "Русская мысль".
Помимо псевдонима "Ренников" он использовал также и другой псевдоним - "Антар". Под ним он печатался в сборнике "Живым и гордым", в журналах "Возрождение", "Для вас", газетах "Вечернее время", "Галлиполи", "Заря" и других. В 1952 г. вышел его роман "Кавказская рапсодия".
Основная идея творчества Ренникова в эмигрантский период состояла в том, что нужно быть выше всех сиюминутных передряг и не изменять своим традициям, всегда оставаясь душой и сердцем в России. Его произведения отличают тонкий юмор и задушевность диалогов их персонажей. Ему вообще не свойственно было бичевать людские слабости; скорее, как отмечали его близкие, он был подобен "искусному врачу-хирургу", который "острием своего пера в легкой и веселой фразе, с добродушием лучшего друга" тактично "корил" эмигрантов за все их недостатки. Даже в описании советской жизни он избегал резких фраз, его едкая насмешливость оставалась выдержанной и спокойной, чем достигалось нужное воздействие на читателя. В его фельетонах отображена вся пережитая им бурная эпоха, со всей палитрой человеческих переживаний в их радостях, горестях, надеждах и мечтаниях.
В последние годы особенно сильно проявилась характерная черта таланта Ренникова - умение находить темы в самой обыденной жизни ("Психологические этюды" и статья "Могучий язык", пронизанная болью за судьбу русского языка в эмиграции).
23 ноября 1957 г. Ренников умер после изнурительной болезни в Пастеровском госпитале в Ницце и был похоронен на кладбище Кокад.
Несмотря на то, что Ренников был довольно известным литератором эмиграции и после него осталось большое литературное наследие (по одним только его фельетонам можно восстановить повседневную жизнь и настроения эмиграции в разные времена и в разных странах), о нем мало что написано, в основном - отзывы и рецензии его коллег-журналистов.
Г. Струве в кратком библиографическом словаре "Русская литература в изгнании" так отозвался о творчестве Ренникова: "Им написано несколько романов и пьес, по большей части из быта эмиграции, причем использованы парадоксы и экзотика этого быта. Литературный калибр Ренникова невысок, но его романы и пьесы, как и фельетоны, не лишены юмора и пользовались успехом у широкого читателя".
Сочинения:
Ренников А. Гимназические воспоминания//Возрождение (Париж). 1955. ? 47. Ренников А. Могучий язык//Возрождение (Париж). 1955. ? 38. Ренников А.Первые годы в эмиграции//Возрождение (Париж). 1957. ? 62-64. Ренников А.Психологические этюды//Возрождение (Париж). 1955. ? 41,43-46.
Комментарии пользователей
|
|
|