Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
Капуро МаринаКапуро Марина
ВОДОВОЗОВА Елизавета Николаевна
Терешкова Валентина ВладимировнаТерешкова Валентина Владимировна
АК-47АК-47
МИЛЯВСКАЯ ЛолитаМИЛЯВСКАЯ Лолита
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

АБУ-Л-ХАСАН

(Художник)

Комментарии для АБУ-Л-ХАСАН
Биография АБУ-Л-ХАСАН
Абу-л-Хасан (1589-1630). Жизненная и творческая судьба мастера Абу-л-Хасана связана с мусульманской династией Бабуридов, называемых в Европе Великими Моголами, правивших Индией в течение 300 лет. Создание потомками легендарного Тимура сильного централизованного государства оказало благотворное влияние на развитие культуры, а веротерпимость правителей облегчила проникновение в страну самых разных философских и художественных влияний со всего Востока и из Европы. Со второй половины XVI века гравюры и картины итальянских, испанских, голландских и немецких мастеров получили широкое распространение при могольском дворе, и местные мастера охотно копировали их. Одну из гравюр - изображение Иоанна Крестителя работы Дюрера около 1600 года искусно воспроизвел в миниатюре совсем юный Абу-л-Хасан.

В конце XVI века простая и тонкая техника живописи на бумаге становится особенно популярной и вытесняет другие виды искусства. Красочные миниатюры, наклеенные на картон, собирались в большие альбомы "муракка" и пополняли собрания ученых и придворных библиотек. Правитель Акбар (1556-1605) собрал богатейшую коллекцию альбомов и книг и даже сам пробовал рисовать, понимая живопись как средство активного познания и наслаждения. По приказанию Акбара с санскрита на персидский язык были переведены классические древнеиндийские произведения "Рамаяна" и "Махабхарата". Иллюстрации к последней выполнялись как раз в 1589 году - в год рождения Абу-л-Хасана.

Космополитизм и уважение любых национальных традиций, порожденные широтою мышления могольских правителей, при Акбаре приводят даже к попытке создания новой "синтетической" философской религии "дин-и-силахи" (божественная вера), объединяющей индийские учения с мусульманскими. В ней, не без влияния европейского Возрождения, большое значение придавалось познанию, разуму. "Божественная вера" не получила широкого распространения в народе, но была популярна среди интеллигенции и художников.

В мастерских при дворе Акбара работало 145 миниатюристов различных национальностей из Ирана, Индии и Средней Азии, между которыми в полном согласии с новым вероучением, царил дух взаимопонимания и творческого сотрудничества. Среди них не последнее место занимал отец Абу-л-Хасана - Ака-Риза Джахангири, еще в молодости приглашенный к могольскому двору из Герата. Вместе с другими заезжими персами Ака-Риза привнес иранское влияние в индийскую миниатюру, но сын его, родившийся в Индии, не ограничился этим. Развитие таланта Абу-л-Хасана было таким стремительным, что уже к17-18 годам он считался вполне зрелым мастером и, по мнению современников, превзошел отца. Он ищет в миниатюре синтеза на основе слияния традиций местных школ с лучшими сефевидскими (иракскими) и среднеазиатскими традициями.

Преемник Акбара Джахангир (1605-1627) в превосходной степени унаследовал вольномыслие отца и его пристрастие искусству, а в лице Абу-л-Хасана обрел неповторимого художественного хрониста. До нас дошло немного подлинных произведений Абу-л-Хасана, но эти немногие свидетельства не заурядной одаренности отличает уверенное изящество рисунка, богатство и тонкая гармоничность палитры. Он с легкостью разрешал часто труднейшие пространственные задачи, смело оживляя традиционную "ковровую" композицию отдельными приемами европейской светотени и перспективы. Сюжеты его картин весьма разнообразны - от исторических легенд до бытовых сценок, но чаще всего это эпизоды придворной жизни и портреты. С приходом Абу-л-Хасана в полулегендарном биографическом жанре "наме" возобладала живая документальность деталей и фактов-, ничуть не мешавшая поэтичности изображений. Часто один искусно исполненный лист Абу-л-Хасана вмещает в себе больше примет материальной и духовной жизни эпохи, чем пространные их описания в многостраничных реестрах.

Таков в особенности самый прославленный из его шедевров - "Коронация Джахангира", представляющая подлинную энциклопедию тогдашней жизни - как бы социальный разрез через все многослойное общество от сановников до нищих. Столь же четко дана "иерархия" предметов - от мелочей быта до окружающей церемонию архитектуры. А в архитектурном декоре - наглядная демонстрация объединения всех тех разнообразных влияний, из которых выросло своеобразие новой могольской школы миниатюры и Абу-л-Хасна как ее крупнейшего представителя. На портале индийского дворца изображения европейских реющих ангелов соседствуют с китайскими драконами и чисто иранскими эпизодами из жизни воспетого восточными поэтами Меджнуна.

Не случайны в сцене "Коронации" изображения иностранных гостей, в особенности одного из тех, кто прилежно приобщал агринских владык к европейскому искусству - флорентийского монаха Франческо Кореи. Впрочем, просвещенные художники и мыслители бабуридского "Возрождения" поддерживали европейские связи не только через католические миссии - в Дели и Агре весьма ценились гравюры Герога Ненца и других немецких протестантов. В своем удиви тельном портале, символически как бы связующем Европу Азию, равно как во всей атмосфере торжества, объединяющего все сословия и расы, художник воплотил свой идеал Доброго правления - одной из надежд итальянского Возрождения, уже не одно столетие увлекавшей его европейских коллег.

Джахангир сообщает в своих мемуарах, что за изображение "Коронации" Абу-л-Хасан был награжден титулом "Надир-аз-Заман" (Чудо времен) и с тех пор (1606 г.) подписывался этим именем. Насколько велика была слава мастера, свидетельствуют многократные подделки его подписи другими художниками с целью повысить цену своих работ. От положения полуремесленника-полуслуги Абу-л-Хасан поднялся до дипломатической миссии - при Джахангире художники включались в состав делегаций, направляемых к иностранным дворам с ответственным заданием - портретировать чужеземных владык.

Даже затверженный ритуал дворцовых приемов - дарбаров предоставил Абу-л-Хасану возможность поиска в еще мало освоенной области портрета - в сценах, включающих иногда до нескольких десятков исторических лиц. Обновление жанра в 1610-1615 годах вносит в портреты новое разнообразие - безличное изображение в три четверти сменяется более выразительным профильным, условные позы - естественным индивидуальным движением. С беспристрастием истинно ренессансным Абу-л-Хасан и его одаренные собратья стараются следовать правде характеров независимо от общественного положения изображенных. Оттого, вероятно, желавший быть справедливым во всем, его государь дарил портреты руки Надир-аз-Замана придворным в знак своего высшего благоволения.

Но, вопреки ожиданиям многих, последние годы правления мечтавшего о всеобщем мире Джахангира были омрачены усобицами и анархией. Сменивший его на престоле Шахи Джахан не напрасно изображен "рожденным при дворе преданным Надир-аз-Заманом" на фоне битвы - лавры великого воителя прельщали его больше славы Доброго правителя.

Абу-л-Хасан умер два года спустя по воцарении Шахи Джа-хана, а после него другие художники, отвечая запросам нового царствования, все больше заменяют правду и выразительность в миниатюрах декоративной красивостью и парадностью - вплоть до воцарения нового шаха Аурангзеба. Этот мусульманский фанатик, ревностно искореняя любые побеги свободомыслия своих предшественников, вообще закрывает школу искусств - знаменитые придворные мастерские, взрастившие поэзию и правду созданий Абу-л-Хасана.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
Хасан II
Хасан II
Хасан II
Хасан II
БАРОЕВ Хасан
БАРОЕВ Хасан

Новости по темеАБУ-Л-ХАСАН:
АБУ-Л-ХАСАН, фото, биография
АБУ-Л-ХАСАН, фото, биография АБУ-Л-ХАСАН Художник, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература

Письмо кумиру!
GUF (Гуф)
Комментариев: 865
АМИРОВ Саид Джапарович
Комментариев: 807
МЕЛЬНИКОВА Даша
Комментариев: 679
СЫЧЕВ Дмитрий
Комментариев: 514
Влад Топалов
Комментариев: 398
ДАФФ Хилари(Hilary Duff)
Комментариев: 385

 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь