Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
ВИН (Wien), Вильгельм
Матросов АлександрМатросов Александр
АБРАМОВИЧ Роман АркадьевичАБРАМОВИЧ Роман Аркадьевич
СУРИКОВ Василий Иванович
Савицкая Светлана ЕвгеньевнаСавицкая Светлана Евгеньевна
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ПОРДЕНОНЕ Джованни Антонио

(Художник)

Комментарии для ПОРДЕНОНЕ Джованни Антонио
Биография ПОРДЕНОНЕ Джованни Антонио
Джованни Антонио Порденоне (1483/84-1539). Художественное развитие Италии в эпоху-Высокого Возрождения стремительно, драматично и многообразно. Сразу же после того, как в первой четверти XVI века достигается высший рубеж развития ренессансного искусства (в творчестве Рафаэля, Микеланджело и других художников), на арену выступает многочисленное и беспокойное новое поколение. Оно мыслит в искусстве уже не так или не совсем так, как классики Возрождения на его наиболее гармоничной стадии. Заявляют о себе в средней Италии такие экспериментаторы, искатели нового выразительного языка, как Россо, Понтормо, Пармиджанино. В северной Италии, обладающей своей традицией и пролагающей свои пути в искусстве живописи, сказать новое слово в этом искусстве довелось таким мастерам, как
Корреджо, Лоренцо Лотто и Джованни Антонио Порденоне.

Эти трое не составляют единую школу или группу. Они работают в разных художественных центрах и многими особенностями своего искусства отличаются друг от друга. Но имеют, однако, и нечто общее. В той или иной степени они отдают дань свободной живописности, увлекаются передачей световоздушной среды и свободного пространства, насыщенного воздухом. Все они более или менее подчеркивают драматические контрасты света и тени и вообще стремятся к повышенной экспрессивности.

Нечто подобное наблюдается, впрочем, и у Микеланджело, и даже у Рафаэля на определенной ступени его эволюции. Однако североитальянские художники зачастую идут гораздо дальше, нежели римско-флорентийские, в разработке живописно-колористических, фактурных, светотеневых эффектов особого, взволнованного звучания.

Справедливость требует отметить, что такой живописец, как Порденоне, несколько уступает в природной одаренности ведущим художникам итальянского Севера. Но в эпоху великих гениев даже замечательным мастерам приходится отступать на задний план. Трудно соперничать с Джорджоне и Тицианом, с Корреджо. Но свои собственные - причем выдающиеся - достоинства есть и у Порденоне. Он, пожалуй, проще и мужественнее, резче и суровее, чем прочие живописцы Венеции и Венецианской области. Притом он переживает те же трудные искания, что и большинство его современников, соратников и соперников по искусству.

Джованни Антонио Порденоне - уроженец провинциального городка Фриули, расположенного на северо-востоке от Венеции. Провинциальное происхождение и художественное воспитание, полученное вдали от "столиц" живописи, оставили отпечаток на творчестве мастера. Он всегда был несколько более прямолинейным и простодушным, чем его более утонченные сотоварищи, и, вполне естественно, без насилия над собой тяготел к своеобразной грубоватой экспрессивности. Это отчасти ограничивало его творческие возможности, но и придавало его произведениям своего рода привлекательность.

Уже в первые годы нового, шестнадцатого столетия начинают активно работать в Венеции Джорджоне и Тициан. Посещающий этот город молодой живописец из близлежащего Фриули, естественно, сразу же замечает новых мастеров, как и все прочие, кто имеет какое-то отношение к живописи. Порденоне старается освоить мягкие, певучие ритмы композиций Джорджоне, чувственную полноту колорита Тициана. Но тут и обнаружилось, что новичок-провинциал довольно самостоятелен и строптив. Он органически не мог писать ни в духе Джорджоне, с его созерцательностью и таинственностью, ни в духе Тициана, с его торжественностью и жизнелюбием. Резкость, страстность, острота и прямота выражения неискоренимы в искусстве Порденоне, и вся его творческая биография становится как бы ареной борьбы классической гармонии Ренессанса с громкими, яростными проявлениями какой-то неутоленной страсти.

Алтарные 'картины и фрески, исполненные для храмов в нескольких небольших городах Италии (Тревизо, Альвиано и др.), демонстрируют эти особенности живописи Порденоне. Посещение Рима (до 1520 г.) и знакомство с шедеврами Ра-фаэля в Ватикане не переубедили упрямого мастера из Фриули. Он подчеркнуто и намеренно деформирует пропорции фигур, прибегает к выразительным нарушениям масштабных соотношений и вносит в свои композиции вихревое движение. Его герои выражают свои настроения и помыслы с таким неистовством, которого не допускают ни Рафаэль, ни Тициан.

Стиль Порденоне не мог особенно привлекать столичных заказчиков и казался странным, необузданным, "диким", нарушающим чувство меры. Пришлось покинуть папскую столицу и снова отправиться по небольшим городам и городкам, где можно было получить работу. В 1520-1521 годах выполнены фрески Порденоне в соборе Кремоны - может быть, самые главные и лучшие среди всех сохранившихся монументальных работ мастера.

Фрески посвящены самым драматичным событиям Евангелия - Страстям Христовым. "Осмеяние Христа", "Путь на Голгофу" и другие сцены этого цикла увенчиваются большим "Распятием". Оно заполнено до отказа взволнованными, возбужденными людьми. Отчаянно жестикулируют и переругиваются солдаты, потрясены горем близкие казнимого, страх и любопытство обуревают зрителей, а жертва испускает дух на кресте в последних содроганиях. Величавая сдержанность классического Ренессанса почти забыта в каком-то всеобщем исступлении. Не случайно эта трагическая фреска в Кремоне фигурирует среди прообразов "Герники" Пикассо - этого нового Апокалипсиса XX века.

Близкое к описанному впечатление производят и другие фрески кремонского собора. В "Оплакивании" поражает резкий, почти колющий глаз ракурс мертвого тела Христа, с разорванными гвоздями ладонями рук и ступнями ног, безжалостно выставленными на зрителя. Сходными качествами отличается и живопись Порденоне в соборах городов Спилимберго и Кортемаджоре, где художник работал в 1520-е годы.

С 1527 года Порденоне постоянно живет в Венеции. Во время работы для венецианских церквей ему приходится во многом считаться со вкусами заказчиков и зрителей, то есть по крайней мере не слишком озадачивать и пугать их своими необычными произведениями. И если напор энергии и страсти в них не ослабел, то во всяком случае вошел в более "цивилизованное" русло. Порденоне даже соревнуется одно время с самим Тицианом за успех среди венецианцев. Правда, ценители масляной живописи без колебаний предпочитали Тициана, однако в области фресковых росписей Порденоне, с его смелостью, экспрессивностью и богатым опытом работы, имел определенные преимущества. К сожалению, очень многие из венецианских фресок Порде ноне погибли или серьезно пострадали, так что трудно даже составить сегодня определенное представление о них. Здесь нельзя не заметить по ходу дела, что сам Тициан ценил эти создания своего конкурента. Но случилось так, что поздний, "венецианский" стиль Порденоне (несколько более спокойный, мягкий и живописный, чем это было прежде) представлен образцами, находящимися за пределами Венеции, поскольку и в эти годы мастер подчас ездил на материк, на "твердую землю", как принято говорить в Венеции. Так были исполнены фрески в церкви Мадонны ди Кампанья в Пьяченце, где мастер побывал в первой половине 1530-х годов. Взволнованность и порыв, не без труда удерживаемые в границах классической композиционной формулы, налицо в алтарной картине "Благовещение", созданной в 1537 году для церкви Санта-Мария дельи Анджели в Мурано.

Судьба произведений художника оказалась трудной и драматичной. Многое не сохранилось, многое труднодоступно и малоизвестно, и потому мало кто из больших художников, живших после Порденоне, догадывался о значении его искусства. Сегодня можно с уверенностью сказать, что именно с него начинается линия "неистовой" живописи в Венеции, которая позднее будет увековечена открытиями Тинторетто, а позднее внесет свой вклад в рождение нового живописного стиля в Италии и других странах - стиля барокко.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
ДЖОВАННИ Рибизи (Giovanni Ribisi)
ДЖОВАННИ Рибизи (Giovanni Ribisi)
ПИЗАНО Джованни (Pisano Giovanni)
ЧИПРИАНИ Джованни Баттиста (Cipriani Giovanni Battista)

Новости по темеПОРДЕНОНЕ Джованни Антонио:
ПОРДЕНОНЕ Джованни Антонио, фото, биография
ПОРДЕНОНЕ Джованни Антонио, фото, биография ПОРДЕНОНЕ Джованни Антонио Художник, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь