Гюнтер Германович Рейндорф (1889-1974). Мир графики
Гюнтера Рейндорфа привлекает своей цельностью и оригинальностью.
Художник поэтического склада,
Рейндорф мыслит художественными обобщениями. Оставаясь верным натуре, удивляя виртуозной отделкой мельчайших деталей, он стремится в своих
работах к символической образности. Поэтика его графики - в органическом сплаве, казалось бы, противоположных начал - аналитическая штудия натуры способствует выявлению декоративной красоты изображения, иллюзорная "натуральность" предметного мира усиливает тяготение к гротеску и фантазии, обстоятельност" повествования сочетается с лаконичностью намека. Камерная тональность может ощущаться в эпических по масштабу пейзажах южной Эстонии середины 50-х годов, тогда как камерные мотивы могут быть буквально пронизаны
драматизмом и тревогой - примером служит одна из лучших
работ военного времени "Порыв ветра" (1943).
Последовательное развитие этих принципов можно наблюдать на протяжении всей, почти семидесятилетней творческой деятельности мастера, хотя теперь
судить о раннем периоде (до 1944 года) трудно, поскольку пожар в годы
войны уничтожил мастерскую
Рейндорфа, в которой погибли практически все
работы, архив и библиотека
художника.
Гюнтер Рейндорф родился в Петербурге. Получил художественное образование в Училище Штиглица,
педагогическую практику которого отличала прикладная направленность. Здесь формируются творческие установки
художника, определяется интерес к пейзажу, который в его творчестве впоследствии занял центральное место. В качестве стипендиата Училища в 1913-1914 годах
Рейндорф совершенствуется в Париже и Испании,
работа в "Экспедиции заготовления
государственных бумаг" в Петрограде и в
Москве в Гознаке оттачивает техническое мастерство графика.
С 1920 года
Рейндорф - в Эстонии. Он преподает в Таллинском художественно-промышленном училище,
работает консультантом
Государственной типографии, увлекается техническим экспериментированием, принимает участие в оформлении празднеств, но пейзажная графика в его творчестве остается доминирующей. В эти годы
Рейндорфом выполнены большие серии, посвященные острову Пакри (1921), южной Эстонии (1922), старому Таллину (1923-1924), северному побережью и южной Эстонии (1925), островам Суурсари и Тютарсаар (1926). С жанром пейзажа связаны интересы
художника и в 30-е годы - он много
работает на побережье Эстонии и в окрестностях Таллина.
Эмоциональный диапазон
работ этого времени достаточно широк, но мастера больше привлекают сюжеты трагического плана. Ощущение
драматизма бытия проявляется в излюбленных мотивах
художника - узловатых соснах, выстоявших или поверженных, рыбообразных корпусах лодок, готовых противостоять натиску моря, диковинных пнях. В пластической форме открывается зрителю смысл материального мира, утверждается торжество жизненной энергии вечно обновляющейся природы.
Годы фашистской оккупации
Рейндорф проводит в рыбацкой деревушке Хаапсе, посвятив себя станковой графике. Графическая экспрессия гравюр "Вечер на острове Вормси" (1943), "Вечерний пейзаж" (1944) порождает чувство тревоги и подавленности, передает душевное состояние мастера.
В послевоенное время в творчестве
Рейндорфа рубежным этапом становится серия об Армении, выполненная в 1946 году. Создавая обобщенный образ природы Армении, мастер ищет верные соотношения части и целого. Перспектива открывает лик древней земли. Складки земной коры узнаются в контрастах светлого и темного, в тщательно проработанных или едва намеченных деталях проступают кристаллические объемы храмов, обозначаются долины - такой предстает Армения в
работах "Горы близ деревни Бжни", "Развалины часовни", "Долина реки Сап".
Опыт поездки в Закавказье осмыслен в графической серии 1947 года. В листах этого цикла, "сочиненных" по натурным эскизам, ощутимо тяготение к обобщению и символике. Отдельные мотивы слагаются в "мифологические" пейзажи побережья, являя символические образы природы Севера. Пафосом природной мощи и силы проникнут рисунок "На побережье". Декоративная красота, богатство композиционных приемов - низкий горизонт, приближенная точка зрения - усиливают эмоциональную насыщенность серии.
На рубеже 40-50-х годов
художник много сил отдает книжной иллюстрации ("Мертвые души" Н.Гоголя, "Следы на песке" И.Семпера, "Рассказы о Даугаве" Ю.Ванага), которой начал заниматься в 1941 году. Наиболее значительны иллюстрации к "Сказкам" А.Пушкина (1949) и "Старинным эстонским народным сказаниям" Фр.Крейцвальда (1945-1951). Озорство и лукавство "Сказок" не вполне отвечали наглядной манере мастера, несравненно оригинальнее его рисунки к "Сказаниям" Крейцвальда. Пространства, населенные фантастическими существами, гротеск пропорций и разномасштабных сочетаний и в то же время максимальная достоверность формы поражают сказочной атмосферой.
В 1950-1958 годах
Рейндорф преподает в
Государственном художественном институте Эстонской ССР. Зрелость стиля
художника с особой силой раскрывается в
работах второй половины 50-60-х годов. По мотивам Рыуге (южная Эстония, 1955-1956) и острова Сааремаа (1958-1959) им выполнены серии, составляющие пейзажную поэму Эстонии. Хранимые в памяти впечатления синтезируются
художником в обобщенные
картины родной земли - "Стелется ночь", "Жаркие дни августа", "Вечер над озером", - конкретные и символические одновременно.
Рейндорф стремится к полной досказанности, однако повествовательность изображения и завершенность каждого элемента не разрушают цельность композиции. Осязательность форм достигается изощренным владением карандашной техникой. Светлое, безмятежное чувство, окрашивающее панорамы "Вечер над озером" и "Жаркие дни августа", сменяется романтической патетикой "Финляндии Сибелиуса" (1962) - название, как нельзя точно характеризующее замысел автора. Эпическая панорама изобразительно воплощает взволнованный строй
музыки. Динамика освещения - акценты темных и светлых плоскостей, намечающие пространственные планы, - является камертоном настроения, организует композицию.
В 1956, 1969, 1970, 1974 годах с успехом проходят выставки
Рейндорфа в Таллине, Тарту и
Москве. В 1969 году он удостоен высокого звания народного
художника СССР.
Мудростью жизни проникнута одна из последних
работ мастера "Морские просторы. Воспоминание об острове Муху" (1974). С высокого берега, нисходящего кристаллическими уступами, открывается вид на границу суши и моря. Узкая полоска неба смыкается с зеркалом вод, в которых четко отражаются белые клубящиеся облака; маленький хутор прилепился к серпу косы, лодки вытянуты на берег. Время остановило свое течение, запечатлев рукою
художника образ Бытия. А.САМОИЛОВ