ВАНСЛОВ Виктор Владимирович(Действительный член и член Президиума Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель искусств РФ)
Комментарии для ВАНСЛОВ Виктор Владимирович
Биография ВАНСЛОВ Виктор Владимирович
Родился 16 мая 1923 года в городе Вятке, в семье педагогов. Отец - Ванслов Владимир Владимирович, кандидат филологических наук, доцент. Мать - Ванслова (Фесечко) Мария Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент.
С 1933 по 1939 год В.В. Ванслов жил с родителями в городе Калинине (ныне Тверь), учился в общеобразовательной и музыкальной школах, посещал детскую студию изобразительного искусства. В то время он равно увлекался рисованием и игрой на рояле, но сначала победила музыка. В 1939 году юноша переехал в Москву и поступил на теоретико-композиторское отделение музыкального училища при Московской консерватории, которое окончил в течение полутора лет и в конце 1940 года был принят на историко-теоретический факультет Московской консерватории.
В 1941 году, в связи с началом войны, В.В. Ванслов был признан негодным к военной службе по зрению и вместе с родителями уехал в эвакуацию в Барнаул, где поступил на литературный факультет Барнаульского педагогического института, который окончил в 1944 году. После этого он вернулся на историко-теоретический факультет Московской консерватории, который окончил с отличием в 1948 году. В 1946-1947 годах В.В. Ванслов учился в аспирантуре Института философии Академии наук СССР в секторе эстетики.
Таким образом, уже в годы учебы определились разносторонность и широта образования В.В. Ванслова. Это могло бы привести к некоторой неопределенности и разбросанности, чего, однако, не случилось не только потому, что всюду он учился на отлично и стремился усваивать предметы глубоко, но и потому, что сумел найти для литературы, музыки, изобразительного искусства некое объединяющее их начало. Им стала эстетика, которой В.В. Ванслов увлекался и изучал ее особенно серьезно и которая на первых этапах стала основой его творческой работы.
Трудовая деятельность В.В. Ванслова началась в 1947 году. В 1947-1948 годах он преподавал теоретические дисциплины в музыкальном училище при Московской консерватории. В 1948-1950 годах был старшим редактором книжной редакции издательства "Музгиз", в 1950-1958 годах - младшим, а затем старшим научным сотрудником сектора эстетики Института философии АН СССР. В 1955-1957 годах по совместительству преподавал эстетику в Московской консерватории.
Начав трудиться в области музыки и эстетики, В.В. Ванслов не порывал и с изобразительным искусством. Вольнослушателем изучал некоторые курсы на искусствоведческом отделении Московского университета (у Ю.Д. Колпинского, А.А. Федорова-Давыдова, Г.А. Недошивина), посещал выставки и мастерские художников, имел обширные связи в художественной среде. Поэтому в своих книгах по эстетике "Содержание и форма в искусстве" (М.: Искусство, 1966) и "Проблема прекрасного" (М.: Политиздат, 1957) он в равной мере опирался на литературу, музыку и изобразительное искусство, а читая лекции по эстетике в коллективе Большого театра СССР, приобщился к его репертуару и с 1956 года стал писать рецензии на оперные и балетные спектакли.
В 1958 году В.В. Ванслов ушел из Института философии и до 1963 года работал лектором по эстетике, критиком в области музыкального театра и театрально-декорационного искусства во Всероссийском театральном обществе. Он объездил почти все музыкальные театры страны, где читал лекции, проводил обсуждения спектаклей, писал рецензии, участвовал в теоретических конференциях.
В этот период В.В. Ванслов особенно тщательно изучал балет. Он не только посещал и рецензировал балетные спектакли, но и присутствовал на репетициях, наблюдал занятия в балетных училищах, изучил всю имеющуюся литературу о хореографическом искусстве.
Результатом деятельности В.В. Ванслова во Всероссийском театральном обществе стали обобщившие эту деятельность книги "Опера и ее сценическое воплощение" (М.: ВТО, 1963), "Изобразительное искусство и музыкальный театр" (М.: Советский художник, 1963), "Художник Вадим Рындин" (М.: Советский художник, 1965), "Художник Симон Вирсаладзе" (М.: Советский художник, 1969), "Балеты Григоровича и проблемы хореографии" (М.: Искусство, 1968, 2-е изд. 1971) и др.
С 1963 года по настоящее время В.В. Ванслов трудится в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Здесь в 1963-1973 годах он был заведующим отделом теории, в 1973-1988 годах - заместителем директора по науке, а с 1988 года по сей день является директором этого института.
За последние годы по инициативе и при деятельном участии В.В. Ванслова в институте поднята роль научных направлений по видам искусств, созданы новые исследовательские отделы: древнерусского искусства, отечественного искусства ХХ века, дизайна, а также редакционно-издательский отдел. К работе в институт был приглашен ряд талантливых ученых, и сегодня здесь трудятся 20 докторов и 35 кандидатов наук, шесть ведущих ученых избраны в Российскую академию художеств.
Ведя административную работу, В.В. Ванслов главное внимание уделяет работе научно-творческой. Он участвовал во многих коллективных трудах института, систематически выступал со статьями в прессе и выпустил ряд книг по эстетике, изобразительному искусству, балету. Важнейшие из них: "Эстетика романтизма" (М.: Искусство, 1966), "Всестороннее развитие личности и виды искусства" (М.: Советский художник, 1963, 2-е изд. 1966), "О станковом искусстве и его судьбах" (М.: Изобразительное искусство, 1972), "Прогресс в искусстве" (М.: Искусство, 1973), "Изобразительное искусство и проблемы эстетики" (Л.: Художник РСФСР, 1975), "Изобразительное искусство и музыка" (Л.: Художник РСФСР, 1977, 2-е изд. 1984), "Эстетика. Искусство. Искусствознание" (М.: Изобразительное искусство, 1983), "Что такое искусство" (М.: Изобразительное искусство, 1988), "Статьи о балете. Музыкально-хореографические проблемы балета" (Л.: Музыка, 1980) и др.
Виктор Владимирович Ванслов - один из той плеяды искусствоведов ХХ столетия, которые своими трудами внесли выдающийся вклад в отечественную науку об искусстве. За пять десятилетий верного служения искусству и искусствоведческой науке им написано и издано 20 фундаментальных исследований, подготовлено свыше 700 статей по вопросам эстетики, изобразительного искусства, театрально-декорационного искусства, хореографии, оперного театра, музыки в различных энциклопедиях, справочно-библиографических изданиях, сборниках научных работ, альбомах, каталогах, специализированных журналах, газетах, на телевидении, радио и иных средствах массовой информации.
В.В. Ванслов - один из авторов и редакторов таких фундаментальных изданий, как пятитомная антология "Памятники мировой эстетической мысли" (М.: Искусство, 1967-1970), книги "Пути развития русского искусства конца XIX - начала XX века" (М.: Искусство, 1972), "Модернизм. Анализ и критика основных направлений" (М.: Искусство, 1-е изд. - 1969, 2-е изд. - 1973, 3-е изд. - 1980, 4-е изд. - 1987), "Художники-передвижники" (М.: Изобразительное искусство, 1975) и др. Много творческих сил вложил ученый в издание панорамного исследования - 2-х томного альбома "Императорская Академия художеств".
Значителен вклад В.В. Ванслова в создание различного рода словарей и энциклопедий. Он автор ряда статей в "Кратком словаре по эстетике" (М.: Просвещение, 1983) и словаре "Эстетика" (М.: Политиздат, 1989), энциклопедических словарях "Юный художник" (М.: Педагогика, 1983), "Юный музыкант" (М.: Педагогика, 1985), "Юный зритель" (М.: Педагогика, 1989), в энциклопедиях "Москва" (М.: Советская энциклопедия, 1980), "Балет" (М.: Советская энциклопедия, 1981), "Русский балет" (М.: Согласие, 1997), в интернациональной энциклопедии "Танец" (Нью-Йорк, 1988), а также в "Кратком словаре терминов изобразительного искусства" (М.: Советский художник, 1965) и в терминологических словарях "Пластические искусства" (М.: Пассим, 1-е изд. - 1994, 2-е изд. - 1995) и "Аполлон" (М.: Эллис лак, 1997).
В последние годы В.В. Ванслов увлекся проблемами использования в художественном творчестве и искусствоведческой науке новых информационных и мультимедийных технологий. Им написан ряд работ методического и методологического плана, в институте усилиями его сотрудников создается информационно-поисковая система "Российская академия художеств" со времени ее создания в XVIII веке и до наших дней.
В 1950 году В.В. Ванслов защитил кандидатскую диссертацию на тему "Музыка как отражение действительности" в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, в 1964 году - докторскую диссертацию на тему "Синтез искусств в оперном спектакле" в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского. С 1973 года он является профессором.
В.В. Ванслов состоит членом сразу трех творческих союзов: Союза композиторов - с 1951 года, Союза театральных деятелей (бывшее ВТО) - с 1961 года и Союза художников - с 1965 года. Он член ряда Ученых советов и Художественных советов в Академии художеств и в других учреждениях. Он участвовал в создании журнала "Балет" в 1981 году и с тех пор является членом редколлегии этого журнала.
В 1973 году В.В. Ванслов избран членом-корреспондентом Академии художеств, в 1988 году - действительным членом, в 1998 году - членом ее Президиума. С 1984 года В.В. Ванслов - Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Он награжден орденами Дружбы и "За заслуги перед Отечеством" IV степени, а также медалями.
Живет и работает в Москве.
Комментарии пользователей
|
|
|