СТЕРЛИНГ Джеймс(Архитектор)
Комментарии для СТЕРЛИНГ Джеймс
Биография СТЕРЛИНГ Джеймс
Джеймс Стерлинг родился в 1926 году. В тридцать лет он обратил на себя внимание, спроектировав совместно с Джеймсом Гованом жилой комплекс Хэм Коммон Флетс, архитектура которого несла на себе явную печать позднего стиля Ле Корбюзье.
А еще через три года Стерлинг в содружестве с тем же Гованом начал работу над проектом комплекса инженерного факультета Лейчестерского университета. Завершенная в 1964 году постройка в Лейчестере произвела фурор и стала поистине своего рода "парадигмой творчества" для целого творческого поколения.
Ломкая хрупкость стекла, контрастно оттеняющая кирпичные поверхности, и угрожающие тяжеловесные, нависающие и как бы наползающие друг на друга объемы, налет некой заостренной технизированности форм, особенно стеклянно-металлических, и как завершающий штрих - стационарный подъемный кран на крыше со свисающим металлическим тросом, - все это буквально поражало воображение и воспринималось как демонстративное, но несомненное возрождение на новом уровне характерных черт и мотивов архитектуры 1920-х годов. Именно Лейчестер открыл архитектурному миру Джеймса Стерлинга.
Затем последовала обрамленная опять же уступчатыми плоскостями "стеклянная симфония" исторической библиотеки Кэмбриджского университета (1964-1967) с почти столь же мощной артикуляцией форм. В 1966-1971 годах появился Флори-билдинг Королевского колледжа в Оксфорде - произведение, более классическое по своей спокойной общей композиции и разработке форм, но, безусловно, выдержанное в той же экспрессивной стилистике. К этой же серии работ артикулированной пластичности могут быть причислены корпуса дормитория университета Сент-Эндрю в Шотландии (1964-1968) и ряд других проектов и построек с нарастающим обыгрыванием черт технизированности, сложной пространственной игры тщательно отделанных объемов и форм.
Этот ряд логически завершается Центром обучения фирмы "Оливетти" в Хэслмире (1969-1972) - первым законченным произведением хай-тека с его сверкающими плоскостями и поверхностями расчлененного металлом стекла, блестящей пластмассовой обшивкой, мягко огибающей вертикальные и горизонтальные углы и этим самым упраздняющей одну из наиболее традиционных в архитектуре оппозиций "стена-крыша".
Но были другие проекты Стерлинга. К примеру, жилой комплекс Рэнкорн (1967-1986) с его "концептуальным примитивизмом" форм, связанным с нынешним европейским "неорационализмом". Совместно с Л. Крие он создал удивительный проект Гражданского центра Дерби (1970), где "более чем вдвое увеличенная в высоту берлингтонская аркада охватывает римский амфитеатр, создавая градостроительный символ не менее драматичный, чем созданный Джоном Вудом в Бате". Следует отметить также восходящую к Леду утопию проекта комплекса "Симменс-АГ" в Мюнхене (1969) и проект Художественного центра университета Сент-Эндрю в Шотландии (1971).
В начале 1970-х годов архитектура Центра обучения "Оливетти" как бы пресеклась с поздним модернизмом, естественно перерастающим в хай-тек, и к этому же времени в Дерби-центре предельно четко обозначилась давно вызревавшая и крепнувшая линия историзма, породившая к концу 1970-х годов такие выдающиеся "исторические" замыслы, как комплекс "Байер-АГ" в Мангейме (1978) и Исследовательский центр в Западном Берлине (1979). В грандиозном ансамбле для Мангейма строжайшая симметрия монументальной композиции главного фронта и огромной дуги парка с радиально расходящимися исследовательскими и лабораторными комплексами как бы стягивается воедино, композиционно "удерживается" громадной, подковообразной в форме плана сверхмонументальной башней нарочито лапидарной, скупой архитектуры.
В берлинском же Исследовательском центре мастер собирает сложную фрагментированную композицию из объемных прообразов-архетипов: крестообразного в плане собора, греческой стой, кампаниллы, амфитеатра, фортеции, дворца. В это же время полным ходом шло строительство новой Государственной художественной галереи в Штутгарте, - пожалуй, самого значительного и выдающегося произведения, знаменующего новейший этап творчества мастера. В первые шесть месяцев после открытия число посетителей достигло девятьсот тысяч человек, и новая галерея в Штутгарте перекочевала с 52-го на 3-е по популярности место в ФРГ. Право строить художественную галерею в центре Штутгарта тоже было выиграно на конкурсе в 1977 году. Завершен комплекс был в 1984 году.
По мнению Дженкса, каждый возраст находит в штутгартском комплексе "свое". Особняком стоят работы Стерлинга в США. Признание за океаном отнюдь не способствует популярности на родине - таково уж следствие давно устоявшейся традиции культурной конфронтации Англии и США.
Корпус химического отделения Колумбийского университета (Нью-Йорк) поражает тяжеловесностью неоклассического решения уличного фасада и подавляюще грубым хай-теком поставленного под углом дворового корпуса. Явным реверансом в сторону американского постмодернизма, в частности концепции "декорированного сарая" Вентури, выглядит Фогг-музей Гарвардского университета (Кембридж, Массачусетс). Лишь Центр исполнительских искусств в Корнелльском университете (штат Нью-Йорк) вызывает единодушное одобрение своими легко летящими формами "навеса" входной лоджии и "кампаниллы", высящейся сзади по оси, оттеняемыми нарочитой массивностью стоящего слева двухъярусного центрического объема.
Стерлинг скончался в 1992 году. Но замыслы мастера не устаревают. Более того, не устаревают и его объекты - даже построенные десять, двадцать или тридцать лет назад. Причину этого точно определил Фостер: гуманизм архитектуры Стерлинга. И своим творчеством, и в своих высказываниях мастер неустанно утверждал гуманистические основы зодчества.
Комментарии пользователей
|
|
|