БЕЛЯЕВ Владимир Павлович(Писатель, публицист)
Комментарии для БЕЛЯЕВ Владимир Павлович
Биография БЕЛЯЕВ Владимир Павлович
БЕЛЯЕВ, ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ (1909-1990), русский писатель, публицист. Писал на русском и украинском языках. Родился 4 (17) апреля, по др. данным 8 (21) марта 1909 в Каменец-Подольском (Украина), в семье убежденных коммунистов; после школы окончил Каменец-Подольское фабрично-заводское училище при заводе 'Мотор'; в год смерти Ленина (1924) стал комсомольцем. В 1926 - литейщик на Первомайском машиностроительном заводе им. П.Шмидта в Бердянске, после службы в армии (1929-1930) переехал в Ленинград, работал на заводе 'Большевик'; в 1931 вступил в партию. Первая публикация Беляева - заметка в подольской 'Рабоче-крестьянской газете' о 'буржуазных нравах' его учителей ('Учителя образца 1902 года... очень любят, когда их называют 'пане учитель', и хмурятся, когда ученики, обращаясь к ним, употребляют слово 'товарищ'...). С середины 1920-х годов Беляев активно публиковался в газетах, в Ленинграде завел литературные знакомства (Н.Тихонов, М.Зощенко, В.Саянов, Ю.Герман). Один из первых его рассказов, "Ровесники", был отмечен премией на Всесоюзном конкурсе рабочих авторов. Особое участие в судьбе Беляева принял С.Маршак, подсказавший начинающему писателю идею воспоминаний о детстве с ключевым символом-метафорой 'старой крепости'. Первым обращением к сюжету, легшему в основу будущей трилогии, стал рассказ "В старой крепости" (1935), затем появилась повесть "Подростки" (1936), в расширенном виде опубликованная отдельным изданием в 1937 под названием "Старая крепость" (2-е перераб. изд. - 1939). С 1938 Беляев - член Союза писателей СССР.
В 1939-1940 Беляев опубликовал сборники рассказов "Украинские ночи, Голос Тараса" (на основе одноименного рассказа, включенного в оба сборника, в 1941 Беляев создал киноповесть с тем же названием), "Соседи" и др., где в числе прочих разрабатывается постоянная для писателя тема жизни украинских мальчишек периода Гражданской войны и в качестве действующих лиц выступают герои Старой крепости - Василь Манджура и Петька Маремуха. В 1940 в журнале 'Звезда' публикуется продолжение "Старой крепости", 2-я часть будущей трилогии - повесть "Дом на Житомирской" (отд. изд. 1941, под названием "Дом с привидениями"; в 1951 вышла под названием "На берегах Днестра").
С началом войны, оказавшись в осажденном Ленинграде, Беляев вступил в народное ополчение; весной 1941 умирающего от голода писателя переправили по 'Дороге жизни' в Мурманск, где он работал корреспондентом Совинформбюро (сборники антифашистской публицистики 1941-1943 "Варвары с моноклями" (Немцы в Польше), "Ленинградские ночи", сб. повестей и рассказов "Залив в тумане", 1943, и др.).
В августе 1944 Беляева как корреспондента Всесоюзного радио направили в район Западной Украины, включив в 'Чрезвычайную комиссию по расследованию зверств гитлеровских и украинских националистов, поддерживаемых греко-католической церковью'. Содержательной основой повестей и рассказов и особенно публицистики Беляева послевоенных лет (под различными псевдонимами) становится документ, идейным же наполнением - острый обличительный пафос, направленный прежде всего против униатской церкви и 'украинских националистов' (характерное название одного из публицистических сборников - Формула яда). В годы, когда еще было мало известно о героях Брестской крепости, Беляев написал о подвиге пограничников документальную повесть "Граница в огне" (1948).
В русле обозначенных тем лежат и повести Беляева "Застава над Бугом" (1949) и "В старинном доме" (1981). Одно из заметных произведений писателя - повесть "Кто тебя предал?" - о дочери священника, мечтавшей стать ученой, но погибшей в юности по вине духовных пастырей (в т.ч. униатского митрополита). По мотивам повести в 1960 режиссер В.И.Ивченко поставил фильм "Иванна".
В 1950 году вышел роман Беляева "Город у моря" (отд. изд. 1951), заключительная часть трилогии, получившей свое общее наименование по названию первого романа - "Старая крепость" (Государственная премия, 1952). По мотивам трилогии Беляев в соавторстве с М.Блейманом написал сценарий, в 1955 режиссер В.Наумов поставил фильм "Тревожная молодость".
По признанию самого автора, трилогия была скорее 'дневником воспоминаний' - столь очевиден автобиографизм в этом бесхитростном и динамичном рассказе о приграничном украинском городе, гимназии, затем о трудовой школе, курсантском общежитии, о борьбе с петлюровцами и немецкими интервентами и участии в ней мальчишек, уже размежевавшихся по социальному статусу и политическим пристрастиям, с 'хорошими' сторонниками новой власти и 'плохой' нэпманшей, нарумяненной старухой, чей 'танцевальный салон' не только очаг растления молодежи, но и явочная квартира антисоветчиков. Трилогия "Старая крепость", включенная Детгизом в серию 'Золотая библиотека', более 30 раз переиздавалась в нашей стране и за рубежом, на ее основе был сделан ряд инсценировок и создан многосерийный телефильм.
Наставительно-пропагандистский пафос, свойственный Беляеву, с особой отчетливостью проявился в его многочисленных публицистических выступлениях, среди которых выделяется книга, посвященная украинскому писателю и публицисту Я.Галану "Я обвиняю!" (1978; совместно с А.Елкиным Беляев также автор биографической книги Ярослав Галан, 1971).
Типичный представитель комсомолии 1920-х годов, Беляев до конца дней сохранил юношеский максимализм и наивно-романтическую веру в неизменную победу добра над злом. Ни разу не изменивший своим первоначальным идеалам, не трансформировавшийся духовно, не переживший тяжелых сомнений, Беляев в определенном смысле остался в душе тем украинским хлопцем, каким застал его в родном городе 1918-й год.
Умер Беляев в Москве 11 февраля 1990.
Комментарии пользователей
|
|
|