ВЕТЕМАА Энн(Эстонский поэт, прозаик, драматург)
Комментарии для ВЕТЕМАА Энн
Биография ВЕТЕМАА Энн
ВЕТЕМАА, ЭНН (Vetemaa, Enn) (р. 1936), эстонский поэт, прозаик, драматург. Родился 20 июня 1936 в Таллинне в семье архитектора. Осознанно сочинять стал к концу средней школы, писал музыку и стихи. Последовав совету отца, предложившему сначала обзавестись надежной профессией, поступил в Таллинский политехнический институт, который закончил в 1959, получив специальность 'инженер-химик'. На выбор этого поприща в немалой степени повлияло, что дед Ветемаа еще в 19 в. начал заниматься фотографией и не бросал ее до самых последних дней. Таинственное освещение в дедовской лаборатории привлекало мальчика, так же, как и сама личность деда, увлекавшегося техникой и смастерившего первый в Эстонии радиоприемник всего через два года после открытия Попова.
Не отработав положенных трех лет по специальности, Ветемаа поступил в Таллинскую консерваторию, которую закончил в 1965, однако не связал свою судьбу и с музыкой. 'Я довольно быстро почувствовал далекий, но вполне реальный предел моих возможностей, - признается он в интервью. - Я почувствовал, что не дотягиваю до моих сокурсников - ныне знаменитых Пярта и Ряэтса. Хотя учился практически на одни пятерки. И вернулся к стихам, сонетам:'.
Первая публикация Ветемаа относится к 1958. Затем выходят сборники стихов "Переломный возраст" (1962) и "Игра в снежки" (1966). Ветемаа становится одной из заметных фигур в генерации молодых эстонских поэтов, среди которых - такие одаренные литераторы, как П.-Э.Руммо и А.Сийг. Но рационалистический склад ума, а также склонность к иронии заставляют Ватемаа предпочесть поэзии прозу. Он вновь с необыкновенной легкостью (одно из свойств его натуры) меняет поприще и весь отдается новому занятию.
Идея романа "Монумент" (нап. - 1964, опубл. - 1965) родилась незадолго до окончания консерватории, когда молодой композитор понял, что музыка не станет главным делом его жизни. И все же роман поначалу сочинялся 'для себя', без каких-либо мыслей о публикации. Если романные коллизии были не слишком новы, то, несомненно, нов был герой, откровенно демонстрирующий цинизм своей натуры (жанр 'роман-монолог' как нельзя лучше способствовал такому самораскрытию героя).
У Свена Вооре, героя романа, масса достоинств. Он моложав, энергичен, к тому же дипломированный скульптор, кандидат архитектуры, член партии, он холост и при этом у него есть новая квартира. Единственный серьезный минус - отсутствие какого бы то ни было таланта. В искусстве он посредственность, однако мечтает о полном преуспеянии. С таким арсеналом он и вступает в игру. Роман напоминает точно разыгранную блиц-партию в шахматы. Герой посредством нескольких удачных комбинаций умудряется обыграть куда более одаренного, но ничего не смыслящего в подобных играх скульптора, которому сначала был заказан монумент жертвам фашизма (Свен Вооре должен сделать только барельефы для боковых сторон). В итоге одаренный человек отстранен от работы, изгнан из Союза художников, создание монумента поручено другому скульптору - бездарному ретрограду, а на долю Свена Вооре остаются все те же барельефы. Казалось бы, он ничего не выиграл, совершив подлость и разрушив чужую жизнь. На самом деле, он спасал себя самого: созданный талантливым соавтором проект ни в каких дополнительных украшениях не нуждался.
Судьба первого 'маленького романа' (таково авторское обозначение жанра) оказалась довольно причудливой, но счастливой. Роман был запрещен к публикации, однако писатель, случайно столкнувшийся в пивной с цензором, наложившим запрет, прокутил с ним несколько дней, и чиновник, высоко оценивший произведение и переживавший из-за того, что вынужден запретить книгу, вдруг изменил вердикт. Монумент вышел в свет и вскоре был отмечен всесоюзной литературной премией за лучший роман.
Режиссер Валерий Фокин поставил по книге снискавший шумный успех спектакль в московском театре 'Современник' (1978). Константин Райкин сыграл главную роль (она стала одной из его лучших театральных работ).
За "Монументом" последовало еще несколько 'маленьких романов', которые в критике по характеру действия в них именовались также 'драматическими'. Это "Усталость" (1967), "Реквием для губной гармоники" (нап. - 1967, опубл. - 1968), "Яйца по-китайски" (нап. - 1967-1969, опубл. - 1972).
Литературовед И.Золотусский, анализируя образы главных героев в книгах Ветемаа, отмечает: 'Эта отрицательная энергия саморазоблачения дает положительный эстетический результат: на наших глазах создается характер, подобия которому трудно сыскать в современной прозе. Это тип человека неверующего, сладострастно укоренившегося в своем неверии и вместе с тем взывающего к вере. Взывающего с озлобленностью, со всем запасом иронии человека XX века и с простодушием новорожденного. Какое бы имя он ни носил в романах Ветемаа, он - одно лицо'.
Следующие прозаические сочинения Ватемаа - "Воспоминания Калевипоэга" (1971), забавно стилизованные вариации на темы эстонского эпоса, "Серебристая лента" (1977), Полевой определитель эстонских русалок (1980) - откровенно игровая проза, по которой в Чехии прошла театрализованная научная конференция (среди докладов были выступления на тему Музыка русалок, Этика русалок, Русалочья паразитология и т. д.). Следует упомянуть также романы "Лист Мебиуса", "Снежный ком", "Сребропряхи".
Известен Ветемаа и в качестве драматурга, его пьесы, среди которых "Ужин на пятерых" (нап. - 1972, опубл. - 1974), "Святая Сусанна" (1974), "Розарий" (пост. - 1976) и др., шли в различных театрах СССР. Для его творчества характерна одновременно и абсурдистсткая, и антиутопическая пьеса "Снова горе от ума" (нап. - 1974, опубл. - 1975). Ее герой - утративший какие бы то ни было понятия о нравственности ученый экспериментирует с живыми существами. Сам же он оказывается жертвой куда более прогрессивного научного метода - когда после утраты тел головы продолжают существовать, мыслить, накапливать информацию. Адепты нового способа 'продления жизни' утверждают, что открыли путь к бессмертию.
Работал Ветемаа и в качестве киносценариста.
Он не раз награждался Литературной премией Эстонской ССР им. Ю.Смуула (1973, 1975, 1976). Его произведения переводились на многие языки.
Несмотря на то, что дед его был в свое время раскулачен, Ватемаа в 1964 приняли в КПСС. Впоследствии он стал секретарем партийной организации эстонского отделения Союза писателей СССР. После наступивших политических перемен эта партийная организация первой в СССР 'заморозила' свою деятельность (партийные взносы не платились, собрания не проводились). Ватемаа не имеет к прошлому каких-либо претензий: 'Всякое время страшно только со стороны, а изнутри оно может быть вполне терпимым. Я-то жил и писал во время объективно сносное:'.
Хотя популярность книг Ветемаа после распада СССР уменьшилась пропорционально уменьшению читательской аудитории, он продолжает работать. Его сочинения вновь переводятся на русский язык. Роман "Пришелец" вышел в журнале 'Звезда'. Ждет перевода последний по времени роман "Моя сладкая жизнь", герой которого - вновь человека искусства (на его визитной карточке обозначено 'Марципановый скульптор и художник по марципану').
Ветемаа, по собственному признанию, учит португальский язык, которого в Эстонии не знает почти никто. Работает вместе с композитором Яаном Ряэтсом над книгой диалогов о советской власти, где они пытаются объективно взвесить все 'за' и 'против', сопоставить интересные социальные теории, лежащие в основе социалистических преобразований, и плачевные результаты, вызванные воплощением этих теорий в жизнь.
Комментарии пользователей
|
|
|