ГЁРРЕС Йоханн Йозеф фон(Немецкий католический публицист, историк, светский теологаправление деятельности)
Комментарии для ГЁРРЕС Йоханн Йозеф фон
Биография ГЁРРЕС Йоханн Йозеф фон
ГЁРРЕС, ЙОХАНН ЙОЗЕФ ФОН (Grres, Johann Joseph von) (1776-1848), немецкий католический публицист, историк, светский теолог. Родился в Кобленце 25 января 1776. В 1786-1793 учился в местной гимназии, затем самостоятельно изучал медицину, естествознание, историю. В 1794 Кобленц в составе рейнского левобережья был захвачен французами. В это время Геррес познакомился с идеями французского Просвещения, приветствовал присоединение родного края к Французской республике и разделял идеи Французской революции (был председателем клуба якобинцев в Кобленце). Вышел из Католической церкви и занялся политической публицистикой. Побывав в 1798-1799 в Париже, Геррес утратил интерес к Франции, разочаровался в революции. Прекратил публицистическую деятельность и с 1800 был учителем естествознания в средней школе Кобленца, а в 1806-1808 преподавал в должности приват-доцента в Гейдельбергском университете. Познакомился с немецкими литераторами, 'гейдельбергскими романтиками' А. фон Арнимом и К.Брентано (с последним издавал 'Газету для отшельников'), пробудившими в нем интерес к фольклору и мифологии. В 1808 возвратился в Кобленц, где в 1814-1816 издавал ежедневную газету 'Райнишер Меркур' (антинаполеоновской направленности), первую крупную политическую газету в Германии. Наполеон называл 'Райнишер Меркур' 'пятой великой державой'. В своих статьях, опубликованных после разгрома Наполеона, Геррес призывал державы-победительницы дать свободу европейским национальным государствам, выступал за создание единой Германии, за равноправие конфессий. Прусская цензура (Кобленц был столицей прусской Рейнской области) запретила газету из-за ее либеральной направленности, а после выхода в свет брошюры Герреса "Германия и революция" (Teutschland und Revolution, 1819) вынужден был переехать в Страсбург и затем в Швейцарию.
В изгнании Геррес примирился с Римско-католической церковью (1824), участвовал в издании строго церковного католического журнала 'Католик' ('Der Katholik'). Результатом занятий христианской мистикой стали его книги "Святой Франциск Ассизский - трубадур" (Der Heilige Franziskus von Assisi, ein Troubadour, 1826), "Эмануэль Сведенборг" (Emanuel Swedenborg, 1827) и главный его труд "Христианская мистика" (Die christliche Mystik, 4 тома, 1836-1842). В 1827 король Людвиг I Баварский пригласил его занять профессорскую кафедру всеобщей истории и истории литературы в Мюнхенском университете. В его доме собирался христианско-консервативный кружок, в который со временем вошли такие известные ученые и деятели культуры, как церковный историк Игнац фон Деллингер, епископ Вильгельм Эмануэль фон Кеттелер, теолог Адам Мелер, социальный философ Франц фон Баадер и 'отец подмастерьев' Адольф Кольпинг. Бывали здесь французский публицист и политик Шарль Форбс Монталамбер и философ Ф.Р.Ламенне. Рупором кружка Герреса стал журнал 'Эос' ('Eos'), а с 1838 - 'Историко-политический журнал для католической Германии' ('Historisch-politische Bltter fr das katholische Deutschland'). Эти издания постепенно превратились в важные литературные органы формирующегося политического движения немецких католиков, выступавших за свободу Германии и ориентированных на создание 'Великой Германии' (после революции 1848/1849 сторонники 'Великой Германии' настаивали на государственном объединении всех территорий с компактным проживанием немцев, т.е. включая Австрию и др.; сторонники 'Малой Германии' ограничивались требованием объединить чисто немецкие земли).
Важным этапом в жизни Герреса стала остро-полемическая книга "Афанасий" (Athanasius, 1838). Поводом к ее написанию послужил арест в 1837 кельнского архиепископа барона Дросте фон Вишеринга прусскими властями, недовольными позицией архиепископа в споре о конфессионально-смешанных браках. Книга привлекла внимание общественности к этому инциденту (общий ее тираж превысил 10 000 экземпляров). В ней Геррес призвал немецких католиков сплотиться в борьбе за религиозную свободу, за политическое и гражданское равноправие конфессий.
В книге "Паломничество в Трир" (Die Wallfahrt nach Trier, 1854) Геррес выступил против рационализма и за примирение разделенных христианских конфессий.
В 1876, к столетию со дня рождения Герреса, в Кобленце было основано 'Общество имени Герреса для развития и поощрения наук в католическом духе' ('Grres-Gesellschaft zur Pflege der Wissenschaften im katholischen Sinne', в настоящее время 'Grres-Gesellschaft zur Pflege der Wissenschaft'), которое объединило немецких католических ученых, отстаивавших в 'культуркампфе' идеи католицизма. В 1941 нацисты закрыли общество, восстановлено оно было в 1948 в Кельне. Общество, подразделяющееся на 18 секций, включает 4 научно-исследовательских института (в Ватикане, Иерусалиме, Мадриде и Лиссабоне), издает собрание сочинений Герреса, 'Исторический ежегодник', 'Философский ежегодник', 'Ежегодник по психологии, психотерапии и медицинской антропологии', энциклопедический словарь по вопросам истории, политики, религии, социальных наук - Штаатслексикон (Staatslexikon, 7-е издание 1985-1995), научные журналы, серии книг по истории и др.
Умер Геррес в Мюнхене 29 января 1848.
Комментарии пользователей
|
|
|