ГЛАДИЛИН Анатолий Тихонович(Писатель)
Комментарии для ГЛАДИЛИН Анатолий Тихонович
Биография ГЛАДИЛИН Анатолий Тихонович
ГЛАДИЛИН, АНАТОЛИЙ ТИХОНОВИЧ (р. 1935), русский писатель. Родился 21 августа 1935 в Москве. После окончания школы работал электромехаником, рабочим, несколько месяцев проучился в военном училище. В 1954-1958 учился в Литературном институте им. А.М.Горького. Был и.о. заведующего отделом искусства и культуры газеты 'Московский комсомолец', редактором киностудии им. М.Горького, много ездил по стране. Быструю и громкую известность принесла Гладилину уже первая повесть "Хроника времен" Виктора Подгурского, опубликованная в журнале 'Юность' (1956) - тогдашнем органе своеобразного оппозиционного романтизма, открывающем молодых талантливых аутсайдеров советского истеблишмента и возбудившем в отечественной литературе волну 'послеоттепельной' исповедальной прозы. Найденная Гладилиным тема смутного томления и беспокойства, непреодолимого внутреннего одиночества живого и искреннего человека в мире регламентированных ценностей была развита и в его последующих произведениях: в рассказе "Идущий впереди" (1958), повестях "'Бригантина' поднимает паруса. История одного неудачника", "Дым в глаза. Повесть о честолюбии" (обе 1959), "Первый день Нового года" (1963), более всего - в романе "История одной компании" (1965) с ее главным, явно автобиографическом героем - инфантильным мечтателем, а также в романе "Прогноз на завтра" (опубл. в 1972 за рубежом) и даже в повестях "Песни золотого прииска" (1960, очеркового характера) и "Вечная командировка" (1962), рожденных как результат стимулируемого в начале 1960-х годов официальной пропагандой поиска 'настоящих' мужчин на просторах Сибири и Дальнего Востока.
Тяготение к сухому и строгому, подчеркнуто протокольному изложению и введение в текст 'материала жизни' (дневников, писем, газетных и радиоматериалов, доказывающих или имитирующих подлинность и тем самым максимальную убедительность повествования) вывело Гладилина за пределы повторяющейся в его произведениях и потому приобретающей черты определенного схематизма коллизии противостояния нонконформиста и современного общества к подлинно документальному историческому повествованию - книгам, построенным по 'коллажному' принципу цитирования научных трудов, биографических и т.п. материалов, перемежаемых сюжетными 'мостами' и авторскими комментариями: "Евангелие от Робеспьера" (1970) и "Сны Шлиссельбургской крепости. Повесть об Ипполите Мышкине" (1974), также, по сути, восходящих к проблеме взаимоотношений человека и государства, праве первого на бунт - и плате за стремление осуществить это право и 'переформировать' бытие.
Открытое выступление против суда над А.Синявским и Ю.Даниэлем привело к постепенному вытеснению Гладилина из отечественного литературного процесса и побудило писателя эмигрировать в 1976 в Париж, где он был несколько лет обозревателем радио 'Свобода'. За границей опубликовал многочисленные рассказы и повести ("Концерт для трубы с оркестром", "Тигр переходит улицу", оба 1976; "Запорожец", 1977; "Репетиция в пятницу", 1978, сборники "Парижская ярмарка", 1980, "Каким я был тогда", 1986), а также романы "Большой беговой день" (1983), где некий Учитель, заядлый игрок на ипподроме и самодеятельный политический мыслитель, получает задание от КГБ играть на тотализаторах во Франции, чтобы добыть валюту для СССР, и в результате, проигравшись и растратившись, возвращается на родину ни с чем; "Французская Советская Социалистическая Республика" (1985) - антиутопию о неудачном опыте установления советской власти на родине Наполеона, кинематографической фрагментарностью и хронологической последовательностью описания также претендующую на иллюзию достоверности, корректируемую разве что самоиронией рассказчика, и "Меня убил скотина Пелл" (1989) - автобиографического характера, где главный герой, журналист радио 'Свобода', в итоге кончающий с собой, общается как с вымышленными, так и с реальными фигурами русской эмиграции (В.Аксеновым, В.Некрасовым, А.Галичем).
Комментарии пользователей
|
|
|