КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич(Русский поэт)
Комментарии для КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич
Биография КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич
КРУЧЕНЫХ, АЛЕКСЕЙ ЕЛИСЕЕВИЧ (1886-1968), русский поэт. Родился 9 (21) февраля 1886 в пос. Оливский Херсонской губ. в семье крестьянина. Отец вскоре переехал в Херсон и стал извозчиком. В 1902 Крученых окончил Херсонское городское трехкласное училище и уехал в Одессу, где поступил в художественное училище - одно из лучших средних художественных заведений того времени. Увлечение живописью впоследствии объяснял влиянием школьных учителей, которые знакомили учеников с новыми течениями в изобразительном искусстве. По окончании училища в 1906 вернулся в Херсон и стал учителем рисования в женском профессиональном училище. Уже через год Крученых оставил работу и уехал в Москву. На его решение оказало влияние знакомство с Д.Бурлюком, о котором Крученых впоследствии написал в воспоминаниях "Наш выход" (1932). В Москве стал сотрудничать как художник в юмористическом журнале 'Будильник' и др. изданиях, прославился серией шаржей и карикатур на писателей, художников и ученых под названием "Вся Москва в карикатурах".
В 1909 принял участие в художественной выставке в Петербурге. Тогда же состоялось его знакомство с будущими соратниками по художественному и литературному авангарду - Е.Гуро, В.Каменским, М.Матюшиным. В 1909, приехав на год в Херсон, Крученых дебютировал как прозаик, поэт, фельетонист, эссеист, художественный, литературный и театральный критик. В херсонской газете 'Родной край' публиковались его произведения, подписанные либо настоящей фамилией, либо псевдонимами А.Горелин и А.Г. Наиболее значительные из многочисленных публикаций 1909 - эссе "Два властных лика любви", рассказ "Кровавые люди" и стихотворение "Полуживой", написанное под влиянием Ф.Сологуба.
Вернувшись в 1910 в Москву, Крученых принял активное участие в деятельности возглавляемой Бурлюком группы 'Гилея' - прообразом будущего футуризма.
С 1912 началось его творческое сотрудничество с В.Хлебниковым, они совместно написали и издали поэму "Игра в аду" (1912), которую Крученых назвал в своих воспоминаниях 'иронической, сделанной под лубок издевкой над архаическим чертом'. По мнению Р.Якобсона, в этой поэме содержатся переклички с неосуществленной "Адской поэмой" А.С.Пушкина. "Игра в аду" и последовавшая за ней поэма Крученыха "Старинная любовь" (1913) были в основном негативно встречены критикой и оценены как 'безнадежное убожество при ухарской позе'.
В 1913 - важнейшем году в творческом становлении поэта - Крученых принял участие в сборнике "Пощечина общественному вкусу", изданному группой 'Гилея' тиражом 500 экз. Совместно с В.Маяковским написал манифест футуристов с центральным тезисом: 'Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности'. В этом же сборнике было опубликовано 'алогичное стихотворение' Крученыха "Старые щипцы заката заплаты...", построенное по изобретенному им принципу 'мирсконца'.
Работа в сфере алогичной поэзии в 1913 привела его к разработке принципов заумной поэзии ('зауми') - т.е. поэзии, написанной 'на собственном языке', выходящем за пределы логики, разума и состоящей из 'неведомых слов'. Языком 'зауми' были обрывки слов, окончания, графические и фонетические сочетания. Классическим примером 'зауми' стало стихотворение Крученыха "Дыр бул щыл". Кроме него, он написал стихи "Фрот фрон ыт" и "Та са мае", "Го оснег кайт" и др. Теория 'зауми' была сформулирована Крученыхом в совместном с Хлебниковым сборнике "Слово как таковое" (1913): 'Живописцы-будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне-речетворцы - разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык). Этим достигается наибольшая выразительность. И этим именно отличается язык стремительной современности, уничтожившей прежний застывший язык'. Читателей эпатировало утверждение Крученыха о том, что в его стихотворении "Дыр бул щыл" 'больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина'.
Крученых выпускал поэтические заумные сборники один за другим: "Взорваль" (1913),"ТЭ-ЛИ-ЛЭ" (1914, совместно с Хлебниковым) и др. В футуристическом, авангардистском духе написаны и его литературоведческие исследования "Выпыт любви Тургенева" (1913), "Черт и речетворцы" (1913), "Стихи Маяковского. Выпыт" (1914) и др. Была поставлена также его 'алогическая опера' "Победа над солнцем" (1913) на музыку Матюшина.
Внутренний кризис и Первая мировая война привели к распаду в 1915 группы 'Гилея'. Спасаясь от мобилизации, Крученых уехал на Кавказ и работал учителем рисования в женской гимназии г.Баталпашинска. Однако духовно и художественно он по-прежнему был связан с Москвой и Петербургом, наезжая туда во время летнего отпуска. В 1916 вышли его поэтические сборники "Война" и "Вселенская война Ъ." В предисловии к последнему он назвал главной задачей зауми 'освобождение твори от ненужных удобств (через беспредметность)'.
Живя в 1916-1919 в Тифлисе, Крученых вместе с другими футуристами - братьями К. и И.Зданевичами, Н.Чернявским, В.Гудиашвили и др. - принимал участие в деятельности художественно-поэтической группы 'Синдикат футуристов'. Ее программной книгой стал сборник "Учитесь худоги" (1917), в который вошли стихи Крученыха, была выпущена также его книга "Нособойка" (1917). Из 'Синдиката футуристов' в 1918 выделилась группа '41 градус', в которую вошли Крученых, поэт и режиссер И.Терентьев и др. Для пропаганды 'зауми' Крученых много работал как критик, а также читал лекции в рамках программы 'Футур-всеучбище'.
В 1919 Крученых переехал из Тифлиса в Баку, где работал в Бакинском отделении РОСТА, сотрудничал в газетах, выпускал поэтические и теоретические сборники. В 1921 вернулся в Москву. Маяковский способствовал возвращению Крученыха в круг московских поэтов, организовал его вечер в Политехническом музее. В 1921-1923 Крученых продолжал разрабатывать теорию 'зауми' в применении к различным видам искусства. Этому посвящены его сборники "Фонетика театра", "Сдвигология русского стиха" и др.
В 1923 поэт вошел в возглавляемую Маяковским постфутуристскую группу 'Леф' ('Левый фронт'), активно выступал против 'упадочной' поэзии С.Есенина, посвятив критике двенадцать книг (все в 1925), писал агитпьесы. В 1928 подготовил сборник "15 лет русского футуризма. 1912-1927 гг. Материалы и комментарии".
В 1928 была издана последняя книга Крученыха Приемы ленинской речи, после чего его произведения существовали только в машинописи. Так были 'изданы' его поэмы "Ирониада" и "Рубиниада" (обе 1930), книги "Ночные каракули" (1932), "Арабески из Гоголя" (1944), "Книга адских сонетов" (1947) и многие другие. Смерть Маяковского лишила его последнего защитника. Крученых собирал книги, продавал свои машинописные сборники и написанные им портреты писателей в архивы и музеи. Во время Великой Отечественной войны остался в Москве, продолжал писать стихи, сотрудничал в 'Окнах ТАСС'. Рекомендация в Союз писателей, данная И.Эренбургом, буквально спасла Крученыха от голодной смерти.
Истинные ценители литературы отдавали дань уважения творчеству Крученыха еще при его жизни. Г.Айги подготовил в 1950-е годы подборку его стихов, однако публикация не состоялась. В 1966 в Центральном доме литератора был организован юбилейный вечер Крученыха, ставший значительным событием в культурной жизни Москвы. Быт Крученыха был очень тяжел, жил он в нищете.
Умер Крученых в Москве 17 июня 1968.
Комментарии пользователей
|
|
|