Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
СТРУГАЧЕВ СеменСТРУГАЧЕВ Семен
Муренин Николай ВладимировичМуренин Николай Владимирович
БУКОВСКИ ЧАРЛЬЗ
ГАРДЕН Артур
Фернандо Колунга ОливаресФернандо Колунга Оливарес
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ШАРОВ Петр Федорович

(Режиссер)

Комментарии для ШАРОВ Петр Федорович
Биография ШАРОВ Петр Федорович
Петр Федорович Шаров (12.05.1886 года - 18.04.1969 года)

В Указателе имен двухтомника "Вл. Немирович-Данченко. "Избранные письма", опубликованном в "Искусстве" еще в 1979 году, о Шарове сказано: Шаров Петр Федорович (1886-1969) - артист, в труппе МХТ с 1917 по 1919, после 1919 года жил за границей". Вот и все. А в Голландии Шарова называли "нидерландский Станиславский". С его приездом в Амстердам возникла новая театральная ситуация, которую старый голландский театр не знал, да и, по-видимому, не считал возможной.

Понятие правды в искусстве, усвоенное Шаровым в Художественном театре, стало единственным критерием его режиссуры и важнейшим императивом человеческого духа. Режиссерское искусство Шарова сводилось к тому, чтобы обосновывать и мотивировать любое действие актера на сцене. Для театров Амстердама и Роттердама это было внове.

Шаров был привязан к театру страстно, ничего другого в его жизни не было. Он уехал из России в составе "Качаловской группы". Играл Прохожего в "Вишневом саде", Смердякова в "Братьях Карамазовых", Бубнова в "На дне".

В.Шверубович, сын Качалова, в своих воспоминаниях "О старом Художественном театре" пишет: "Совершенно неожиданно один из самых плохих актеров труппы Шаров оказался хорошим Смердяковым".

В "Качаловской группе" Шаров был и помощником режиссера. Очень скоро выяснилось, что помощник он никакой. Он вечно волновался и волновал всех, все путал и дезорганизовывал и, главное, со всеми ссорился, всех обижал и сам обижался, ядовито вспоминал В.Шверубович.

Но в труппе его любили. В архиве Шарова в Международном институте театра в Амстердаме сохранилась фотография Качалова, подаренная Шарову с трогательной надписью: "Горацио! Ты лучший из людей, с какими мне случалось сдружиться. Дорогому Петруше Шарову с нежнейшей дружеской любовью. В.Качалов. Париж. 1922".

Когда в Праге в сентябре 1921 года играли "Гамлета", Шаров был Горацио, его партнеры: Тарасова - Офелия, Берсенев - Лаэрт, Книппер-Чехова - Гертруда. Ольга Леонардовна постоянно переписывалась с ним. В мае 1922 года "Качаловская группа" вернулась в Москву, Петр Шаров остался за границей.

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова писала ему: "Дорогой Шаров Петруша - ничего, что я вас так зову?.. Хоть и не пишу, но вспоминать - вспоминаю часто". Это уже писалось из Москвы.

Но и Шаров никогда не забывал своих партнеров и друзей из Художственного театра. С 1923 года по 1927-й он был артистом Пражской группы МХТ, играл Гаева в "Вишневом саде", Луку в "На дне", Серебрякова в "Дяде Ване", по-прежнему Смердякова - свою лучшую роль, а в 1927 году возглавил театр в Дюссельдорфе. Иностранные языки он знал превосходно, свободно владел немецким, итальянским, французским, выучил голландский.

В 1927 году он впервые ставит в Амстердаме "У врат царства" Гамсуна, декорации делал М.Добужинский. А спустя 20 лет возглавил Национальный театр Амстердама (Штадтшаубург). Первым его спектаклем был "Месяц в деревне" с известной в то время голландской актрисой Энк ван дер Моер.

Старый Художественный театр по-прежнему тревожил его воображение. В 20-е годы со мхатовцами еще можно было встречаться за границей. В июле 1929 года, находясь в Германии в Баденвейлере, О.Л.Книппер-Чехова писала артисту Художественного театра В.В.Лужскому: "Сидим под каштанами с Константином Сергеевичем и семейством, с Добужинским, Шаровым. Много вспоминаем, говорим".

В Амстердаме Петр Федорович ставил в основном русскую классику.

Почти ежегодно игрались пьесы Чехова, Горького, Гоголя, Островского. Огромный успех имели "Три сестры", поставленные им трижды в сезонах 1949, 1954 и 1965 годов. В 1967-м в Роттердаме Шаров выпустил "Дядю Ваню" в театре "Шаубург", спектакль шел более двух лет, что было невероятно для этой маленькой страны. Зрители по нескольку раз смотрели чеховскую драму.

В годы работы в Голландии Шаров ставил в Гааге "Горе от ума", оперу "Евгений Онегин", в Амстердаме - "Женитьбу" Гоголя, чеховского "Иванова", "Село Степанчиково" по Достоевскому и много раз "Вишневый сад" с голландской актрисой Идой Вассерман.

29 мая 1968 года состоялась последняя премьера Шарова: в частном театре "Де Нурдер ком-пани" он поставил вечер одноактных пьес Чехова: "Медведь", "Предложение" и "Юбилей". Его "Чайку" и "Дети солнца" вспоминают до сих пор. В 1952 году группа советских "мастеров искусств" приехала в Амстердам и давала концерт в помещении амстердамского Национального театра. Шаров боялся к ним подойти, он стоял в кулисах и горько плакал. Он долгие годы помнил, что он невозвращенец.

Когда впервые после войны в 1956 году МХАТ приехал в Лондон, Шаров выехал туда, чтобы посмотреть спектакли. В архиве прославленного нидерландского режиссера хранятся письма, которые он писал своим друзьям, За кулисы он не пришел. "У меня полились слезы, когда я услышал прекрасную русскую речь и увидел Аллочку Тарасову. Я ведь помню ее девочкой, играл с ней в "Гамлете", она была восхитительной Офелией", - писал он своему другу.

Россия всегда была с ним, и он приехал в Новосибирск в 1965 году повидать брата.

В Амстердаме Шаров создал свою школу, его ученики еще живы и помнят его, его мысли о том, что театр должен быть "идеальной семьей". Учеников он опекал и нежно любил. Семьи у него не было, человек он был одинокий, благороднейший и бескорыстный. Живя в Амстердаме, он каждое лето уезжал в свой любимый город, куда всегда стремился и где был его родной дом: в Рим. Иногда он ставил там спектакли. В "Грозе" у него играла знаменитая итальянская актриса Татьяна Павлова. Его "Зимняя сказка" Шекспира в театре "Черви" изумляла своей гармоничностью.

В Италии он и умер.

Голландская королева Юлиана распорядилась соорудить памятник на его могиле от имени Нидерландов. Так и стоит на кладбище в Риме скульптура работы Мари Андриссен, изображающая последнюю сцену из "Трех сестер" Чехова, его любимого автора. В память о человеке, вводившем в европейский мир заветы старого Художественного театра. На могильной плите высечена надпись: "Большое сердце артиста и режиссера Петра Федоровича Шарова перестало биться в Риме 18 апреля 1969 года. Он родился в г. Перми 12 мая 1886. Был награжден орденом Оранж Нассау голландской королевой Юлианой".


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
Громницкий Петр Федорович
ШАРОВ Сергей Александрович
КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович
КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович

Новости по темеШАРОВ Петр Федорович:
ШАРОВ Петр Федорович, фото, биография
ШАРОВ Петр Федорович, фото, биография ШАРОВ Петр Федорович Режиссер, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь