НАСИРИ ХОСРОВ Абу Муин(Исламский мыслитель, поэт, писатель, проповедник исмаилизма)
Комментарии для НАСИРИ ХОСРОВ Абу Муин
Биография НАСИРИ ХОСРОВ Абу Муин
НАСИРИ ХОСРОВ, АБУ МУИН (1004-1075), исламский мыслитель, поэт, писатель, проповедник исмаилизма. Родился в Кубадиане (совр. Таджикистан) в 1004, в семье мелкого землевладельца. Служил чиновником в Балхе и Мерве. Трехлетнее пребывание в Каире сделало Насири Хосрова сторонником Фатимидов - династии, образовавшей новый, противостоявший Сельджукам халифат с центром в Каире. Религией этого халифата стал исмаилизм. В 970 в Каире был основан 'ал-Азхар', ставший впоследствии главным мусульманским университетом, центром подготовки мусульманских ученых. Фатимидские исмаилиты достаточно терпимо относились к другим религиозным верованиям, что в совокупности с другими обстоятельствами создавало в стране стабильность. Насири Хосров стал ревностным адептом исмаилизма, принявшим на себя миссию распространения его идей на востоке мусульманского мира. В это время Хорасан подвергся нашествию сельджукских кочевников и испытал разорительное для народа правление Махмуда Газневи. Насири Хосров много путешествовал (Армения, нынешний Азербайджан, Малая Азия, Сирия, Палестина. Аравия). После своего возвращения в Хорасан в 1052 Насири Хосров был обвинен в ереси, фанатично настроенная толпа разгромила его жилище. Он вынужден был отказаться от профатимидской деятельности и в конце концов бежал, найдя убежище в одной из памирских крепостей. Умер Насири Хосров в Йомагане на Памире в 1075.
Насири Хосров известен не только как поэт, он прослыл знатоком математики, астрономии, медицины, геодезии, философии, музыки. Согласно учению исмаилитов, Бог является лишь исходной точкой, импульсом порождения, в результате чего возникает Мировой разум, который уже творит Мировую душу и вместе с ней создает мироздание. Бог повелел Разуму сотворение, но тогда уже 'по существу, по природе Разум есть творец, первое бытие и причина всех причин'. По сути дела, именно Разум, а не Бог творит природу и воплощенное в человеке орудие познания Бога через его творения. Разум, познание, знание, знающий, мыслящий человек, согласно исмаилитской догматике, - высочайшие ценности. В природе разум тождествен закону, порядку, по которому она существует. Божественная книга, божественное откровение - это вовсе не Коран, а именно природа. Коран - это только перевод, воплощение 'книги природы' как божественного слова в слове человеческом. Надо понять, учил Насири Хосров, знаки, которыми в природе записано божественное повеление, и тогда откроется сущность Бога как творца. Шариат, религиозный закон, также имеет земное происхождение, представляя собой законы, необходимые для жизнедеятельности общества. Рассуждая о мире как божественном творении, Насири Хосров подчеркивал единство Бога и мира и вечность последнего. Поскольку Бог вечен, вечна и его щедрость, продуктом которой является мир, но это значит, что вечен и сам мир. Мир и Бог неотделимы друг от друга, и это одно из проявлений 'тавхида' - единобожия. Это значит также, что к миру, к природе человек должен относиться как к величайшей ценности. Познавая мир, пользуясь его благами, он не должен разрушать в нем божественный порядок, а должен 'поддерживать жизнь природы', - таков один из тезисов трактата Насири Хосрова Лик веры. Развитием идеи возвеличивания 'природного' было прославление трудовой деятельности человека, его занятия ремеслами: 'Осанна ремеслу! Ремесленникам слава!', - писал поэт. Насири Хосров возносил и труд земледельца: 'Кормилец добрый он создания любого'. Такое отношение к 'материальной' стороне жизни, признание ценности телесного, человеческого тела противостояло учению некоторых теологов, в том числе и суфиев, о том, что тело ведет к деградации души, что оно темница души и основа пороков.
Комментарии пользователей
|
|
|