ПАНФЕРОВ Федор Иванович(Русский писатель)
Комментарии для ПАНФЕРОВ Федор Иванович
Биография ПАНФЕРОВ Федор Иванович
ПАНФЕРОВ, ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1896-1960), русский писатель. Родился 20 сентября (2 октября) 1896 в с.Павловка Саратовской губ. в семье крестьянина-бедняка, с 10 лет работал в родном селе подпаском, затем в городах Поволжья, куда гнал его голод, 'мальчиком' в купеческой лавке, подсобным рабочим. Недолго проучившись в Вольской учительской семинарии, после Октябрьской революции занимался советской и хозяйственной деятельностью, редактировал уездную газету, работал в уездном комитете РКП(б), в им же созданной сельхозкоммуне (1920). В 1923-1925 учился в Саратовском университете. В 1924-1931 редактировал 'Крестьянский журнал' (Москва), регулярно выступая со злободневной публицистикой.
Уже с 1920-х годов 'пролетарский писатель', 'развернувший с пролетарских позиций острую критику частнособственнических деревенских отношений', Панферов состоит в руководстве РАПП, с 1931 до конца жизни (с небольшими перерывами) - главный редактор 'рапповского' журнала 'Октябрь'.
Первый его рассказ "Перед расстрелом" (1918) опубликован в саратовском журнале 'Горнило'. Писал пьесы для крестьянских театров о социалистических преобразованиях на селе - "Дети земли" (1920), "Пахом" (1923), "Мужики" (1924), "Бунт земли", "Развал" (обе 1926); очерковые книги "Береговая быль", "От деревенских полей" (обе 1926), "На реке Цне", "В предутреннюю рань" (обе 1927).
Наиболее значительное произведение Панферова - роман "Бруски" (кн. 1-4, 1928-1937), разросшийся в эпопейное полотно из небольшого очерка "Огневцы", многократно переиздававшийся и получивший мощную поддержку всех сторонников скорейшей коллективизации села, преодоления инстинкта собственничества, 'власти земли', 'идиотизма деревенской жизни' и прочих составляющих векового бытия традиционного русского крестьянства. 'Боевым донесением из деревни, содрогающейся от внутренней борьбы', назвал роман Панферова А.В.Луначарский; 'энциклопедия' деревенской жизни - вторили критики. В этих оценках отмечалось, с одной стороны, знание автором жизни села, ощущение изменчивости его эмоционально-мировоззренческой 'ауры' (сцены отчаянного разгула мужичьей стихии и забоя скота в канун коллективизации; психологически убедительный образ 'середняка' Никиты Гурьянова, мечтавшего о земле, где нет коллективизации, и этим предвосхитивший существенный мотив поэмы А.Т.Твардовского "Страна Муравия"), а с другой - тенденциозная заданность 'полярной' расстановки образов (привлекательные бескорыстием, альтруизмом и убежденностью вожаки колхозного движения, 'новые' люди большевик Степан Огнев, кустодиевский богатырь, быстро перековавшиеся крепкий хозяин Кирилл Ждаркин и бывший 'подкулачник' бедняк Шленка - и их антагонисты, сатирически обрисованные скупцы-индивидуалисты, представители мира наживы, кулаки Егор Чухляев, Илья Плакущев, Маркел Быков).
Неоднозначными явились для литературной общественности 'сырой', долитературный, колоритно-'необлизанный' (А.С.Серафимович) и вычурно-корявый, манерно-натужный (М.Горький) язык романа (с новообразованиями типа 'базынить' и нутряными пейзажами наподобие: 'Земля томилась, как баба, вышедшая из горячей курной избы'), натуралистическая грубость многих сцен, перенасыщенность персонажами и калейдоскопичность повествования, акцент на 'докультурном', 'животном' начале в естественном человеке из народа.
Пророческим оказалось опасение Горького, активного участника острой полемики начала 1930-х годов вокруг "Брусков", выросшей в одну из самых значительных в истории советской литературы 'дискуссию о языке', относительно 'неспособности' или 'нежелания' учиться их самобытного автора. Роль литературного вождя, члена правления Союза писателей СССР с 1934, депутата Верховного Совета СССР с 1946 и руководителя одного из крупнейших советских литературно-публицистических журналов хотя и не исказила, судя по ряду воспоминаний, доброй и по-своему порядочной натуры Панферова, оказавшего поддержку многим литераторам и не запятнавшего себя доносительством даже в самые провокационные годы, но и не способствовала совершенствованию его художественного мастерства.
Поверхностная описательность, лозунговая риторика, ходульность образов, сюжетный мелодраматизм и фабульная неправдоподобность, частично проявившиеся уже в "Брусках", а также стилистические бесцветность, 'клишированность' и неряшливость стали характерными признаками большинства последующих произведений Панферова, неизменно конъюнктурно-злободневных и отвечавших каждому зигзагу 'генеральной линии'.
Автор трилогии о Великой Отечественной войне и послевоенном строительстве "Борьба за мир", 1945-1947; "В стране поверженных", 1948; Государственные премии СССР, 1948, 1949; Большое искусство, 1954); трилогии "Волга-матушка река", обращенной к проблемам сельского хозяйства ("Удар", 1953; "Раздумье", 1958; "Во имя молодого", 1960).
В творческом наследии писателя очерки из жизни тыла и фронта, военные повести "Своими глазами" (1941) и "Рука отяжелела" (1942), пьесы 30-й год (1935), "Жизнь" (1939), посвященные любимым героям Панферова - крестьянам-волжанам, и "Когда мы красивы" (1952), вызвавшая отрицательные оценки критики за эстетическое безвкусие, автобиографическая повесть "Родное прошлое" (1956), "Сказания о Поволжье" (1957), публицистические и литературно-критические статьи.
Умер Панферов в Москве 10 сентября 1960.
Комментарии пользователей
|
|
|