Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
ВИН (Wien), Вильгельм
Матросов АлександрМатросов Александр
АБРАМОВИЧ Роман АркадьевичАБРАМОВИЧ Роман Аркадьевич
СУРИКОВ Василий Иванович
Савицкая Светлана ЕвгеньевнаСавицкая Светлана Евгеньевна
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ПАНЧЕНКО Николай Васильевич

(Русский поэт)

Комментарии для ПАНЧЕНКО Николай Васильевич
Биография ПАНЧЕНКО Николай Васильевич
ПАНЧЕНКО, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1924), русский поэт. Родился 9 апреля 1924 в Калуге в семье преподавателя математики, потомственного военного. Атмосфера небольшого города, столь много давшего мировой культуре (достаточно вспомнить имена К.Циолковского, А.Чижевского, П.Филонова), несомненно, повлияла на личность будущего поэта, впоследствии даже в дарственных надписях на книгах стихов он иногда будет именовать себя 'Николай Калужский'. Сочинять Панченко начал в восьмилетнем возрасте, а первая публикация, увидевшая свет в калужской газете, относится к 1938. Публиковался он и во время войны в армейских газетах.

На фронте Панченко находился с 1942 по 1945, служил в пехоте, затем в частях, обслуживавших аэродромы, был дважды контужен. Военный опыт, отразившись в его творчестве, выкристаллизовал его личность. Война, нравственный долг перед родиной, неизбежное испытание человечности, устойчивость человеческого сознания, способного выдержать даже такой выбор, - одна из важнейших тем в творчестве поэта. Впрочем, какую бы тему он ни выбрал, о чем бы ни размышлял в стихах, на все падает тень от этой главной его темы.

Жизнь после победы, какой она предстает в книгах Панченко, это дар, за который расплачиваются и физической болью, и духовной. Так утверждалось еще в стихотворении "Баллада о расстрелянном сердце" (1944). Лирический герой говорит о врагах и о себе самом: 'На них кресты / и тень Христа, / на мне - ни бога, ни креста: / - Убей его! - / И убиваю, / хожу, подковками звеня. / Я знаю: сердцем убываю. / Нет вовсе сердца у меня'. И вскоре ему придется ходить по домам, выпрашивать, подобно тому, как выпрашивают подаяние нищие, сердце, ибо он 'в свой каждый выстрел: сердца вкладывал кусок'. Вряд ли может утешить чужая фраза: 'в скупом послевоенном мире / всем сердца выдано в обрез'.

Любовь, природа - вот что должно врачевать раненную на войне душу. Характерно, что темы эти также останутся важнейшими на протяжении всего творческого пути поэта, даже если и примут иную огласовку. Например, любовь обернется драмой разлуки, мучительным переживанием ухода любимого человека, тем более мучительным, что было полное слияние, совпадение двух людей, - 'не друзья нас разлучили, не враги, / просто мы как сапоги с одной ноги'. Мир лесов и болот оказывается страной, куда можно удалиться и от мира людей, жестокого и несправедливого: 'То - снег не снег - напиток свежий, / и лес не лес - забытый дом'. В дальнейшем мотивы вновь развиваются и варьируются.

Но деление творчества поэта на раннее и позднее если и не условно (он, разумеется, менялся со временем), то не совсем правомерно. В силу чисто внешних причин практически ни один из стихотворных сборников не отражал реальное положение вещей в поэтическом мире Панченко. Нечего было и думать о публикации множества стихотворений, сюжеты которых или афористические формулировки заведомо шокируют ('мы несем трофейный триппер / прямо в логово врагу'), насыщены острыми деталями, зачастую переходящими грань натурализма ('Вдоль поезда торчат сосули - / Литые бороды мочи'). Впервые стихи в авторской редакции увидели свет только в сборнике "Осенний шум" (1990). Речи не было и о каком-либо уходе в себя: поэт публиковался в журналах и газетах, по натуре он деятель, общественник, к тому же испытывавший понятную эйфорию от изменения климата в обществе (недаром две его ранние книги носят столь знаковые названия "Теплынь" и "Лирическое наступление"), он пытался на практике осуществить возможные преобразования. Организованные им литературное объединение и клуб 'Факел' на фоне тогдашней жизни стали ярким явлением.

Испробовав несколько профессий (главный редактор калужской областной газеты 'Молодой ленинец', рабочий на заводе), в 1961 Панченко стал редактором Калужского книжного издательства, где вскоре вышел знаменитый сборник "Тарусские страницы", одним из инициаторов и фактических составителей которого был Панченко (в выходных данных он значился членом редколлегии). Резкие оргвыводы, последовавшие вслед за появлением сборника, коснулись его лишь отчасти.

В 1961 поэт переселился в Москву. Здесь он сотрудничал в 'Комсомольской правде', учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР. После 1965, когда Панченко подписал коллективное письмо в защиту Ю.Даниэля и А.Синявского, наступил длительный период, в течение которого его не публиковали. Наряду с занятиями художественным переводом, он работал с начинающими авторами в литературных объединениях и студиях.

В сборниках 1970-1980-х годов любовная лирика - уже не столько стихи, насыщенные сильными эмоциями, сколько размышления о самой природе любви, о неизбежной связи обретений и потерь, вписанных в историю мира. Природа все больше теряет реальные черты, приобретая черты мифологические: 'А за лесом стожок, поляна, / Лось прошел - / и не так давно, - / Будто два козлоногих Пана / Пронесли на плече бревно'.

К этому времени окончательно формируется система ключевых образов, используемых поэтом, причем некоторые являются образами-аллегориями, типичными для всей романтической поэзии 1960-1970-х годов, ее демократического крыла. Сама концепция однозначна: поэт, хранитель и глашатай правды, противопоставленный разного рода 'опричникам' и 'царским приспешникам' - 'егерям' у Панченко и А.Галича, 'псарям' у Б.Окуджавы. Многие стихотворения Панченко воспринимаются как публицистические аллегории. Похожие на головы бильярдные шары в одноименном стихотворении, которые 'выверенный кий' посылает, словно солдат, на Запад, - это, разумеется, люди, недаром им присущи человеческие желания - отдохнуть, помолчать. Аллегориями выглядят и стихотворения на исторические темы, что опять-таки сближает Панченко с такими поэтами, как Окуджава.

Новый период жизни поэта начался с момента очередного всплеска общественной жизни, завершившегося кардинальными переменами в обществе. Панченко выступает не только со стихами, но и с публицистическими статьями, пишет прозу (отдельные рассказы опубликованы еще в 1960-х годах, но о Панченко-прозаике судить еще рано), составляет второй выпуск альманаха "Тарусские страницы", по различным причинам не увидевший свет. Панченко - один из инициаторов и создателей общественно-политического движения 'Апрель'.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
Разворотнев Николай Васильевич
Разворотнев Николай Васильевич
Коломейцев Николай Васильевич
Коломейцев Николай Васильевич

Новости по темеПАНЧЕНКО Николай Васильевич:
ПАНЧЕНКО Николай Васильевич, фото, биография
ПАНЧЕНКО Николай Васильевич, фото, биография ПАНЧЕНКО Николай Васильевич Русский поэт, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература

Письмо кумиру!
GUF (Гуф)
Комментариев: 865
АМИРОВ Саид Джапарович
Комментариев: 807
МЕЛЬНИКОВА Даша
Комментариев: 679
СЫЧЕВ Дмитрий
Комментариев: 514
Влад Топалов
Комментариев: 398
ДАФФ Хилари(Hilary Duff)
Комментариев: 385

 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь