ПОГОРЕЛЬСКИЙ Антоний(Русский писатель)
Комментарии для ПОГОРЕЛЬСКИЙ Антоний
Биография ПОГОРЕЛЬСКИЙ Антоний
ПОГОРЕЛЬСКИЙ, АНТОНИЙ (псевд.; настоящие имя и фамилия Перовский, Алексей Алексеевич) (1787-1836), русский писатель. Побочный сын графа А.К.Разумовского. Получил домашнее образование, за 1805-1807 успешно окончил Московский университет, получив степень доктора философских и словесных наук за три лекции (впоследствии изданные отдельной брошюрой), прочитанные на немецком, французском и русском языках. В течение пяти лет служил в различных департаментах; организовал при Московском университете Общество любителей российской словесности (1811-1830), издававшее сборники по литературе и фольклору и принимавшее участие в организации литературно-музыкальных вечеров и популярных лекций. В Отечественную войну 1812 находился в действующей армии, проявив незаурядную отвагу в боях под Дрезденом и Кульмом. С 1816 несколько лет служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел. С 1820 член Вольного общества любителей российской словесности.
В 1822 после смерти отца унаследовал село Погорельцы Черниговской губ. и, выйдя в отставку, поселился в нем вместе с сестрой, графиней А.А.Толстой, и ее сыном, будущим писателем А.К.Толстым. В 1825-1830 - попечитель Харьковского учебного округа, много способствовавший совершенствованию образовательного процесса.
В 1825 в мартовском номере журнала А.Ф.Воейкова 'Новости литературы' была напечатана фантастическая повесть Погорельского "Лафертовская маковница" - первая в отечественной словесности, где сказалось характерное для романтизма стремление воссоздать национально-поэтическую стихию, воспринятую через живой быт народа и сказочный вымысел. В населенным мелким московским людом Лефортове, в убогом домике отставного почтальона Онуфрича, читатель встречается с образом лафертовской маковницы - старой колдуньи, которая выбирает для дочери почтальона, а своей внучке, бесприданнице Маше, жениха Аристарха Фалалеевича (Фалелеича), на поверку оказывающегося любимым черным котом бабушки-ворожеи. Разрушив колдовские чары и отказавшись от неправедного богатства, оставленного бабушкой, Маша выходит замуж за полюбившегося ей пригожего сидельца, словно в награду девушке оказавшегося богатым наследником. Юмористические черты в облике кота-чиновника, мотив нечистой силы денег, характерный для романтиков 'меркантильной' эпохи, предвосхищают у Погорельского поэтику Н.В.Гоголя. Об этой повести А.С.Пушкин писал брату: 'Что за прелесть Бабушкин Кот! Я перечел его два раза и одним духом всю повесть и теперь только и брежу Аристархом Фалалеевичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмурив глаза, повертывая голову и выгибая спину'.
В 1828 вышел сборник Погорельского "Двойник, или Мои вечера в Малороссии" (помимо "Маковницы", включал повести "Изидор и Анюта", "Пагубные следствия необузданного воображения" и "Путешествие в дилижансе"), во многом навеянный интересом писателя в эти годы к вопросам воспитания, направленный против эгоизма и пустоты 'общепринятого' стиля дворянской жизни, выявивший сюжетную и психологическую изобретательность автора и несущий на себе очевидные следы влияния фантастики Э.Т.А.Гофмана, с той, однако, разницей, что у Погорельского проблему сверхчувственного скептический Двойник, второе 'я' рассказчика, стремится решить естественнонаучным объяснением.
Вместе с племянником, юным А.К.Толстым, Погорельский побывал в Италии; судя по некоторым свидетельствам, встречался с И.В.Гете. В волшебной повести для детей, как определил ее жанр автор, "Черная курица, или Подземные жители", написанной для десятилетнего племянника, прелестной в своей безыскусной поучительности и яркости наивного вымысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику - и уходящей от него, когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем, правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний мир ребенка, впервые в русской литературе после "Рыцаря нашего времени" Н.М.Карамзина ставшего главным героем произведения, ненавязчиво выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского органическое сплетение обыденности, юмора и фантастики. Впоследствии сказка была особенно любима Л.Н.Толстым, вошла в золотой фонд отечественной детской словесности, выдержав десятки переизданий на многих языках мира.
В 1830 Погорельский стал сотрудником 'Литературной газеты' А.А.Дельвига, печатал в ней отрывки оставшегося незавершенным романа "Магнетизер" и начало романа "Монастырка", в котором сентиментальная дидактика и авантюрно-романтические эффекты сочетаются с реалистическим описанием застойной жизни провинциального дворянства на Украине и трудной судьбы вернувшейся сюда, на свою родину, полной иллюзий и порывов к идеальному воспитанницы Смольного монастыря. В либеральных литературных кругах это произведение выгодно противопоставлялось натуралистически нравоописательным романам Ф.В.Булгарина и В.Т.Нарежного, а 'Литературная газета' называла "Монастырку" 'настоящим и, вероятно, первым у нас романом нравов'.
Умер Погорельский в Варшаве 9 (21) июля 1836.
Комментарии пользователей
|
\джзшщдзд для ПОГОРЕЛЬСКИЙ Антоний |
как там написано :Получил домашнее образование, за 1805-1807 успешно окончил Московский университет, получив степень доктора философских и словесных наук .Как? домашнее образолвание может быть в институте
|
|
|