Путь Марайи
Кери (
Mariah Carey) в шоу-
бизнесе овеян легендами. Феноменально дебютировав в начале 90-х, она стала самой продаваемой и популярной американской певицей десятилетия. Как обладательница 15 американских синглов номер один, она попала в Книгу рекордов Гиннеса. Начиная с 1990 года не было года, а то и месяца, чтобы американские чарты обходились без синглов Марайи
Кери, поднимавшихся как минимум в Тор 10. С хит-синглом "Heartbreaker" 1999 года она установила новый рекорд (ранее принадлежавший Beatles), проведя в рейтинге Billboard Hot 100 рекордное количество недель подряд. Свободно владея уникальным диапазоном в пять октав,
Марайя Кери ощущает себя как дома в разных жанрах. Она приобрела известность как исполнительница и великолепных соул-баллад, и просто добротных поп-песен, приправленных элементами хип-хопа и танцевальной
музыки. Что еще более удивительно, она сама написала практически весь материал, который исполняет. Это делает ее действительно феноменальным явлением в современной поп-
музыке, ставя особняком среди других поп-звезд, с которыми ее традиционно сравнивают, - Уитни Хьюстон и Селин Дион, в первую очередь.
Марайя Кери родилась 27 марта 1970 года в Лонг-Айленде в исключительно
музыкальной семье. Ее мать (ирландских кровей) в молодости пела в опере, а отец, родом из Венесуэлы, был
репетитором по вокалу. Даже имя досталось ей неспроста - по песне "They Call the Wind
Mariah" из популярного мюзикла "Paint Your Wagon". Стоит ли удивляться, что петь она начала в четыре года, а с десяти лет писала собственные песни. Получив аттестат зрелости, 17-летняя
Марайя уже на следующий день прибыла в Нью-Йорк - ее давно манила
музыкальная карьера. Новый друг, клавишник Бен Маргулис (Ben Margulies), помогал сочинять и аранжировать ее композиции. Отличный шанс блеснуть своими способностями
Марайя получила, когда прошла кастинг и стала бэк-вокалисткой данс-поп-певицы Бренды Старр (Brenda K. Starr). Именно Бренда на одной из вечеринок передала ее демо-кассету Томми Моттоле (Tommy Mottola), главе Columbia Records. Как гласит легенда, упорно поддерживаемая фанами, Моттола решил послушать кассету прямо в своем лимузине по дороге домой и был настолько поражен услышанным, что развернул машину и вернулся обратно на вечеринку, чтобы отыскать это юное дарование. Контракт с Columbia Records был уже делом техники.
В 1990 году 20-летняя
Кери впервые оказалась в студии как автор и исполнительница своих песен и начала колдовать над первым альбомом. Сделанный с огромным старанием дебют "
Mariah Carey" превзошел самые смелые прогнозы. Сам альбом отметился только в первой тройке R"n"B-чарта, зато четыре сингла подряд возглавили национальный рейтинг США: "Vision of Love", "Love Takes Time", "Someday" и "I Don"t Wanna Cry". Естественно, взволнованная
музыкальная общественность отреагировала моментально. Номинированная на Grammy дебютантка на церемонии 1991 года победила дважды: как лучшая начинающая артистка и лучшая поп-вокалистка.
На ее второй альбом возлагались большие надежды. И диск "Emotions", подготовленный через год, не стал разочарованием. Он дал жизнь трем хитам: заглавному треку (#1 в США) и двум финалистам Тор 5 - "Can"t Let Go" и "Make It Happen". А сам добрался до 4 строки чарта альбомов. На волне его успеха активизировались продажи и дебютного LP "
Mariah Carey", который в 91-м году возглавил американский рейтинг. Его сегодняшний тираж превышает уже 9 миллионов копий. Новый релиз
Кери 1992 года, EP "MTV Unplugged", выстреливший еще одним хит-синглом (кавер "I"ll Be There" Jackson 5), стал хорошей стартовой площадкой для бэк-вокалиста Трея Лоренца (Trey Lorenz). Начав с подпевок у Марайи
Кери, он вскоре сумел заключить собственный контракт с лейблом.
В июне 1993 года певица стала женой Томми Моттола, а их
свадьба на несколько дней оказалась главной темой на первых полосах газет. Уже через месяц
Марайя дала еще один повод заговорить о себе, издав третий студийный лонг-плей "Music Box". Альбому была уготована участь сокрушительного хита, который до сих остается самым растиражированным альбомом в ее карьере: уже десять раз он получал платиновый сертификат. Два сингла, "Dreamlover" и "Hero", прямиком отправились на первую строку чарта.
Только после третьего студийного релиза
Кери решилась отправиться в настоящий гастрольный тур. Насколько громкой была ее известность к этому времени, настолько же разносными рецензиями встретила пресса ее живые выступления. Зато удача в студийных
работах никогда ей не изменяла, что она еще раз доказала, подготовив рождественский альбом "Merry Christmas" (1994). Несмотря на не самый высокий показатель в чартах, диск благополучно достиг пятимиллионного тиража.
А вот следующий лонг-плей "Daydream" (1995) оказался очередным блокбастером с 10 миллионами проданных экземпляров. К этой записи артистка подошла особенно тщательно, готовя зрелую и сильную
работу, грамотно балансирующую между урбанистическим ритм-н-блюзом и поп-
музыкой. Первый же промо-сингл "Fantasy" стартовал в чартах под номером один; второй сингл "One Sweet Day", записанный вместе с Boyz II Men, повторил этот фокус. А заодно установил рекорд пребывания на первой строке Billboard Hot 100 - 16 недель подряд.
Триумфальный взлет артистической карьеры плохо отразился на личной жизни Марайи.
Отношения с мужем и рекординговым боссом Томми Моттолой разладились окончательно, и в 1997 году звездная пара рассталась. Поначалу на ее профессиональную деятельность это не оказало никакого влияния. Привычно успешным получился новый альбом "Butterfly" (1997), который
Кери густо пропитала элементами хип-хопа. Диск приземлился на первой строке рейтинга США и Канады. Пять миллионов американцев с готовностью выложили за него свои
денежки.
Такой же тираж ожидал лонг-плей 1998 года "#1", подборку из 13 синглов, лидировавших в чартах. Первоклассной "фишкой" этого релиза стала композиция "The Prince of Egypt (When You Believe)", дуэт Марайи с главной вокальной конкуренткой - Уитни Хьюстон. Две самых ярких звезды американской поп-сцены на одном сингле - такому дуэту место было только на вершине хит-парада.
В 1999 году артистка дебютировала в кинематографе, снявшись в
картине "The Bachelor". В том же году она обнародовала следующую студийную попытку "Rainbow". Промо-сингл "Heartbreaker", естественно, покоривший рейтинг США, пополнил послужной список Марайи
Кери еще одним примечательным достижением: она стала первой и единственной артисткой, чьи песни на протяжении целого десятилетия ежегодно поднимались на первую позицию Billboard Hot 100. С этим же синглом
Кери установила новый рекорд совокупного пребывания на первой строке национального чарта, опередив даже Beatles.
Однако ни одна Книга рекордов не гарантирует любви и живого интереса слушателей. А в новом столетии певица начала мало-помалу терять и то и другое. 2000 год принес ей новый контракт с лейблом Virgin - разумеется, на рекордную на тот момент сумму в 80 миллионов долларов. Это не только не прибавило артистке оптимизма, но как будто наоборот еще глубже погрузило ее в депрессивное состояние. Все это не могло укрыться от глаз пронырливой прессы, и
психологические проблемы Марайи стали достоянием любопытной толпы. К тому же на нее неожиданно обрушилось обвинение в плагиате, выдвинутое американскими композиторами Сетом Свирски (Seth Swirsky) и Уоррин Кэмпбелл (Warryn Campbell). Они утверждали, что ее хит "Thank God I Found You" с альбома "Rainbow" - это калька их песни "One of Those Love Songs". Дело растянулось на два года, и только в 2002-м обвинение в плагиате было окончательно снято. Артистка была далеко не в самой лучшей форме, когда приступила к съемкам (да еще и в главной роли) в довольно бездарном фильме "Glitter" и записала саундтрек к нему. Более сокрушительного провала трудно было ожидать. Критики справедливо злобствовали, публика ответила почти полным равнодушием. Фильм едва сделал в США 4-миллионные сборы, а звуковая дорожка "Glitter" (дебют певицы на Virgin Records) с большим трудом получила всего лишь золотой сертификат.
Выплатив компенсационные 28 миллионов долларов, руководство Virgin разорвало контракт с
Кери и предоставило ее в собственное распоряжение. Артистка, которая очень тяжело переживала неудачи последних лет, создала собственный лейбл MonarC Music, ставший подразделением Island/Def Jam. И продолжала
работать. В конце 2002 года, сама себе хозяйка, она выпустила девятый студийный альбом "Charmbracelet". Ни одного громкого хита на записи не было, но благодаря общему хорошему уровню диск отметился под #3 в Billboard 200. К этому времени Марая успела сняться в новом фильме "Wisegirls", который несколько реабилитировал ее
актерское амплуа после полного фиаско предыдущей
картины.
В 2003 году всемирно известная исполнительница впервые решилась отправиться в настоящее мировое турне, хотя и весьма скромное: десять концертов в Японии, столько же в крупнейших городах США и несколько дат в Европе.
Осенью 2003 года
Марайя Кери приняла предложение поработать над своей авторизованной биографией, которая, по ее словам, будет посвящена детским годам, карьерному взлету и тем нелегким проблемам, с которыми ей пришлось столкнуться. Никаких скандальных откровений.
Писать настоящие мемуары она считает слишком преждевременным. Пока что неплохим отчетом о ее карьере, немногословным, но впечатляющим, может послужить хотя бы список полученных наград. Кроме двух премий Grammy, она восемь раз удостаивалась American Music Award, была названа артистом десятилетия на церемонии Billboard Awards и самой продаваемой артисткой тысячелетия по версии World Music Award.
Как бы ни складывалась в дальнейшем ее карьера, которая после полосы невезения явно пошла на подъем, все ее достижения отменить уже никто не в силах.
Дискография:
#
Mariah Carey (1990)
# Emotions (1991)
# MTV Unplugged EP (1992)
# Music Box (1993)
# Merry Christmas (1994)
# Daydream (1995)
# Butterfly (1997)
# #1's (1998)
# Rainbow (1999)
# Glitter (2001)
# Greatest Hits (2001)
# Charmbracelet (2002)
# Remixes (2003)
# Emancipation of Mimi (2005)